ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 11АП-8226/19 от 04.03.2020 Верховного Суда РФ
кодекса, положениями Закона о теплоснабжении, постановлением № 1075 и исходили из того, что обществом «Тевис» не доказана необходимость осуществления спорных мероприятий непосредственно для подключения многоквартирного дома общества «Патриот» к тепловым сетям. Размер платы за подключение рассчитан экспертной группой только с учетом доли общества «Патриот», исходя из объема подключаемой нагрузки, исключая расходы, относящиеся на прочих заявителей. Согласно действующему законодательству в случае обращения остальных потребителей оставшаяся сумма может быть распределена соразмерно их доле в инвестиционной программе в сфере теплоснабжения для учета предприятий ООО «Патриот». Суды отметили, что если при корректировке инвестиционной программы технические условия для общества «Патриот» изменились, общество «Тевис» вправе обратиться в регулирующий орган с заявлением о корректировке размера индивидуальной платы за подключение. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого приказа министерства недействительным. Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших
Определение № А46-3970/20 от 02.07.2021 Верховного Суда РФ
оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, основанием для обращения общества в арбитражный суд послужил отказ комиссии и направление на доработку инвестиционной программы на 2018-2022 годы (корректировка 2020 года). Комиссия пришла к выводу о том, что тарифы на тепловую энергию для потребителей общества с учетом расходов на реализацию мероприятий, указанных в представленной скорректированной инвестиционной программе в сфере теплоснабжения на 2020 год, являются недоступными для конечных потребителей. Удовлетворяя заявление общества, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, Правилами № 410, признали отказ комиссии и направление на доработку инвестиционной программы
Апелляционное определение № 71-АПА19-4 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
тепловой энергии, орган регулирования осуществляет на основании анализа совокупности информации, использует среди прочего отчетные данные, представляемые теплоснабжающей организацией уполномоченному органу, в частности график реализации мероприятий инвестиционной программы, финансовые отчеты о выполнении мероприятий инвестиционной программы, отчет о достижении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, а также фактические значения показателей деятельности теплоснабжающей организации за предыдущий период действия инвестиционной программы. Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения . При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
Постановление № А57-14649/18 от 18.01.2022 АС Поволжского округа
и законных интересов взыскателей и должников. Обращаясь с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, администрация МО «Город Саратов» указывает на то, что в рамках исполнения судебного акта произошла перемена лиц в обязательствах, а именно было заключено концессионное соглашение № 1 от 06.11.2019 между МО «Город Саратов» («Концендент») и ПАО «Т Плюс» (концессионер) в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту соглашение). В рамках соглашения была разработана инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на период действия инициативного концессионного соглашения с 2019 г. по 2043 г. филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс» по г. Саратову, которая предусматривает проведения работ в рамках исполнения решения Арбитражного суда по делу №А57-14649/2018. В данном случае суд округа считает, что нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Довод о том, что в рамках инвестиционной программы ПАО «Т Плюс» выделены из бюджета денежные средства по
Постановление № 13АП-8441/2022 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
также методические рекомендации по заполнению указанных форм (далее - Рекомендации) утверждены приказом Минстроя России от 13.08.2014 №459/пр. В соответствии с Рекомендациями объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы: а)приобретение материалов и оборудования; б)осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ; в)осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик; г)подготовку проектной документации; д)проведение регистрации объектов. Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что инвестиционная программа в сфере теплоснабжения формируется в целях выполнения конкретных мероприятий, результатом реализации которых является ввод объектов в эксплуатацию. Как следует из материалов дела, в представленном Обществом в Комитет по тарифам письмом от 17.05.2021 № 127 (вх. от 01.06.2021 № 01-14-833/21-1-0) Проекте Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы (далее - Инвестиционная программа) в разделе 1.1 «Строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей» предусмотрено основное затратное мероприятие - «Строительство тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ
Постановление № А28-11353/19 от 18.01.2024 АС Волго-Вятского округа
от 17.11.2010 № 140 в Положения внесены изменения, согласно которым размер перечислений Предприятия устанавливается решением балансовой комиссии при Администрации в пределах, определенных решением городской думы о бюджете города на очередной финансовый год. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 распоряжением Министерства строительства и коммунального хозяйства Кировской области от 01.09.2015 № 12-ИП (с изменениями, внесенными распоряжениями от 04.04.2016 № 2-ИП и от 07.07.2016 № 10-ИП) для МУП «КЭС «Энерго» утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2015 – 2018 годы, источником для выполнения которой определен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, то есть в расчет тарифа включены затраты на капитальные вложения. В связи с удовлетворительной структурой баланса Предприятия комиссией принято решение с учетом произведенных расходов на выполнение инвестиционной программы в срок до 01.08.2018 перечислить в бюджет городского округа 28,2 процента чистой прибыли, полученной в 2017 году, что составило 5 617 722 рубля, при условии внесения изменения в
Постановление № А28-10121/18 от 24.04.2019 АС Кировской области
виды деятельности в сфере теплоснабжения, является несостоятельным. Суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя на то, что по смыслу положений действующего в рассматриваемой сфере законодательства инвестиционные программы в сфере теплоснабжения утверждаются применительно к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а не применительно к теплоснабжающим организациям конкретного муниципального образования. При этом ни Правила № 410, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не содержат требований о том, что организация, в отношении которой утверждается инвестиционная программа в сфере теплоснабжения , должна вести регулируемую деятельность именно в том муниципальном образовании, на территории которого предполагается дальнейшая реализация инвестиционной программы. Отсутствие у соответствующей организации статуса теплоснабжающей организации на территории конкретного муниципального образования не может служить препятствием для утверждения инвестиционной программы в сфере теплоснабжения применительно к этому муниципальному образованию. То обстоятельство, что Общество в целом является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, подтверждается материалами настоящего дела (в том числе выпиской из Единого государственного
Постановление № А28-10121/18 от 28.08.2019 АС Кировской области
регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции. Апелляционный суд верно указал, что по смыслу положений действующего в рассматриваемой сфере законодательства инвестиционные программы в сфере теплоснабжения утверждаются применительно к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а не применительно к теплоснабжающим организациям конкретного муниципального образования. При этом ни Правила № 410, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не содержат требований о том, что организация, в отношении которой утверждается инвестиционная программа в сфере теплоснабжения , должна вести регулируемую деятельность именно в том муниципальном образовании, на территории которого предполагается дальнейшая реализация инвестиционной программы. Отсутствие у соответствующей организации статуса теплоснабжающей организации на территории конкретного муниципального образования не может служить препятствием для утверждения инвестиционной программы в сфере теплоснабжения применительно к этому муниципальному образованию. Обстоятельство того, что Общество в целом является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, подтверждается материалами настоящего дела (в том числе выпиской из Единого государственного
Решение № 3А-47/2021 от 12.03.2021 Тверского областного суда (Тверская область)
распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения. Концессионным соглашением предусмотрено обязательство по реконструкции объекта соглашения с предельным размером расходов 22844,65 тыс. руб. путем осуществления инвестиций Обществом. Инвестиционная программа была согласована с органом местного самоуправления. Источником ее финансирования предусматривались займы, собственные средства Общества, в том числе прибыль, направленная на инвестиции (Протокол заседания Правления РЭК № 30 от 30 октября 2015 года). Приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 октября 2015 года № 185-нп утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на 2016-2037 годы. Изменений в данную инвестиционную программу на момент вынесения оспариваемого приказа органом регулирования не вносилось. Паспортом инвестиционной программы предусмотрена реконструкция котельной в с. Бурашево муниципального образования Бурашевского сельского поселения на 2016-2037 годы. Финансовым планом программы (форма № 5-ИП ТС) предусмотрены расходы общества на ее реализацию, в числе которых в 2018 году установлены расходы в общей сумме 4914,2 руб., из которых - 1152,1 тыс. руб. за
Решение № 3А-838/20 от 02.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации. Как следует из приведенных положений указанных нормативных правовых актов, предусмотренный в них механизм учета расходов на оплату потерь в тепловых сетях применяется в случае, если для регулируемой организации утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения , для реализации которой законодатель допустил увеличение валовой выручки данной организации от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения посредством учета при расчете тарифов фактических потерь тепловой энергии, превышающих нормативные технологические потери, при условии поэтапного снижения фактических потерь до уровня нормативных. Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что для ООО «Кубаньречфлот-Сервис» не утверждена в установленном порядке инвестиционная программа в сфере теплоснабжения. Соответственно, механизм учета расходов на оплату фактических потерь, предусмотренный указанными
Решение № 2-942/2021 от 21.09.2021 Борзинского городского суда (Забайкальский край)
Более того, ремонт вышеуказанных тепловых сетей не запланирован в плане капитального ремонта на 2021 год, утвержденный Министерством территориального развития Забайкальского края. Выявленные дефекты требуют от собственника проведения капитального ремонта. Без проведения капитального ремонта тепловых сетей до начала нового отопительного сезона не будет обеспечена надежность организации теплоснабжения населения города Борзи, отопительный сезон будет сорван. Приказом РСТ Забайкальского края от 28 октября 2016 года №157-НПА для АО «ЗабТЭК» на территории городского поселения «Борзинское» утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2017- 2024 года. Данной программой установлено, что затраты на проведение мероприятий по капитальному ремонту тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 не учтены, в связи с чем у АО «ЗабТЭК» отсутствует обязанность по проведению данных меропритий, соответственно их ремонт должен осуществляться ответчиком за счет средств бюджета поселения. Прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения «Борзинское» произвести капитальный ремонт: тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1
Решение № 2-1033/2021 от 26.10.2021 Борзинского городского суда (Забайкальский край)
ремонту тепловых сетей, находящихся в критическом состоянии, АО «ЗабТЭК» не принимались. Более того, ремонт вышеуказанных тепловых сетей не запланирован в плане капитального ремонта на 2021 год, утвержденный Министерством территориального развития Забайкальского края. Выявленные дефекты требуют проведение капитального ремонта. Без проведения капитального ремонта тепловых сетей не обеспечена надежность организации теплоснабжения населения г. Борзи, отопительный сезон сорван. Приказом РСТ Забайкальского края от 28.10.2016 №157- НПА для АО «ЗабТЭК» на территории городского поселения «Борзинское» утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2017-2024 г.г. Так, согласно приложению № 9 к п.3.1.1 приложения № 2 к Инвестиционной программы установлено, что в 2017 г. планируется произвести замену участков трубопроводов от ТК-4,2 до жилых домов по <адрес>, 3 и 4 на сумму 0,84 млн. руб., а также в 2019 г. планируется произвести замену участка трубопровода от ТК-4.6до УТ-4 по <адрес> на сумму 1,67 млн. руб., однако до настоящего времени данные работы не проведены. Потребителями тепловой энергии