ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инженерные изыскания не требуются - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 17.08.2018 N 35217-АГ/08 <По вопросам членства в саморегулируемой организации>
в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые выполняют работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий. В части 2.1 статьи 47 ГрК РФ перечислены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуется . С 1 июля 2017 года приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" не применяется для целей саморегулирования. Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 30.05.2024) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"
(или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий; (пп. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2017 N 1559) (см. текст в предыдущей редакции) к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте "к" настоящего пункта); выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц; выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ); договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу. (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. (часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 318-ФЗ) 11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в
Определение № А40-75417/20 от 18.11.2021 Верховного Суда РФ
1202 федеральный государственный надзор осуществляется Ростехнадзором - в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования. При этом Росреестр обращает внимание, что указанные постановления Правительства РФ не разделяют каким-либо образом деятельность, связанную со строительством, на виды, по которым членство в СРО является обязательным или необязательным и не содержат указаний на ограничение деятельности Ростехнадзора по ведению реестра СРО в сфере строительства только определенного вида. Таким образом, по мнению Росреестра, любая деятельность связанная со строительством, а также ведение реестра СРО, предметом саморегулирования для которых является строительство, отнесены к компетенции Ростехнадзора. Росреестр указывает, что Градостроительным кодексом не установлен порядок получения статуса СРО для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, и не требуют обязательного членства в СРО. Между тем, частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10 статьи 45 ГрК РФ. Из положений части 11 статьи 48 ГрК РФ следует, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью И1 статьи 48 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по
Постановление № А05-8849/2021 от 03.10.2022 АС Архангельской области
решение изменить, в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ от договора заявлен в связи с нарушением проектировщиком срока исполнения обязательства по подготовке проектной документации. Считает необоснованным вывод суда о невозможности исполнения договора в связи с непредставлением заказчиком исходных данных. В связи с этим ссылается на вывод эксперта о том, что результаты инженерных изысканий требуются только для разработки раздела 1.1 «Геодезия», для разработки других разделов проектной документации указанные инженерные изыскания не требуются . Представитель Учреждения в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал. ООО «НЭП» и его представитель в судебном заседании в отзыве на апелляционную жалобу, а также в возражениях на отзыв Учреждения просят ее оставить без удовлетворения. ООО «НЭП» с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, признав договор от 30.04.2021 расторгнутым по основаниям статьи 717 ГК РФ, а не 715 ГК РФ; в удовлетворении встречного иска - отказать.
Постановление № 18АП-10403/20 от 15.12.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
заказчика от приемки результата выполненных работ сторонами в течение 3 календарных дней составляется двухсторонний акт с указанием перечня замечаний и сроков их устранения. Согласно пункту 4.2.3 контракта заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в ходе выполнения работ по контракту. Право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 9.2 контракта. В приложении N 1 к контракту предусмотрено задание на проектирование: "Устройство наружного освещения внутридворовых территорий многоквартирных жилых домов", пункт 13 которого определяет, что инженерные изыскания не требуются . Результат выполненной по контракту работы направлен подрядчиком в адрес заказчика письмом N 322 от 30.11.2018 с приложениями (т.2 л.д. 89-90). Заказчик направил подрядчику претензию N 01-25/2455 от 13.04.2018 (т. 2 л.д. 72-75), в которой указал на необходимость оплаты обществом пени за несвоевременное устранение замечаний, выставленных ОГАУ "Главгосэкспертиза Челябинской области" и просрочку прохождения экспертизы. Кроме того, заказчик направил обществу претензию N 01-25/2455 от 26.11.2018 (т.2 л.д. 76-77) с требованием об уплате штрафа за
Решение № А50-15370/17 от 06.10.2017 АС Пермского края
положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости. Ввиду отсутствия разработанной проектно-сметной документации стадии «П», неполучения результата, указанного п. 15 Технического задания, работы не несут для ГКУ ПК «УКС Пермского края» потребительской ценности, не подлежат использованию в процессе строительства. ГКУ ПК «УКС Пермского края» был дополнительно направлен запрос в Западно-Уральское управление Ростехнадзора (письмо от 07.04.2016 №04-02-362) о направлении разъяснений о необходимости предоставления подрядчику инженерных изысканий. Пунктом 8 технического задания к государственному контракту установлено, что инженерные изыскания не требуются . Согласно ответу Западно-Уральского управления Ростехнадзора (письмо от 19.04.2016 № 03-09/765) необходимость выполнения инженерных изысканий подлежит установлению техническим заказчиком совместно с подрядчиком. Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него необходимых исходных данных не нашли подтверждения в ходе рассмотрения спора. Подтверждением наличия у подрядчика исходных данных является письмо ООО «Строй-Вектор» от 29.09.2015 года № 177, согласно которому подрядчиком указывается, что ГКУ ПК «УКС Пермского края» выдавались исходные данные. В соответствии с п. 2.3.
Решение № А76-40018/18 от 16.07.2020 АС Челябинской области
от приемки результата выполненных работ сторонами в течение 3 (трех) календарных дней составляется двухсторонний акт с указанием перечня замечаний и сроков их устранения. Согласно пункту 4.2.3 контракта заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в ходе выполнения работ по контракту. Право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 9.2 контракта. В приложении № 1 к контракту предусмотрено задание на проектирование: «Устройство наружного освещения внутридворовых территорий многоквартирных жилых домов», пункт 13 которого определяет, что инженерные изыскания не требуются . Результат выполненной по контракту работы направлен подрядчиком в адрес заказчика письмом №322 от 30.11.2018 с приложениями (т.2 л.д.89-90). Заказчик направил подрядчику претензию № 01-25/2455 от 13.04.2018 (т.2 л.д.72-75), в которой указал на необходимость оплаты обществом пени за несвоевременное устранение замечаний, выставленных ОГАУ «Главгосэкспертиза Челябинской области» и просрочку прохождения экспертизы. Кроме того, заказчик направил обществу претензию № 01-25/2455 от 26.11.2018 (т.2 л.д. 76-77) с требованием об уплате штрафа за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Решение № А76-10141/19 от 10.03.2021 АС Челябинской области
согласия заказчика. 4.1.6. Подрядчик гарантирует отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации. Согласно пункту 4.2.3 контракта заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в ходе выполнения работ по контракту. Право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 9.2 контракта. В приложении № 1 к контракту предусмотрено задание на проектирование: «Устройство наружного освещения внутридворовых территорий многоквартирных жилых домов», пункт 13 которого определяет, что инженерные изыскания не требуются . В антимонопольный орган представлена переписка между заказчиком и обществом по вопросам исполнения контракта. Так, Общество в письме № 083 от 18.09.2017 запросило у Заказчика предоставление исходных данных: Технические условия на подключение внутриквартальных линий наружного освещения; Топогеодезические съемки в границах проектирования, согласованные с УАиГ г.Магнитогорска; Проект полосы отвода или акт выбора трассы; Справки о наличии либо отсутствии зеленых насаждений; Протоколы публичных слушаний; Исходные данные и требования, подлежащие учету при разработке раздела «Перечень мероприятий
Решение № 2А-275/2021 от 12.04.2021 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)
Р.С. административный иск поддержали, по основаниям, указанным в иске, суду пояснили, основания указанные в письменно отказе являются незаконными. Проект реконструкции здания еще летом был согласован с предыдущим архитектором, однако в последующем истец получила отказ от ДД.ММ.ГГГГг. без указания каких-либо недостатков в представленных ею документах. В последующем истцом был представлены дополнительные документы, однако ей вновь было отказано в выдаче разрешения со ссылкой на то, что она не предоставила результаты инженерных изысканий. Полагают, что данные инженерные изыскания не требуются , поскольку рядом с их объектом стоит девятиэтажный многоквартирный дом, поэтому и их реконструируемое здание, можно построить на данном земельном участке. Также считают требования о минимальном отступе от границы земельного участка незаконными. Указанные отступы предусматриваются для размещения парковочных мест, но рядом со зданием истца находится достаточно иной территории с парковочными местами. Представитель административного ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район республики Башкортостан Матюшина Э.Р. просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что отказ в выдаче
Апелляционное определение № 2А-275/2021 от 26.07.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
законоположений следует, что применительно к объектам капитального строительства проведение инженерных изысканий является обязательным этапом подготовки проектной документации. Поскольку в данном случае в результате в реконструкции количество этажей в здании торгового центра составило 2, общая площадь объекта увеличилась до 253,6 кв. м, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что необходимым условием получения разрешения на реконструкцию такого объекта являются инженерные изыскания и проектная документация. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что данные инженерные изыскания не требуются , поскольку рядом с их объектом стоит девятиэтажный многоквартирный дом, поэтому и их реконструируемое здание можно построить на данном земельном участке, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на обоснованность решения. Доводы представителя административного истца Дусалиева Р.С. о том, что минимальные отступы от границ земельного участка не требуются, судом отклоняются по следующим основаниям. Пунктами 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусматривается установление в градостроительном регламенте
Постановление № 5-827/13 от 07.08.2013 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)
запасов углеродного сырья. Экологические изыскания проводились ФГБУ совместно с <...> в рамках договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата для проведения данных работ было получено разрешение Минобрнауки РФ № от дата по требованию Генерального заказчика для выполнения инженерных изысканий дата были поставлены 2 буйковые станции для измерения скорости течений и волнений на трех горизонтах. Из письма Министерства регионального развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ следует, что получения разрешений на выполнение инженерных изысканий не требуется . Все остальные формальности, необходимые при постановке буйковых станций институтом выполнены: извещены о постановке буйковых станций структуры Тихоокеанского флота; данные после обработки переданы в Гидрометфонд. Представитель ФГБУ «ДВНИГМИ» Карчевская И.В. поддержала позицию Волкова Ю.Н., просила производство по делу прекратить в виду малозначительности. Врид специалиста по административному производству Лебедева О.А. полагает, что материалами дела вина юридического лица доказана, ФГБУ «ДВНИГМИ» работал в рамках разрешения, программы, в последующем заключил договор с <...> ими проводились экологические
Решение № 2-13974/2016 от 07.10.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))
квартиру в полном объеме, вправе рассчитывать на надлежащее исполнение обязательств по договору и со стороны ответчика, а при неисполнении обязательства ответчиком вправе требовать защиты своих прав, в том числе и путем предъявления требования о признании права и передаче имущества. Объект возведен без разрешения на строительство и является самовольной постройкой, вместе с тем, земельный участок принадлежит застройщику, имелась проектная документация ООО «___», в силу ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий не требовались , что следует из заключения специалиста Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) от ____ 2016 года. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм