ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Использование земель рекреационного назначения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 01.04.2015 N 10-0869-КЛ "О предоставлении разъяснений"
использования. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Следует отметить, что разрешенное использование земельных участков, указанных в Обращении, по мнению Учреждения, не позволяет однозначно определить группу видов разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития "Об утверждении Методических указаний" N 39 от 15.02.2007 (далее - Методические указания N 39). Однако, полагаем возможным отметить следующее. Основное назначение земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения , состоит в организации всех форм отдыха. К указанным земельным участкам относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только земли, расположенные в рекреационных зонах и на специально выделенных территориях. Таковыми признаются земельные участки, предоставленные санаториям, домам отдыха и иным лицам для
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р (ред. от 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года>
природно-экологического потенциала; развитие рыночной инфраструктуры, открывающей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; преодоление дефицита квалифицированных кадров. Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано прежде всего с использованием плодородных земель, применением передовых технологий ведения сельского хозяйства и модернизацией отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Основными проблемами экономики и социальной сферы являются: старение населения; инерционность системы расселения; монопрофильный характер экономики большинства городских поселений; неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическая ситуация в сельских поселениях области; отсутствие ключевых звеньев развития региона, в частности: крупных городских агломераций, включенных в рынок туристско-рекреационных услуг; зон инновационного развития; макрорегиональных транспортных узлов; пограничной инфраструктуры. Государственная граница Российской Федерации с Украиной пока не обеспечивает быстрого роста экономики и стимулирует развитие территорий Воронежской области лишь в локальных масштабах приграничных районов. Основными направлениями развития экономики
Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"
а также о предложениях по территориальному планированию. 9.14. В составе обосновывающих материалов целесообразно оформлять следующие карты: карта использования территории муниципального образования с отображением особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения, территорий объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территорий; карта расположения объектов местного значения поселения, городского округа; карта территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; карты ограничений, в составе которых могут быть: карты существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи; карты размещения и пешеходной доступности объектов социального обслуживания на территории муниципального образования; карты ландшафтов и инженерно-геологических условий с учетом инженерных изысканий; карты архитектурно-ландшафтного анализа территории; карты природно-рекреационного комплекса; карта транспортной инфраструктуры; карта инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территорий; карты фрагментов границ и зон и иные карты. Карты обосновывающей части проекта генерального плана в границах поселения, городского округа могут выполняться в масштабах 1:50000; 1:25000, 1:10000, 1:5000, а в границах населенных
Кассационное определение № 18-КА19-63 от 18.02.2020 Верховного Суда РФ
согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно- деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения ; военных объектов; иным территориальным зонам. Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных
Апелляционное определение № 53-АПА19-2 от 28.03.2019 Верховного Суда РФ
2017г. № 818 и от 28 июня 2018г. № 428. Оспаривая нормативные правовые акты, административный истец полагает, что отнесение земельного участка к двум функциональным и к двум территориальным зонам препятствует приобретению и использованию участка, необходимого для эксплуатации жилого дома. Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа в оспариваемой части нарушают права и интересы административного истца и противоречат градостроительному законодательству. Согласно части 1 и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения , военных объектов, иным территориальным зонам, а также границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской
Решение № А67-4127/10 от 03.11.2010 АС Томской области
Как следует из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков № 51 от 29.12.2009 (т. 1, л.д. 87-89), выделение НПЗС земельного участка площадью 45 кв.м для размещения павильона по прокату спортивного инвентаря не согласовано, так как земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории. При этом в графе «Наличие обременений» протокола № 51 от 29.12.2009 отмечено: «земельный участок в особо охраняемой природной территории, ст. 98 ЗК РФ». Статья 98 ЗК РФ регулирует использование земель рекреационного назначения . Так, в соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные
Постановление № А47-11435/16 от 22.08.2017 АС Уральского округа
доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.09.2012 N 56-АБ 784629 обществу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: земли рекреационного назначения, общая площадь 53 290 кв.м, адрес (местонахождение объекта): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Красноуральский, Протопоповская роща, база отдыха "Автомобилист", земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:1208002, кадастровый номер 56:21:1208002:77. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.05.2012 56-АБ 786208 обществу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: земли рекреационного назначения , общая площадь 37 483 кв.м, адрес (местонахождение объекта): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Красноуральский, Протопоповская роща, база отдыха "Автомобилист", на земельном участке расположены смешанный лечебно-профилактический корпус и котельная литер ЕЕ1, рубленый дом сторожей литер А, кадастровый номер 56:21:1208002:78. Обществом 24.01.2016 предоставлена
Постановление № 17АП-8451/2022-ГК от 17.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, ООО «Совхоз Всходы», в районе д. Ельники (запись регистрации 59-59-05/010/2012-090) и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.03.2012 г., бланк 59-БГ 296473. Земельный участок с кадастровым номером 59:18:3630202:1945, отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: земли особо охраняемых природных территорий, общей площадью 7 370 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п, ООО "Совхоз Всходы", в районе д. Ельники. Земельный участок с кадастровым номером 59:18:3630202:1944, отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения , общей площадью 4 630 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, ООО "Совхоз Всходы", в районе д. Ельники. Также из материалов дела следует, что между продавцом АО «ОДК-Авиадвигатель» и покупателем ООО «АВТОЦЕНТР К-117» подписан договор купли-продажи № 7962 от 09.12.2015 относительно земельного участка с
Постановление № А13-8509/16 от 21.12.2016 АС Вологодской области
2011 год». Согласно приложению 2 к данному постановлению нормативная цена 1 кв. м земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, на территории Вашкинского района установлена в размере 116 руб. 46 коп. Постановлением Правительства Вологодской области от 16.09.2011 № 1113 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Вологодской области» уровень кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов, имеющих вид разрешенного использования – земли рекреационного назначения , Вашкинского района определен в размере 80 руб. 04 коп. С учетом данной цены кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:04:0104030:285 составит 1 593 676 руб. 44 коп. Согласно пункту 3 указанного постановления оно вступает в силу с 01.01.2012. Таким образом, поскольку установлена кадастровая стоимость оснований для применения нормативной цены земли не имеется. Между тем согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.09.2015 сведения о кадастровой стоимости арендуемого Обществом земельного
Решение № 3-46 от 09.06.2010 Приморского краевого суда (Приморский край)
Субъект Российской Федерации полномочиями по утверждению правил землепользования и зонирования территории земель поселений, упразднения рекреационной территории либо изменения режима землепользования этих территорий не наделен. Поскольку с ходатайством об изменении режима землепользования земель рекреационного назначения администрация Партизанского городского округа не обращалась, суд полагает, что Администрация Приморского края превысила свои полномочия при издании оспариваемого постановления. С изменением названия зоны вида разрешенного использования фактически изменен режим использования земель и нарушено право администрации Партизанского городского округа на использование земель рекреационного назначения в соответствии с их целевым назначением (статья 98 ЗК РФ). Режим использования земель особо охраняемых природных территорий имеет большие ограничения и запрещает любую деятельность, не связанную с сохранением и изучением природных комплексов и объектов (статья 95 ЗК РФ), поэтому ссылка представителя Администрации Приморского края на то, что изменение слов «земли рекреационного назначения» словами «земли особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения» не повлекло изменение режима использования земель, несостоятельна. Также не принимается во внимание довод
Решение № 2-1552/2013 от 27.11.2013 Ярославского районного суда (Ярославская область)
своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще. В судебном заседании 19.09.2013 г. представитель КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ФИО7 иск не признала, пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне на территории Карабихского сельского поселения. Истцы просят предоставить участок для обслуживания и эксплуатации жилого дома. Земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий в соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ. Использование земель рекреационного назначения для обслуживания и эксплуатации жилого дома без проведения процедуры перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в иную категорию не представляется возможным. В предоставлении в собственность земельного участка рекреационного значения для обслуживания и эксплуатации жилого дома отказано правомерно. Кроме того, земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат
Решение № 2-3652/2016 от 19.09.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)
– рекреационного назначения» (л.д.225-226 том.1). Согласно части 2 статьи 52 Земельного кодекса Украины в редакции от 02.07.2009 года на землях рекреационного значения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель. Порядок установления и изменения целевого назначения земель указан в статье 20 Земельного Кодекса Украины. Доказательства того, что целевое назначение спорного земельного участка было изменено, в материалах дела отсутствуют. Использование земель рекреационного назначения в соответствии со статьей 38 Закона «Об охране окружающей природной среды» может быть общим и специальным. Так, гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т. п) безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Украины. Согласно архивной выписке от 21 июня 2016 года №Т-49 решением 40 сессии 6 созыва Массандровского поселкового совета №1 от
Решение № 2-165/20 от 01.06.2020 Светлогорского городского суда (Калининградская область)
за гр-ном ФИО2 Истец считаю, что договор аренды земельного участка от <Дата> <№>, заключенный между администрацией МО «Янтарный городской округ» и гражданином ФИО2 не соответствует требованиям закона и посягает на публичные интересы, а также права и охраняемые интересы третьих лиц (неопределенного круга лиц), в связи с чем является недействительным в силу его ничтожности. Таким образом, данная сделка нарушает не только права истца, но и законные права и интересы неопределенного круга лиц как на использование земель рекреационного назначения и полосы земли общего пользования вдоль береговой линии озера Янтарное, так и части его акватории. Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может