ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Изменение наименования здания - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 25-КАД23-9 от 18.10.2023 Верховного Суда РФ
мая 2021 г. обратился в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «город Астрахань» с заявлением о присвоении дому, состоящему их двух квартир, принадлежащих ему на праве собственности, статуса многоквартирного жилого дома и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный дом. Решением Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «город Астрахань» от 11 июня 2021 г. № 07-10-02-343 в присвоении дому статуса многоквартирного жилого дома отказано в связи с тем, что изменение наименования здания не входит в компетенцию администрации и такие изменения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся в уведомительном порядке самостоятельно заявителем. ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Астрахани с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения. В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что рассмотрение заявления об изменении назначения здания и принятие по нему решения входят в компетенцию администрации на основании положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О
Определение № 304-КГ17-20857 от 19.01.2018 Верховного Суда РФ
221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, с учетом разъяснений Минэкономразвития России, изложенных в письме от 08.06.2015 № 14-06249/15@, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, исходили из непредставления предпринимателем документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Суды установили, что изменение наименования здания предпринимателя связано с изменением его функционального назначения, между тем, вопреки требованиям законодательства, заявителем не были представлены доказательства соответствия спорного здания требованиям, предъявляемым к торгово-развлекательным комплексам. Поскольку для кадастрового учета предпринимателем представлен технический план здания, не содержащий сведения об обосновании изменения наименования здания и без приложения документов, на основании которых возможно такое изменение, суды пришли к выводу о соответствии законодательству решения кадастровой палаты о приостановлении кадастрового учета и последующего отказа управления в государственном кадастровом
Определение № А09-428/20 от 14.07.2021 Верховного Суда РФ
которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Между тем, таких оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7, 8, 13, 26, 27, 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, исходили из того, что решение собственника об изменении наименования здания , распоряжение Администрации Навлинского района Брянской области от 10.10.2018 № 594-р и отсутствие в вышеприведенном законе запретов на внесение в ЕГРН изменений в дополнительные сведения об объекте на основании представленных собственников документов является достаточными условиями для совершения регистрирующим органом действий по внесению необходимых изменения в ЕГРН. Ссылки регистрирующего органа на возможность внесения изменений в наименование объекта лишь в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях - при его реконструкции либо вводе в эксплуатацию -
Определение № А48-8453/20 от 22.12.2021 Верховного Суда РФ
из следующего. Как следует из обжалуемых актов, Общество является собственником объекта недвижимости – здание склада противопожарного инвентаря, назначение – нежилое (кадастровый номер 57:22:0020104:436), расположенного по адресу: <...>. Обществом в соответствии с приказом от 23.01.2018 № 0087-П принято решение об изменении наименования здания со «склада противопожарного инвентаря» на «топочную». В Администрацию 21.06.2019 поступило заявление от Общества о подготовке решения об изменении наименования склада противопожарного инвентаря на здание топочной. Администрация 26.06.2019 направила ответ, согласно которому изменение наименования объекта здания склада противопожарного инвентаря на здание топочной собственник вправе произвести самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований в соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Общество 11.03.2020 обратилось в Управление с заявлением о внесении в ЕГРН дополнительных сведений - в части изменения наименования объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером 57:22:0020104:436 с «здание склада противопожарного инвентаря» на «топочная № 1», на основании приказа от 23.01.2018 № 0097-П. К заявлению приложены доверенность
Кассационное определение № 58-КАД21-3 от 28.07.2021 Верховного Суда РФ
сделана запись регистрации № 27-27-04/009/2005-580, а 26 января 2012 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, назначение «нежилое». Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2006 г. на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, занимаемого зданием. При этом в мотивировочной части решения суд указывает наименование объекта капитального строения как административное здание. Впоследствии 17 января 2012 г. ФИО1 обратился с заявлением об изменении наименования здания с «административное» на «нежилое», назначение «нежилое», и представил кадастровый паспорт не эксплуатируемого по причине частичного отсутствия конструктивных элементов здания от 9 августа 2011 г., подготовленный КГУП «Хабкрайинвентаризация». Из ответа на обращение ФИО1 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 2 июня 2020 г., представленного в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда, усматривается, что указанные изменения были внесены в ЕГРП 26 января 2012 г., однако при проведении
Постановление № А32-22529/2021 от 13.09.2022 АС Северо-Кавказского округа
в Калининский филиал управления с заявлением о государственном учете недвижимости или государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 16.11.2020 в целях смены наименования объекта для приведения его в соответствие с целевым использованием. 23 ноября 2020 года управление приостановило регистрационные действия в отношении объектов недвижимости (уведомление № КУВД 001/2020-24319871/1). В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, заявителю рекомендовано в срок до 24.02.2021 представить документ, подтверждающий изменение наименования здания в соответствии с законодательством. Уведомлением от 24.02.2021 № КУВД 001/2020-24319871/1 управление отказало во внесении изменений в ЕГРН в связи с непредставлением документов, перечисленных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, подтверждающих изменение наименования здания. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
Постановление № Ф09-4154/22 от 31.08.2022 АС Уральского округа
кв. м (пункты 1.2, 1.3). Не позднее 30.04.2019 арендодатель предоставит арендатору градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство здания (1.6.2); не позднее 01.07.2019 завершит строительство здания и предоставит арендатору нотариально удостоверенную копию разрешения на ввод здания в эксплуатацию (1.6.3); не позднее 15.07.2019 зарегистрирует за собой право собственности на здание и предоставит арендатору выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (1.6.4); в срок не позднее 10.08.2019 совершит все фактические и юридические действия, направленные на изменение наименования здания , частью которого является помещение, на «магазин» либо иное соответствующее указанному /аналогичное наименование (назначение), имеющее назначение – «торговое», внесет соответствующие изменения наименования (назначения) здания и вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, предоставит арендатору выписку из ЕГРН (1.6.5). Между тем основной договор аренды сторонами был заключен только 17.04.2020, спустя более чем 7 месяцев. Истец считает, что причиной задержки заключения основного договора аренды явилось воспрепятствование Администрацией в выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию.
Постановление № А46-814/17 от 05.10.2017 АС Западно-Сибирского округа
о наименовании здания, подлежат указанию в техническом плане здания и включению в состав приложения. По смыслу вышеназванных норм решение вопроса о возможности подготовки технического плана в целях кадастрового учета изменений сведений о наименовании здания на основании проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию, технического паспорта или декларации зависит от проведения реконструкции, изменения его функционального использования и назначения. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 08.06.2015 N 14-06249/15@, документами, на основании которых возможно изменение наименования здания , являются: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания в связи с его реконструкцией, а также изменения назначения здания в связи с его реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции); акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания либо наименования и назначения здания, не связанного с его реконструкцией); решение собственника (в случае изменения наименования здания, когда не требуется его реконструкция и оно не связано
Постановление № А39-2427/2023 от 22.11.2023 АС Волго-Вятского округа
внесения в ЕГРН дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке Закон № 218-ФЗ не содержит, равно как и нормы, обязывающей органы местного самоуправления направлять такие сведения для внесения в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия: частью 1 статьи 32 Закон № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН. Изменение наименования здания , сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, к таким случаям не отнесено. Однако это обстоятельство не может служить основанием для отказа во внесении таких сведений (изменений в сведения), поскольку Законом № 218-ФЗ такое основание для отказа во внесении сведений в ЕГРН не предусмотрено. В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение
Решение № 2А-3632/20 от 06.11.2020 Чеховского городского суда (Московская область)
<адрес> право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, являясь собственником нежилого здания с кадастровым №, в целях приведения в соответствие целевому назначению земельного участка, в пределах которого расположено здание, принял решение об изменении наименования здания с «телятник» на нежилое здание», что также подтверждается решением (л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО6 подготовлен технический план здания с кадастровым № (л.дэ.71-91), согласно заключению которого здание не подвергалось реконструкции, планировка и прочие характеристики (площадь, этажность, материал стен) не изменились, изменение наименования здания связано с приведением в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении здания с кадастровым № ФИО2 было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не представлением необходимых документов – не представлен акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать (изменять) наименования
Решение № 2А-А64/2021 от 18.02.2021 Задонского районного суда (Липецкая область)
уведомлен надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, пояснив суду, что 03.03.2020 ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области для осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания с целью изменения его наименования. Из содержания представленного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области технического плана следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № изменение наименования здания не связано с его реконструкцией, назначение здания не изменяется, площадь здания также не изменяется. Фактически изменение наименования обусловлено исключительно приведением наименования здания разрешенному использованию земельного участка - для рекреационного и оздоровительного назначения. Изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения. В этой связи документами, на основании которых возможно изменение наименования
Решение № 2А-990/21 от 21.09.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
Ярославской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> просил изменить наименование здания с «садового дома» на «объект оптово-розничной торговли – магазин». Уведомлением от 26.11.2020 года № MFC-0371/2020-31325 государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости был приостановлен, по причине того, что заявителем не представлен документ, подтверждающий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изменение наименования здания . Заявителю разъяснено, что в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, которые согласно части 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления об изменении назначения объекта недвижимости с кадастровым номером № с садового дома на магазин оптово-розничной торговли заявителем не представлено. Исходя из сведений,
Решение № 2А-3251/20 от 10.12.2020 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)
был уведомлен административным ответчиком об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица со ссылкой на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания торгово-бытового комплекса в здание гостиницы. Будучи несогласным с таким решением уполномоченного органа, просит суд: - признать недействительным отказ № от 09.07.2020 во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодейсвия по заявлению заинтересованного лица на изменение наименования здания , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с «торгово-бытового комплекса» на «гостиницу»; - обязать Управление Росреестра изменить наименование здания, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с «торгово-бытового комплекса» на «гостиницу». В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам. Дополнительно пояснил, что статьей 38 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность изменения наименования объекта по решению собственника без изменения его назначения.