ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Изменение условий аукциона не допускается - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 301-ЭС20-11668 от 15.09.2020 Верховного Суда РФ
практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"). Таким образом, уменьшение арендной платы по договору, заключенном на торгах (аукционе), законом не допускается. Суды правомерно признали дополнительное соглашение от 09.11.2012 ничтожным, поскольку изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон не допускается. В то же время, согласно протоколу о результатах аукциона от 16.03.2012 N 9 годовой размер арендной платы за пользование земельным участком составляет 4 803 000 рублей. Размер арендной платы определен как в документации об аукционе, так и в договоре от 16.03.2012. Само по себе произвольное изменение размера арендной платы в таком случае противоречит правовой природе аукциона. В настоящее время в законодательстве установлены только исключительные условия, при которых такое изменение допускается (пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации): 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если
Определение № А26-1123/15 от 09.01.2018 Верховного Суда РФ
суды правомерно и сходили из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается , за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью
Определение № 07АП-9391/2015 от 06.09.2016 Верховного Суда РФ
документации; при заключении и (или) исполнении договора его цена не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором. Согласно подпункту 16 пункта 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается . В соответствии с пунктом 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе. Системное толкование названных норм позволяет прийти к выводу о том, что договоры на передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, в том числе права его аренды, заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации, и последующее изменение
Решение № А34-1396/14 от 08.10.2014 АС Курганской области
отклоняет доводы ответчика на основании следующего. Договор аренды лесного участка заключен между Департаментом и Глебовым А.В. по результатам аукциона. Годовой размер арендной платы определен сторонами на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, исходя из начальной цены аукциона и количества шагов. В соответствии с нормами Лесного кодекса РФ договоры аренды лесных участков заключаются по результатам аукционов, при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона не допускается . Арендная плата состоит из двух частей: минимального размера арендной платы, исчисленного в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, и части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ. Часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ регламентирует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу
Решение № А67-4502/13 от 10.10.2013 АС Томской области
его позиция основывается на положениях ст. 450 ГК РФ, предусматривающей возможность изменения договора в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором, а также на ст. 612, п. 4 ст. 614 ГК РФ. Ответчик в отзыве на иск требования истца не признал в связи с тем, что согласно п. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ при заключении договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или в муниципальной собственности по результатам аукциона, изменение условий аукциона не допускается . В письменных пояснениях указал, что расчет арендной платы в части минимального размера, подлежащего уплате в федеральный бюджет по договору аренды № 22/04/11 от 24.10.2011, был произведен с учетом разрядов такс в соответствии с Приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области № 28-ОД/у от 10.06.2009. Затрудняется дать оценку обстоятельствам о том, когда утратил силу Приказ Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области № 28-ОД/у от 10.06.2009, в
Решение № А78-4372/10 от 27.09.2010 АС Забайкальского края
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), поэтому в силу п.1 ст.168 ГК РФ указанные пункты договоров являются ничтожными. От исключения оспоренных пунктов договоров во внесудебном порядке ответчик отказался. Ответчик иск не признал, указав, что названные истцом договоры были заключены по итогам лесного конкурса, предусматривавшего условия о тушении арендатором лесных пожаров на арендованном участке своими силами и за свой счет; поэтому данные условия должны были быть включены в договоры, изменение условий аукциона не допускается (ст.74 Лесного кодекса РФ). Обязанность по тушению лесных пожаров возлагается на арендаторов участков лесного фонда (ст.53 лесного кодекса РФ). При заключении договоров стороны в соответствии со ст.421 ГК РФ пришли к согласию по всем их условиям, включая оспариваемые. Данные условия не противоречат ст.616 ГК РФ. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела установлено, что сторонами были заключены договоры от 24.12.08: №86, №87, №89, по
Постановление № 11АП-7252/2016 от 09.08.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
обоих случаях необходимо проведение аукциона в установленном законом порядке. В соответствии с пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом. В силу ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ изменение условий аукциона не допускается . Частью 1 статьи 78 ЛК РФ в качестве предмета аукциона определен начальный размер арендной платы, который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73, 76 ЛК РФ. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона"). Согласно положениям статьи 79 ЛК РФ в целях
Решение № 2-222/2014 от 03.04.2014 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)
При проверке Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики договоров аренды на соответствие действующему законодательству было выявлено вышеуказанное несоответствие, что является нарушением Лесного кодекса Российской Федерации от 22 января 1997 года, а также, в соответствии с действующим лесным законодательством, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона не допускается . На основании ст. 9 действующего Лесного кодекса Российской Федерации право аренды возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, гражданским законодательством предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться
Решение № 21-11/2021 от 20.01.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта. 19 мая 2020 года между *** и ИП ПЕМ заключено дополнительное соглашение к государственному контракту № об уменьшении цены и количества поставляемого товара в связи с уменьшением доведенных лимитов. Итоговая цена контракта составила 930 600 рублей. 13 апреля 2020 года *** на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку комплекта защитной одежды (извещение №). Начальная максимальная цена контракта 5 244 000,00 рублей. 15 мая 2020 года между *** и ИП ПЕМ заключен государственный контракт № на поставку комплекта защитной одежды. В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 5 244 000 рублей «НДС не начисляется». Пункт 3.3. контракта установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Согласно пункту 6.1 контракта при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается заказчиком исключением случаев,
Определение № 33-2926/2015 от 17.09.2015 Калужского областного суда (Калужская область)
с ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 50). Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается , за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ), то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора. Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской