ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кадастровое деление - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-ЭС20-22282 от 28.06.2021 Верховного Суда РФ
ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга установлено, что перемещение указанных объектов исходя из их конструктивных особенностей невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, то есть объекты прочно связаны с землей и в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) относятся к недвижимому имуществу, о чем составлены соответствующие акты обследования. На основании произведенного обследования объектов 11.05.2011 проведен их первичный учет и составлены планы объектов недвижимости с присвоением кадастровых номеров. В связи с изменением порядка кадастрового деления территории Российской Федерации объекты недвижимости имеют следующие кадастровые номера: нежилое здание – производственный корпус расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Бехтерева, дом 1, корпус 4, литера А (кадастровый номер 78:12:0007022:1022); нежилое здание (административное), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Бехтерева, дом 1, корпус 4, литера Б (кадастровый номер 78:12:0007022:1023); нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Бехтерева, дом 1, корпус 4, литера В (кадастровый номер 78:12:0007022:1005). Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с
Определение № 305-КГ15-13456 от 05.11.2015 Верховного Суда РФ
по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона государственном кадастре недвижимости). При этом описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 3, 6 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости). Согласно части 1 статьи 16 и статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости
Определение № 307-ЭС20-22282 от 03.08.2021 Верховного Суда РФ
по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга установлено, что перемещение указанных строений исходя из их конструктивных особенностей невозможно без несоразмерного ущерба, то есть объекты прочно связаны с землей и в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) относятся к недвижимому имуществу, о чем составлены соответствующие акты обследования. По результатам обследования объектов 11.05.2011 проведен их первичный учет и составлены планы объектов недвижимости с присвоением им кадастровых номеров. В связи с изменением порядка кадастрового деления территории Российской Федерации объекты недвижимости имеют следующие кадастровые номера: нежилое здание (производственный корпус) расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 1, корп. 4, лит. А (кадастровый номер 78:12:0007022:1022); нежилое здание (административное), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Бехтерева, д. 1, корп. 4, лит. Б (кадастровый номер 78:12:0007022:1023); нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 1, корп. 4, лит. В (кадастровый номер 78:12:0007022:1005). Указанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым
Апелляционное определение № 20-АПА19-5 от 11.07.2019 Верховного Суда РФ
Махачкала, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением от 26 июня 2016г. № 9-5 в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером 05:40:000061:6588 территориальной зоны 03 «зона культовых зданий» по апелляционной жалобе Горбаневой А.Н. и Манышева СБ. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 06 марта 2019г., которым в удовлетворении искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя административных истцов Магомедова А. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила: Горбанева А.Н. и Манышев СБ. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа с внутригородским делением город Махачкала, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением от 26 июня 2016г. № 9-5 в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного участка
Постановление № А44-3150/2005-9 от 13.04.2006 АС Северо-Западного округа
в черту сельского населенного пункта Придорожное. Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции обоснованно признана несостоятельной ссылка Общества на распоряжение Администрации Демянского района Новгородской области от 03.10.05 № 516-рг и письмо начальника отдела государственного земельного кадастра Демянского района от 11.04.05 № 10-05/05-7 (листы дела 51, 52). Согласно названному письму от 11.04.05 земельный участок, выделенный Обществу в соответствии с государственным актом от 22.03.99 № 158 расположен в деревне Придорожная Тарасовского сельского совета на землях поселений. Кадастровое деление кадастрового округа Демянский в районе Тарасовского сельского совета проведено ошибочно и будет подкорректировано. Таким образом, из содержания письма следует, что в соответствии с кадастровым делением, проведенным до выдачи Обществу государственного акта о праве пользования земельным участком от 22.03.99 № 158, земельный участок, предоставленный в пользование Обществу, не относился к землям поселений. Изменение в кадастровый план было внесено только в 2005 году, а в распоряжение от 25.02.99 № 160-рг - только в октябре 2005 года
Постановление № А19-9551/2022 от 14.09.2023 АС Восточно-Сибирского округа
частично входящих в него). Однако, проанализировав предоставленные ему документы (проект внутрихозяйственного землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Иркутского райисполкома от 27.11.1985 № 397а и являющегося документом государственного фонда данных, границы которого являлись границами земельного участка, предоставленного Иркутскому сельскохозяйственному институту согласно свидетельству от 27.10.1993 № 57, и план земель ИСХИ Иркутского района Иркутской области от 1996 года), кадастровый инженер спроецировал по объектам местности чертеж проекта землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» на существующее кадастровое деление территории, получил каталог координат исходного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:69 в системе координат, используемой для ведения ЕГРН на территории Иркутской области (МСК-38), и счел возможным образовать (сформировать) в пределах установленного им контура этого участка 23 земельных участка из земель, которые не стоят на государственном кадастровом учете, в том числе спорный земельный участок с условным номером 38:06:143519:ЗУ3. При этом, изучив Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования, кадастровый инженер указал, что все образованные им
Постановление № А19-9631/2022 от 14.09.2023 АС Восточно-Сибирского округа
частично входящих в него). Однако, проанализировав предоставленные ему документы (проект внутрихозяйственного землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Иркутского райисполкома от 27.11.1985 № 397а и являющегося документом государственного фонда данных, границы которого являлись границами земельного участка, предоставленного Иркутскому сельскохозяйственному институту согласно свидетельству от 27.10.1993 № 57, и план земель ИСХИ Иркутского района Иркутской области от 1996 года), кадастровый инженер спроецировал по объектам местности чертеж проекта землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» на существующее кадастровое деление территории, получил каталог координат исходного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:69 в системе координат, используемой для ведения ЕГРН на территории Иркутской области (МСК-38), и счел возможным образовать (сформировать) в пределах установленного им контура этого участка 23 земельных участка из земель, которые не стоят на государственном кадастровом учете, в том числе спорный земельный участок с условным номером 38:06:143519:ЗУ13. При этом, изучив Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования, кадастровый инженер указал, что все образованные им
Постановление № А19-9632/2022 от 14.09.2023 АС Восточно-Сибирского округа
частично входящих в него). Однако, проанализировав предоставленные ему документы (проект внутрихозяйственного землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Иркутского райисполкома от 27.11.1985 № 397а и являющегося документом государственного фонда данных, границы которого являлись границами земельного участка, предоставленного Иркутскому сельскохозяйственному институту согласно свидетельству от 27.10.1993 № 57, и план земель ИСХИ Иркутского района Иркутской области от 1996 года), кадастровый инженер спроецировал по объектам местности чертеж проекта землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» на существующее кадастровое деление территории, получил каталог координат исходного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:69 в системе координат, используемой для ведения ЕГРН на территории Иркутской области (МСК-38), и счел возможным образовать (сформировать) в пределах установленного им контура этого участка 23 земельных участка из земель, которые не стоят на государственном кадастровом учете, в том числе спорный земельный участок с условным номером 38:06:143519:ЗУ14. При этом, изучив Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования, кадастровый инженер указал, что все образованные им
Постановление № А19-9579/2022 от 08.02.2024 АС Восточно-Сибирского округа
частично входящих в него). Однако, проанализировав предоставленные ему документы (проект внутрихозяйственного землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» Иркутского района Иркутской области, утвержденного решением Иркутского райисполкома от 27.11.1985 № 397а и являющегося документом государственного фонда данных, границы которого являлись границами земельного участка, предоставленного Иркутскому сельскохозяйственному институту согласно свидетельству от 27.10.1993 № 57, и план земель ИСХИ Иркутского района Иркутской области от 1996 года), кадастровый инженер спроецировал по объектам местности чертеж проекта землеустройства учебно-опытного хозяйства «Молодежное» на существующее кадастровое деление территории, получил каталог координат исходного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:69 в системе координат, используемой для ведения ЕГРН на территории Иркутской области (МСК-38), и счел возможным образовать (сформировать) в пределах установленного им контура этого участка 23 земельных участка из земель, которые не стоят на государственном кадастровом учете, в том числе спорный земельный участок с условным номером 38:06:143519:ЗУ8. При этом, изучив Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования, кадастровый инженер указал, что все образованные им
Решение № 2-1064/2010 от 26.05.2011 Рамонского районного суда (Воронежская область)
Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет смежных земельных участков ООО «Заречное» с кадастровым .. и Гослесфонда с кадастровым .. в местах наложения на земельный участок .. ....», снятии с кадастрового учета смежных земельных участков ООО «Заречное» с кадастровым .. и Гослесфонда с кадастровым .., в границах, смежных с участком .. ....», обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата по Воронежской области» и Управление Росреестра по Воронежской области внести изменения в кадастровое деление Рамонского района Воронежской области по границам ООО «Заречное», Гослесфонда и ....», обязании ИП Попова А.С. исполнить в полном объеме договор от 05.12.2008 года .., обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата по Воронежской области» и Управление Росреестра по Воронежской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок .., расположенный по адресу: ....» с координатами по землеустроительному делу .. от 05.12.2008 года, составленного ИП Поповым А.С., взыскании с ИП Попова А.С. в ее пользу неустойку в размере
Решение № 2-304/2011 от 26.12.2011 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)
предоставленный гр-ке Агамедовой Х.Г. администрацией городского округа «город Дербент», расположен на территории МР «Дербентский район». То обстоятельство, что земельный участок предоставлен в Дербентском городском кадастровом учете, во время, когда территория одного кадастрового района налагалась на территорию другого кадастрового района, не может служить доказательством законности его выделения Агамедовой Х.Г. Решением Верховного суда РД от 25 апреля 2011года разрешен спор о границах муниципального образования «Дербентский район» и городского округа «город Дербент», где также дано разъяснение, что кадастровое деление территории осуществляется только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельному участку уникальных кадастровых номеров. Кадастровое деление не является основанием для определения территории, на котором осуществляется распоряжение земельными участками органами местного самоуправления. Кроме того, земельный участок, на котором не располагались какие-либо здания, строения, сооружения, предоставлен в собственность Агамедовой Х.Г. в нарушение требований ст.36 ЗК РФ. В соответствии с этим, земельный участок Агамедовой Х.Г. администрацией городского округа «город Дербент» предоставлен незаконно, с нарушением адми-нистративно-территориальных
Решение № 2-8/2013 от 29.04.2013 Рамонского районного суда (Воронежская область)
постановки на государственный кадастровый учет смежных земельных участков ООО «Заречное» с кадастровым № ... и Гослесфонда с кадастровым № ... в местах наложения на земельный участок № .... в координатах землеустроительного дела № <.......>, снятии с кадастрового учета смежных земельных участков ООО «Заречное» с кадастровым № ... и Гослесфонда с кадастровым № ..., в границах, смежных с участком ....», обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Управление Росреестра по Воронежской области внести изменения в кадастровое деление Рамонского района Воронежской области по границам ООО «Заречное», Гослесфонда и СТ «<.......>», обязании ИП Попова А.С. в сроки, установленные законом, исполнить в полном объеме договор от ... № ..., обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Управление Росреестра по Воронежской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок № ..., расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Ступинская сельская администрация, СТ «....» с координатами по землеустроительному делу ... от ... года, составленного ИП Поповым
Решение № 2-387/2013 от 09.10.2013 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)
до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и г. Дербентом, территория, на которой расположен спорный земельный участок, находился в ведении муниципального образования г. Дербент являются ошибочными и основаны на неверном толковании определения кадастрового деления и подменого понятия административно-территориального устройства субъекта РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000года № 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2001года № 660, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются Законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству.
Апелляционное определение № 33-4695 от 24.12.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
Правила кадастрового деления территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата> № 660, прибегает к нормам, утратившим юридическую силу, приходя к ошибочным суждениям о предмете кадастрового деления и следственной связи с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что является недозволительным для суда. Приказ об устранении ошибки, допущенной в 2001 году, это ни что иное, как внутренний документ и никак не распространяется на другие ведомства. Вышеперечисленные корректировки во избежание двойного учета должны производиться согласно императивным нормам, т.е. кадастровое деление кадастровых районов на кадастровые кварталы производятся согласно действующим документам, принимая во внимание генеральный план города Дербента в рамках и в границах данного документа по административно-территориальному делению, а не согласно с несуществующим приложениям границ муниципальных образований к Закону РД «О статусе и границах муниципальных образований», под что ссылаются подогнать свои действия стороны. Считает, что суд необоснованно в наводящей форме излагает свои доводы о том, что администрация ГО «город Дербент», предоставляя землю, не приняла во внимание,