ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Казначейское сопровождение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 21АП-2581/18 от 24.06.2019 Верховного Суда РФ
1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, 25.12.2017 по результатам электронного аукциона между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен государственный контракт № 15 КОС-ЭА. Пунктом 1 дополнительного соглашения от 26.12.2017 № 1 к контракту учреждение и общество исключили из его содержания пункт 4.2.26 и раздел 13 « Казначейское сопровождение средств». Указывая на то, что дополнительное соглашение заключено в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и затрагивает права и законные публичные интересы и интересы субъекта Российской Федерации, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные в дело доказательства и удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 167, 168, 453, 766, 767
Определение № 306-ЭС19-13670 от 07.06.2021 Верховного Суда РФ
с лицевого счета в связи с исполнением контракта. Поступающие на лицевой счет бюджетные средства носят целевой характер и расходуются под контролем казначейства. Не соглашаясь с выводами судов, заявители приводят следующие доводы. По мнению уполномоченного органа, порядок распределения денежных средств, поступающих на предусмотренный бюджетным законодательством целевой счет, не может исключать судебный контроль над процедурой расходования руководителем должника или арбитражным управляющим денежных средств, соблюдением указанными лицами установленной законом очередности погашения текущих обязательств. В рассматриваемом случае «расширенное» казначейское сопровождение денежных средств по контракту не осуществлялось, формирование структуры цены, включая НДС, находилось в ведении самого должника, полнота оплаты включенных в контракт обязательных платежей казначейством не проверялась. В процедуре наблюдения должнику от заказчика по контракту поступило 3,6 млрд. рублей. Большинство полученного от заказчика в процедуре наблюдения финансирования (99%) должник направил своему субподрядчику – открытому акционерному обществу «Хотьковский автомост», а на погашение обязательных платежей перечислено лишь 1 % от поступившего финансирования. Текущая задолженность должника только по
Определение № А35-3141/18 от 28.10.2019 Верховного Суда РФ
средств в размере 212 499 800 рублей на расчетный счет общества в кредитной организации, в связи с тем, что данные денежные средства подлежат включению в конкурсную массу. Отказ казначейства, изложенный в письме от 20.03.2018 исх. № 44-04-22/1404, послужил поводом для обращения общества в суд с требованием по настоящему делу. Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Правилами казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 № 70, Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2015 № 213н, и исходили из того, что денежные средства, перечисленные ОАО КМФ «Строймост» в качестве аванса по
Определение № А65-28956/20 от 19.02.2024 Верховного Суда РФ
из того, что в данном случае на эти средства не может быть обращено взыскание по обязательствам перед кредиторами. Арбитражный суд округа поддержал позицию апелляционного суда. Изложенные в кассационной жалобе возражения не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм права и не могут служить достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов. Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен иммунитет бюджетной системы Российской Федерации, согласно которому, в частности, обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения осуществляется в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса только на основании судебного акта, за исключением исчерпывающего перечня случаев, установленных указанной нормой бюджетного закондательства. Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). Как установили суды, в отношении спорных средств должник является участником казначейского сопровождения – производителем работ, получившим средства, использование которых осуществляется после
Постановление № А26-6507/2021 от 14.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Федеральный закон от 01.07.2021 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации», которым БК РФ дополнен статьей 242.6-1 «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения», а также главой 24.4. « Казначейское сопровождение », вступивших в силу с 01.01.2022. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд первой инстанции верно указал, что исполнение органами Федерального казначейства исполнительных документов путем взыскания денежных средств, находящихся на счетах неучастников бюджетного процесса, которые не являются частью бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетным законодательством предусмотрено не было. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459- ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый
Постановление № А69-985/18 от 12.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса (статья 2 БК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее -Федеральный закон № 415-ФЗ), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.04.2018 № 800-р, предусмотрено, что Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» должен обеспечить казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами по договорам (контрактам), источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса Российской Федерации
Постановление № 13АП-21328/2022 от 14.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
банковской гарантии, заявки были направлены в Российский акционерный коммерческий банк, ПАО «Росбанк», Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк», Абсолют банк и т.д. От ПАО «РосДорБанк», ПАО «Росбанк», Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» были получены предварительные проекты банковских гарантий, которые предварительно были отправлены на согласование Заказчику. Существенным условием выдачи банковских гарантий было проведение расчетов, кроме авансовых платежей, подлежащих казначейскому сопровождению, через расчетные счета, открытые в указанных кредитных организациях. Общество предложило Заказчику внести изменения в пункты 5.1.47 и 5.3.1 контракта, предусматривающие казначейское сопровождение всех расчетов по контракту, изложив указанные пункты в редакции, предусматривающей казначейское сопровождение только авансовых платежей по контракту, поскольку частью 2 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусмотрено казначейское сопровождение всех расчетов по контракту, исключительно авансовых платежей. Суд апелляционной инстанции считает, что данные положения являлись существенными для получения Обществом банковской гарантии для исполнения контракта. Вместе с тем, условия о
Решение № 7Р-10 от 31.01.2024 Архангельского областного суда (Архангельская область)
до объездной автомобильной дороги «......» (далее – Контракт). Пунктом 8.3 Контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 10 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет .... Дополнительным соглашением № от <дата> к Контракту об изменении срок окончания выполнения работ, а именно абзац третий пункта 2.1. раздела 2 «Срок строительства Объекта» изложен в новой редакции «окончание выполнения работ: <дата>». При этом срок действия Контракта продлен до <дата>. Дополнительным соглашением № от <дата> к Контракту установлено казначейское сопровождение всех расчетов по Контракту. <дата> на основании распоряжения Администрации городского округа Архангельской области «.....» от <дата> № Заказчиком заключено дополнительное соглашение № к муниципальному Контракту от <дата> №, в соответствии с которым установлен авансовый платеж по Контракту в размере 53% от цены Контракта, что составляет .... и продлен срок действия Контракт до <дата>. Дополнительное соглашение от <дата> № к Контракту со стороны Заказчика подписано начальником Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «.....»
Решение № 12-18/19 от 26.02.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)
группой по рассмотрению представления прокуратуры республики, созданной на основании приказа руководителя УФК по РТ от 20 февраля 2018 года №, с участием представителя прокуратуры республики рассмотрено представление прокуратуры республики № по результатам рассмотрения решено: направить ответ в Прокуратуру Республики Тыва, протокол рабочей группы по рассмотрению представления от 21 февраля 2018 года и письмо Федерального казначейства от 19.02.2018 года №; направить письмо в Федеральное казначейство с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие казначейское сопровождение , по наделению органов Федерального казначейства полномочиями по приостановлению (отмены) операций на лицевых счетах при казначейском сопровождении средств в случаях представления государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, содержащих признаки нарушений законодательства в сфере закупок, в срок до 26 февраля 2018 года; не применять дисциплинарную ответственность в связи с тем, что в действиях должностных лиц Управления не усматривается нарушение федерального законодательства при исполнении должностных обязанностей (т. 1 л.д.187-192). Письменный ответ УФК по РТ о
Решение № 12-12/2021 от 29.01.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)
по разработке технико-экономического обоснования по объекту Создание инфраструктуры морских пассажирских, круизных перевозок и яхтенного туризма полуострова Крым в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями Контракта. Пунктом 1.3 Контракта предусмотрено, что существенными условиями контракта для сторон являются в том числе: предмет контракта, цена, сроки, качество работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в период действия контракта. Согласно п. 15 « Казначейское сопровождение по контракту» Государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено: «15.1. Авансовые платежи по Контракту подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 г. № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в случае если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ составляет 100 миллионов (сто миллионов) рублей и более. Подрядчик обязан открыть
Решение № 12-341/2022 от 07.07.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)
ст. 242.27 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 п. 1 приложения № 3 письма Министерства Финансов Российской Федерации №... и Федерального Казначейства №... от "."..г. «О казначейском сопровождении средств», государственные (муниципальные) контракты (контракты), исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения, не подлежат казначейскому сопровождению контрактов. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08 декабря 2020 г. № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на "."..г. и на плановый период "."..г. и "."..г.», казначейское сопровождение не распространяется на средства, предоставляемые для выполнения государственного оборонного заказа на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), головными исполнителями, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ от 08 декабря 2020 г. № 385-Ф3, при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в условиях государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, включается положение о применении казначейского сопровождения средств. Данное положение в государственном контракте, заключенном в рамках государственного