ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Классификатор территориальных зон - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 5-АД21-3 от 26.03.2021 Верховного Суда РФ
В абзацах первом и втором пункта 3.2.2 Правил землепользования и застройки определено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в названных правилах, приведены в таблице 1. Указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», а также с учетом постановления Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. № 306- ПП «О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе Москве». Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3.3.2 Правил землепользования и застройки). При этом в силу пункта 3.3.4 Правил землепользования и застройки вспомогательными видами разрешенного
Определение № 301-ЭС20-10890 от 17.11.2020 Верховного Суда РФ
пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ вид разрешенного использования участка может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и Классификатором. Вместе с тем пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила. Поскольку согласно Правилам землепользования и застройки Нижнего Новгорода спорный земельный участок расположен в функциональной зоне ТПК-4 – зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности, при решении вопроса
Определение № 305-ЭС23-24404 от 15.12.2023 Верховного Суда РФ
момент внесения ВРИ в ЕГРН). Между тем, судами в решении и постановлении приводятся противоречивые выводы относительно соотношения классификатора 2007 года, Перечня от 25 мая 2011 года N 228-ПП и действующего классификатора. Суды указывают, что испрашиваемые истцом ВРИ земельного участка4.9.1.4 "Ремонт автомобилей" и 4.9.1.3 "Автомобильные мойки" не соответствуют утвержденным правилам землепользования и застройки г. Москвы, однако положениям действующего Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, ВРИ земельного участка соответствует разрешенному использованию - "ремонт автомобилей" (4.9.1.4). В соответствии с пунктом 3.3.2 ПЗЗ во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф" в качестве основных видов разрешенного использования - "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельного участка и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Однако данные положений ПЗЗ г. Москвы не препятствуют заявителю в реализации права, предусмотренного
Постановление № А75-5699/2021 от 17.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
стандартам безопасности. То есть ПЗЗ предусматривают возможность размещения объектов связи без дополнительного указания в видах разрешенного использования размещение объектов связи для конкретной территориальной зоны. Вместе с тем, на основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора. Согласно кодам 5.2, 5.3, 5.4 Классификатора содержание видов разрешенного использования природно-познавательный туризм, охота и рыбалка, причалы для маломерных судов (отнесенных в ПЗЗ к территориальной зоне экологического и природного ландшафта (Р-З)) включают в себя: размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий; обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья
Постановление № 13АП-20687/2022 от 04.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
довод Общества о несоответствии ВРИ, предусмотренных ППТ и ПМ, ВРИ, установленным Классификатором, поскольку ВРИ, предусмотренные ППТ и ПМ, были установлены до вступления в силу Классификатора и относятся к ВРИ «деловое управление», при этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии ЗК РФ федерального классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия ему, что следует из пункта 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вышеизложенное также свидетельствует о несостоятельности доводов Общества о том, что ВРИ в ППТ и ПМ не соответствуют градостроительному регламенту территориальной зоны ТД1-21, в которой расположены Участки, что не позволяет освоить спорные земельные участки и свидетельствует об отсутствии у уполномоченного органа стратегии градостроительного развития территории, поскольку профильным органом - КГА определено, что функциональное назначение Участков установленное в ППТ и ПМ соотносится с ВРИ «деловое управление» (код 4.1), который,
Постановление № А56-52265/20 от 18.05.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Правила), указанными Правилами в муниципальном образовании вводится система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон. Исходя из пункта 2 статьи 9 Правил возможные виды разрешенного использования земельных участков указаны в Правилах в соответствии с Классификатором. Разрешенные виды использования земельных участков в пределах территориальной зоны «зона среднеэтажной жилой застройки» (ТЖ-3) приведены в статье 22 Правил. Из приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержания документов градостроительного зонирования муниципального образования не следует невозможность применения положений о видах разрешенного использования к территориальной зоне, а не конкретному земельному участку, при том что для размещения объектов в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ, могут использоваться земельные участки, их части или земли (пункт 3 статьи 39.33 ЗК РФ). Таким образом,
Решение № 2А-819/19 от 20.05.2019 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)
и замене технологических жидкостей». При этом в представленном заявлении ФИО3 не указан ни кадастровый номер земельного участка, ни его месторасположение. В соответствии с письмом Администрации от 08.02.2019 № заявителю была предоставлена информация о видах разрешенного использования зоны Ж-1 со ссылкой на указанное решение СНД МО г. Гусь-Хрустальный от 23.01.2019 № и месте его размещения на официальном сайте администрации. Кроме того, в указанном ответе заявителю подробно разъясняется, что к основным видам разрешенного использования по Классификатору территориальной зоны Ж-1 относится: «бытовое обслуживание. Код 3.3. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, прачечные, химчистки, похоронные бюро)». В связи с чем, в ответе сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с действующим Классификатором в границах территориальной зоны Ж-1 - зоны для индивидуального жилищного строительства, размещение «автосервисов» не предусмотрено. Поскольку размещение «автосервисов» в зоне Ж-1 не предусмотрено, действие Администрации по предоставлению ФИО3 подробного
Постановление № 16-2635/2022 от 18.05.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции
договора аренды от 9 августа 2016 года №06-18/56 сроком на 20 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 550 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – природоохранная деятельность, сохранение ценных природных особенностей ландшафта с одновременным созданием условий для отдыха населения при условии, что планируемые мероприятия будут осуществляться с минимальным воздействием на уязвимые элементы окружающей среды, вспомогательные сооружения, связанные с организацией отдыха (беседки, скамейки, малые архитектурные формы) (код 5.2 классификатора), территориальная зона с индексом Р-3 (зона природных ландшафтов), расположенный по адресу: <адрес> На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Саратовской области от 21 августа 2020 года должностным лицом указанного органа в отношении ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 10 сентября 2020 года составлен акт №361/Ф-ОГЗН. Согласно акту от 10 сентября 2020 года №361/Ф-ОГЗН при проведении проверки выявлено, что на указанном земельном участке и
Решение № 2-5051 от 26.10.2020 Раменского городского суда (Московская область)
связи с отсутствием на местности фактических границ участка с кадастровым номером <номер> установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером <номер> не представляется возможным. Также факт отсутствия фактических границ на местности земельного участка с кадастровым номером <номер>, подтверждается выпиской ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером <номер>, где в сведениях о характерных точках границ земельного участка, в столбце <номер> описание закрепления на местности, код <номер>. Данный код в Классификаторе "Территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий" означает, что при межевании, земельный участок с кадастровым номером <номер>, на местности закреплен не был. Местоположение земельного участка с кадастровым номером <номер> определено относительно <адрес>. Из представленных характеристик местоположения участка, можно лишь определить зону его расположения. При отсутствии иных документов, определяющих размеры и местоположение участка, эксперт ориентируется на представленные правоустанавливающие и правоподтверждающие документы. Сопоставив фактические границы земельного участка истца и границы согласно ЕГРН земельного участка ответчика,
Решение № 33-256/2023 от 02.10.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)
и подъездом к нему через соседние земельные участки, находящиеся на праве собственности у третьих лиц. Эксперт ФИО3 в судебном заседании пояснила необходимость применения указанной корректировки для определения рыночной стоимости объекта исследования с кадастровым номером №. Суд критически относится к доводу административного истца о некорректном определении местоположения объекта оценки и объектов-аналогов. Экспертом на стр. 33 заключения подробно описаны обоснования применения корректировки на «местоположение объекта в пределах населенного пункта». Необходимость ее применения определялась на основании классификатора территориальных зон согласно Справочника оценщика недвижимости-2022, с учетом показателя «окраины города, промзоны». Далее эксперт различия в расположении объекта исследования и объектов-аналогов учитывает с помощью корректирующих коэффициентов. Доводы административного истца о некорректном подборе объектов-аналогов при оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, суд признает несостоятельными. По сообщению ГБУ Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, представленным Управлением Росреестра по Воронежской области для проведения государственной кадастровой оценки земельных