ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 02АП-8337/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется; поскольку на момент возникновения спорных правоотношений критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не утверждены, что сторонами не оспаривается, проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не требовалось; Общество в составе проектной документации представило технические условия на строительство дорожно-транспортной сети, выданные муниципальным казенным учреждением «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова». Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального
Определение № А54-2510/20 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
Российской Федерации от 30.06.2020 №12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суда апелляционной инстанции»). Суд апелляционной инстанции сделал не основанный на законе и материалах дела вывод о том, что при рассмотрении обращения заявителя и выдаче оспариваемого отказа администрацией не была дана оценка необходимости проведения экспертизы проектной документации при наличии у объекта строительства признаков объекта массового пребывания граждан. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства Критерии отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан, установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10.04.2020 №198/пр утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
Решение № А72-215/2023 от 03.08.2023 АС Ульяновской области
объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п.2.2 ст.49 ГрК РФ). Приказом Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр утверждены критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан - возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ. Как следует из текстов оспариваемых предпринимателем отказов, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство складов №1 и №2, а также на реконструкцию объекта торговли, на принадлежащем ИП ФИО1 земельном участке по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Репина,
Решение № А08-7981/20 от 24.02.2021 АС Белгородской области
отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется. На момент обращения предпринимателей в Администрацию за выдачей разрешения на строительства 29.01.2019 критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не были утверждены. С учетом изложенного, основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, связанное с необходимостью представления заключения экспертизы проектной документации, является незаконным, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не были утверждены, проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не требовалось (Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4843). В пункте 2 Уведомления об отказе в выдаче разрешения на
Определение № 02АП-8337/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется; поскольку на момент возникновения спорных правоотношений критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не утверждены, что сторонами не оспаривается, проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не требовалось; Общество в составе проектной документации представило технические условия на строительство дорожно-транспортной сети, выданные муниципальным казенным учреждением «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова». Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального
Постановление № А05-11287/20 от 24.05.2022 АС Северо-Западного округа
пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644); - в отношении проектной документации на осуществление строительства не было проведено государственной экспертизы, которая являлась обязательной по причине нахождения объекта строительства (здания магазина) менее 5 м от действующего водопровода; - в материалы дела представлена проектная документация, подготовленная ФИО6 в отсутствие доказательства ее членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования; - здание магазина соответствует критерию отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан , так как имеется возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек, следовательно, согласно части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация должна проходить обязательную экспертизу, что не было исполнено заказчиком. В судебном заседании представитель ООО «УК «Технология» и ООО «УК «Квант» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Администрации и ФИО2 возражали против удовлетворения данной жалобы.
Постановление № А55-36447/19 от 24.05.2022 АС Поволжского округа
них по 2 человека; количество одноместных номеров - 17, а количество обслуживающего персонала - 5-7 человек. Таким образом, по мнению эксперта, в кафе одновременно могут присутствовать лишь 32 человека, а в кухне S10, по мнению эксперта, не более 50 человек, что установлено «исходя из расположения столов в помещении». Указанный вывод эксперта, принятый судами, не подтвержден какими-либо документами. Согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2020 № 198/пр, критерием отнесения объекта капитального строительства к объектам массового пребывания граждан является возможность одновременного нахождения на объекте пятидесяти и более человек. По утверждению общества эксплуатируемое ответчиком здание общей площадью более 800 кв. м, являющееся единым капитальным строением безусловно относится к объектам, на которых возможно одновременное нахождение пятидесяти и более человек и следовательно, указанный объект относится к пункту 1 Таблицы 4 СНИП, как объект с массовым скоплением людей, зона минимальных расстояний которого от магистрального газопровода должна составлять не менее 350 м. Кроме
Решение № 2-5343/18 от 28.11.2018 Уссурийского районного суда (Приморский край)
кодекса РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется Таким образом, если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства, является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан будут утверждены Минстроем России. При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчик обоснованно отказал истцу в выдаче разрешения на строительство, руководствуясь при этом действующими нормативными актами и Сводами правил, так как критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан на данный момент, не утверждены Минстроем России и не находит оснований для возложения обязанности повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство на земельном участке площадью XXXX кв.м. для завершения
Решение № 2А-189/19 от 22.04.2019 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ в случае, если объекты капитального строительства, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Согласно пункту 3.71 «Свод правил 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175 (ред. от 01.06.2011), помещение с массовым пребыванием людей: залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны,
Решение № 2-6661/2022 от 20.06.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)
адресу: город Самара, Самарский район, ул. Алексея Толстого, д.67». Уведомлением Главы г.о. Самара от 14.09.2022 в предоставлении указанной муниципальной услуги отказано. В качестве оснований указано на следующее. Заявителем не представлены результаты инженерных изысканий в полном объеме. В соответствии с ч. 2.2 статьи 49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан установлены Приказом Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан». Вместе с тем, способ расчета максимального количества посетителей, подтверждающий невозможность одновременного пребывания в данном объекте 50 и более человек, не представлен, следовательно, сведения об одновременном нахождении в здании не более 32 человек не обоснованы. Кроме того, земельный участок с