ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии отнесения объектов нвос - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
во внимание письмо Росприроднадзора от 17.05.2021 № МК-02-02-31/14930, в котором разъяснено, что в соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ категория присваивается объекту в зависимости от уровня его негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, при принятии решения о присвоении объекту НВОС соответствующей категории, необходимо учитывать максимальный уровень негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого таким объектом, в связи с чем, Критерии № 2398 (а до их вступления Критерии № 1029) определяют в качестве критерия отнесения объекта НВОС к соответствующей категории при осуществлении на таком объекте хозяйственной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом, паром, с использованием оборудования установленную мощность используемого на объекте НВОС генерирующего оборудования, т.е. суммарную мощность генерации энергии объекта НВОС. Представленные обществом заключение специалиста № 53/21 и экспертное заключение от 22.06.2021 судами отклонены, поскольку перед специалистами, по сути, поставлен правовой вопрос, который должен разрешить суд на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и подлежащих применению норм права. Доводы
Определение № 304-ЭС22-6906 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
действовавших до 30.12.2020 (далее – Критерии № 1029). Полагая указанные действия управления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе результаты судебной экспертизы, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Критериев № 1029, Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, установив, что обществом не осуществляется хозяйственная деятельность, указанная в подпунктах «в», «и» Критериев № 1029, подпункте 10 пункта 1 Критериев № 2398, пришли к у выводу об отсутствии у управления правовых оснований для присвоения объекту «Омская производственная площадка» I категории объектов НВОС , в связи с чем
Определение № 302-ЭС23-6935 от 15.09.2023 Верховного Суда РФ
были определены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждены приказом Управления от 25.09.2013 № 227), а в период с 20.11.2013 по 22.11.2018 – нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Управления от 22.11.2013 № 100). Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий. В силу статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов,
Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
по 24.09.2018 у Общества имелись нормативы выбросов загрязняющих веществ а атмосферный воздух (утверждены приказом Управления от 25.09.2013 № 227), в период с 20.11.2013 по 22.11.2018-номативы образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Управления от 22.11.2013 № 100). Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий. В силу статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов,
Постановление № А55-2252/20 от 04.08.2021 АС Самарской области
производственного контроля и т.п.). Таким образом, если объект государственного экологического надзора оказывает негативное воздействие на окружающую среду и соответствует Критериям №1029, в отношении такого объекта наряду с иными обязательными установленными требованиями в области охраны окружающей среды контролируется исполнение требования о постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС. Критерии оказания негативного воздействия на окружающую среду являются лишь одним из условий отнесения к объектам, подлежащим государственному экологическому надзору. Согласно п.8 ст.69 Закона №7-ФЗ используются критерии отнесения объектов НВОС к объектам федерального государственного экологического надзора или регионального государственного экологического надзора как критерия разграничения полномочий по ведению реестра таких объектов между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Первичным для целей постановки таких объектов на государственный учет является отнесение их к объектам НВОС в соответствии с Критериями №1029. Как верно указал суд первой инстанции, анализ видов деятельности, перечисленных в разделах I, II и IV Критериев №1029, позволяет сделать вывод
Постановление № А65-5959/2021 от 10.03.2022 АС Поволжского округа
эксплуатации указанных объектов. Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» с учетом целей государственного учета в рассматриваемых правоотношениях, фактическое осуществление деятельности, оказывающей НВОС, с использованием объектов капитального строительства, не введенных в эксплуатацию, не освобождает от исполнения обязанности, установленной пунктом 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии) в спорный период (2019 год) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029. В соответствии с Критериями (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029) осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории. В
Постановление № А06-3424/2021 от 06.12.2021 АС Астраханской области
III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 4 т. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) утверждены критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Не указанные данным постановлением объекты не подлежат постановке на учет в качестве НВОС. Как следует из материалов дела, Росприроднадзором в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что по состоянию на 16.12.2020 АО «НГК «АФБ» не поставило на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающею среду, а именно, участка недр «Тамбовский участок», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 15161 НР, с целевым назначением
Решение № 7-817/2021 от 24.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ). С 01.01.2021 действуют Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, установленные Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ) и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии N 2398). До 01.01.2021 действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее – Критерии № 1029). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
Решение № 7-283(2 от 27.06.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
среду (далее - объект НВОС), - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. В силу ст. 4.2 указанного Федерального закона объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», вступившим в силу с 01.01.2021 (далее - Критерии № 2398). Таким образом, в случае, если объект подпадает под приведенное в статье 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС и соответствует одному или нескольким критериям отнесения объектов НВОС
Решение № 2-5143/2022 от 22.07.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ). Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее -Постановление № 1029). ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ). При проведении инвентаризации определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ; устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ,-которые
Решение № 12-51/2022 от 10.11.2022 Плесецкого районного суда (Архангельская область)
прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора). Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398. Критерии отнесения объектов НВОС к объектам IV категории, определены пунктами 7-11 Критериев. Так, согласно пункту 7 Критериев к объектам IV категории относятся объекты НВОС при наличии одновременно следующих критериев: 1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный