ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ22-620 от 20.09.2022 Верховного Суда РФ
2022 г. № 807 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее также - Постановление, Изменения соответственно). Постановлением вносятся изменения в Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86, в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 543, а также в Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184. Общество с ограниченной ответственностью «ТЭС» (далее также - ООО «ТЭС»), являясь территориальной сетевой организацией, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Постановление, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением порядка принятия нормативного правового акта, установленного действующим законодательством, противоречит статьям 1 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2,
Апелляционное определение № 7-АПА19-4 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ
В случае, указанном в абзаце первом данного пункта, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». В силу пункта 1 указанных Критериев территориальная сетевая организация обязана владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта
Определение № 17АП-14952/19 от 20.08.2020 Верховного Суда РФ
1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, и исходили из отсутствия у общества в спорный период статуса сетевой организации, который приобретен с 01.05.2017 (с момента установления ему тарифа). Суды указали на недоказанность возникновения на стороне ответчика (сетевой организации, «держателя котла») неосновательного обогащения. Отменяя судебные акты, суд округа со ссылкой на критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184, и правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 № 304-ЭС15-5139, пришел к выводу о том, что отказ в удовлетворении заявленных обществом требований является преждевременным. Не обладая полномочиями по оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, суд округа направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав на необходимость выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения
Апелляционное определение № 49-АПА19-28 от 24.10.2019 Верховного Суда РФ
тарифов для взаиморасчетов не исключены объекты электросетевого хозяйства ООО «Газпром энерго», владение которыми противоречит запрету по совмещению деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, в том числе аффилированными лицами; в составе затрат учтены затраты на обслуживание указанных объектов; завышен размер амортизационных отчислений; неправомерно включены затраты на аренду имущества, собственник которого является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии; ООО «Газпром энерго» не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее - Критерии). Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной жалобе ООО «Башкирэнерго» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в
Определение № 48-АПА19-30 от 30.01.2020 Верховного Суда РФ
отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 24 Правил регулирования). Постановлением административного ответчика от 27 декабря 2018 г. № 8 9/11 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области, в том числе названным постановлением определены величины необходимых валовых выручек сетевых организаций, учтенных при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов. Указанным постановлением необходимая валовая выручка ООО «ЭКМ» в расчете единых (котловых) тарифов не учтена. На основании заявления ООО «ЭКМ» приказом Министерства
Постановление № А33-3423/2021 от 15.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
услуги по передаче электроэнергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее – индивидуальные тарифы). Индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации-получателя услуги по передаче электроэнергии, получаемой ею от потребителей электроэнергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). Постановлением № 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, согласно которым «Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА» (далее – Критерии). Согласно подпункту 16 пункта 17 Правил № 1178 организация должна предоставить схемы электросети с указанием трансформаторных
Постановление № А32-29107/16 от 31.01.2018 АС Северо-Кавказского округа
государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, дополнен нормой, предусматривающей, что основанием для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае несоответствия данным критериям тариф на передачу электрической энергии для владельца объектов электросетевого хозяйства не устанавливается. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно указали, что в соответствии с положениями пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать
Постановление № Ф09-6232/18 от 04.10.2018 АС Уральского округа
к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных этим законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В порядке реализации положений статьи 21 названного закона Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29.02.2015 № 184 (далее – Постановление № 184) Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Пунктом 3 Постановления № 184 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано принять до 1 января 2016 года решения об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, и индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые
Решение № 3-7/2015 от 14.09.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. В силу положения части 1 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии). Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе принять до 1 января 2016 года с учетом положений настоящего постановления решения об установлении (пересмотре): единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; индивидуальных цен (тарифов) на услуги
Постановление № 12-215/19 от 30.01.2019 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)
на оказываемые ею услуги (поставляемые ресурсы) с приложением соответствующих расчетов и обосновывающих документов. При этом в силу положений пункта 24 Правил регулирования № 1178, основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, владелец объектов электросетевого хозяйства не вправе требовать с потребителей электрической энергии платы за пользование объектами электросетевого хозяйства и возмещения потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства. Право на возмещение возникающих в принадлежащих владельцу объектах электросетевого хозяйства потерь электрической энергии, а также эксплуатационных и прочих затрат возникает только у сетевых организаций -
Решение № 77-103/2018 от 15.03.2018 Кировского областного суда (Кировская область)
ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184. В соответствии с пунктом 3 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления
Решение № 72-843/18 от 18.07.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)
силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7. указанного кодекса). Внесенные Постановлением Правительством РФ №1056 от 17 октября 2016 года с 01 января 2017 года изменения в критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям не свидетельствует об отмене (смягчении) ответственности или ином улучшении положения лица, совершившего административное правонарушение. Поскольку общество в 2017 году действовало как сетевая организация, которой были утверждены индивидуальные тарифы по услугам по передаче электрической энергии, у общества были обязанности по размещению и раскрытию информации в соответствии со Стандартами, как у субъекта розничного рынка. Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются скриншотами с официального сайта общества и формами статистического наблюдения. Имеющиеся доказательства получили