ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии постановки на учет объектов негативного воздействия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А45-31489/20 от 20.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации; присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС (пункт 4 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды). Статьей 69 Закона об охране окружающей среды установлено, что государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов в целях получения достоверной информации об объектах НВОС, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункты 1, 3). В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, пункта 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №
Постановление № А66-14833/20 от 25.03.2022 АС Северо-Западного округа
в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа. Установив, что основным видом деятельности общества является рыбоводство в ходе которой осуществляется эксплуатация водного объекта - водозабор и сброс сточных вод в реку Каменка, суды пришли к выводу, что именно по указанным критериям министерство отнесло спорный объект к III категории объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, и поскольку обязанность по подаче заявления о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду - нагульного пруда (дамбы, донного водовыпуска и рыбоуловителя) с кадастровым номером 69:10:00:00:30:0013:5-1599:1000/В, обществом не исполнена, удовлетворили заявленные требования министерства. Вместе с тем Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области. Полномочия министерства определены в положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от
Постановление № А56-93436/2021 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
д. Каменистик, восточнее д. Медведково»). По результатам рассмотрения заявки в установленном порядке вышеуказанному объекту в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 раздела I «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии), была присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду с присвоением кода 58-0178-005862-П, о чем выдано свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет № 5017222 от 25.06.2021, которое направлено Заявителю установленным порядком (исх. 07-22/14811 от 28.06.2021). Не согласившись с присвоением указанному объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
Постановление № 13АП-4637/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в соответствии с подп. 6.3 Положения о Росприроднадзоре служба имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным компетенции службы, в том числе по вопросам применения статьи 1 Закона № 78-ФЗ. По мнению апелляционного суда, вышеуказанное Информационное письмо Росприроднадзора соответствует таким критериям и, по сути, является разъяснением уполномоченного органа о порядке учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не противоречит определению объекта НВОС, приведенному в статье 1 Закона № 7-ФЗ. Так, в соответствии с пунктом 2.1 Информационного письма Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе
Решение № 21-19/2022 от 20.01.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)
к объектам I, II, III и IV категорий" не может быть признан обоснованным. Положения ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предписывают совершить указанные действия в течение 6 месяцев с момента введения вышеуказанных объектов в эксплуатацию. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" сроков подачи заявки о постановке на государственный учет таких объектов не содержит. Следовательно, обязанность подать заявку у генерального директора ЗАО «РМЗ» возникла с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" ( с 1 января 2021 года). Подача заявки 18 июня 2021 года, в день начала прокурорской проверки, от административной ответственности ФИО1 не освобождает, а свидетельствует об устранении правонарушения. Назначенное ФИО1 наказание соответствует требованиям ст.4.1
Решение № 7-817/2021 от 24.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее – Критерии № 1029). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, в порядке, установленном Законом N 7-ФЗ, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о снятии с государственного учета объектов НВОС (п. 11 ст. 69 Закона N 7-ФЗ). Категория объекта НВОС подтверждается указанным свидетельством о постановке его на государственный учет, выданным на основе заявки, в которой декларируется категория объекта НВОС. В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 рублей до 20000 рублей; на
Решение № 7Р-114 от 10.02.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)
II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029, при которой обязанность по постановке на учет возникла ранее шестимесячного срока, подлежащего исчислению с 1 января 2021 года. До 1 января 2021 года действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии № 1029), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029. Не учтенные указанным постановлением объекты не подлежали постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По делу не оспаривается, что АО «Быт» не имеет объектов, относящихся к I, II, и IV категорий согласно Критериям № 1029. По мнению главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области объекту добычи подземных вод АО «Быт» должна быть присвоена III категория. Согласно
Решение № 7-784/2021 от 17.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в ЕГРН и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС. Помимо указанного критерия и информации о самом объеме и владельце в целом, Росприроднадзор в приведенном выше Информационном письме разъясняет, что в случае если объект не соответствует Критериям №, он не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет, а также указывает определенные случаи, которые не позволяют относить те или иные территории (объекты) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. В частности, ведомственным органом разъяснено, что земельные участки не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС (п. 2.2). Указанная информация Росприроднадзора актуальна и в отношении новых Критериев №, хотя опубликована в период действия Критериев №, утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ. На дату выдачи ООО «Гвардия» в 2012 лицензии на право пользования недрами действовали иные критерии отнесения
Решение № 7-779/2021 от 17.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в ЕГРН и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС. Помимо указанного критерия и информации о самом объеме и владельце в целом, Росприроднадзор в приведенном выше Информационном письме разъясняет, что в случае если объект не соответствует Критериям № 1029, он не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет, а также указывает определенные случаи, которые не позволяют относить те или иные территории (объекты) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. В частности, ведомственным органом разъяснено, что земельные участки не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС (п. 2.2). Указанная информация Росприроднадзора актуальна и в отношении новых Критериев № 2398, хотя опубликована в период действия Критериев № 1029, утративших силу с 01.01.2021. На дату выдачи ООО «Гвардия» в 2012 лицензии на право пользования недрами действовали иные