ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Линейные объекты линии электропередач - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 14.07.2021 N 490 "О внесении изменений в Положение о государственном природном заповеднике "Бастак", утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2017 N 409" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2021 N 66376)
(служебных зданий со вспомогательными сооружениями, музеев, информационно-просветительских центров для посетителей, в том числе с экспозицией под открытым небом); 3) выпас сельскохозяйственных животных, принадлежащих работникам Учреждения и гражданам, проживающим на территории заповедника; 4) организация и устройство экскурсионных экологических троп и маршрутов; 5) любительское рыболовство, осуществляемое работниками Учреждения для личного потребления и без права продажи; 6) размещение ульев и пасек работниками Учреждения; 7) предоставление работникам Учреждения служебных наделов (пахотной земли и сенокосов); 8) эксплуатация существующих линейных объектов (линий электропередач ).". 4. Дополнить Положение пунктами 12.1 и 12.2 следующего содержания: "12.1. Виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах заповедника (за исключением участков территории заповедника, указанных в приложении 2 к настоящему Положению) <1>: -------------------------------- <1> Приказ Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2020, регистрационный N 61482) с изменениями, внесенными приказами Росреестра от 20.04.2021 N П/0166 (зарегистрирован Минюстом России 31.05.2021, регистрационный N 63717), от
Письмо Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации")
20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля". Данное информационное письмо, уточняющее полномочия органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, не может рассматриваться как руководство для передачи Росприроднадзором материалов на рассмотрение в муниципальные органы. 4.3. Передача материалов в органы государственного лесного надзора При выявлении нарушений на территории земель лесного фонда (за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), в том числе при осуществлении строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи , линий связи, дороги, трубопроводов и т.п.) <1>, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией <2>. -------------------------------- <1> П. 14, 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2011 N 21533). <2> Ст. 96 ЛК РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства
Письмо Минстроя России от 16.08.2019 N 30022-ТБ/02 <О членстве в саморегулируемых организациях лиц, осуществляющих строительство>
за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (договоры генподряда), за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами (договоры субподряда), могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Согласно пунктам 10 и 10.1 статьи 1 Кодекса к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, в том числе линейные объекты (линии электропередачи , линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Отличительные признаки строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства установлены пунктами 13 - 14.3 статьи 1 Кодекса. Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 определена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии со статьей 1 и частью 1
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10.1) линейные объекты - линии электропередачи , линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; (п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) 10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных
Приказ Ростехнадзора от 02.08.2018 N 330 "Об утверждении Руководства по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"
и диагностирования - техническое устройство, обеспечивающее пуск внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральный трубопровод. 20. Капиллярный контроль - метод неразрушающего контроля, использующий возможности проникновения специальных жидкостей в несплошности на поверхности объекта контроля с целью их обнаружения. 21. Конструктивная деталь - опорно-центрирующие кольца, защитные кожухи, пригрузы, коверы, колодцы, опоры, подвески, крепления контрольно-измерительной аппаратуры. 22. Линейная часть магистрального трубопровода - группа объектов магистрального трубопровода, включающих в себя трубопроводы, переходы магистрального трубопровода через естественные и искусственные препятствия, трубопроводную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовые линии электропередачи , сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенная для перекачки нефти (нефтепродуктов) между площадочными объектами магистрального трубопровода. 23. Магистральный трубопровод - единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленной нефти (нефтепродукта) от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки их на автомобильный, железнодорожный или водный виды транспорта, состоящий из конструктивно и
Определение № 18-КГ22-30 от 17.05.2022 Верховного Суда РФ
23К80037-01-2020-001564-16 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 18-КГ22-30-К4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 17 мая 2022 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Москаленко Ю.П., судей Горохова Б.А., Юрьева И.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск об утверждении мирового соглашения при исполнении решения суда по иску администрации муниципального образования город Новороссийск в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Квант» о признании линейного объекта - линий электропередачи - самовольной постройкой по кассационной жалобе ФИО1 на определение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 13 августа 2021 г. и определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2021 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - Администрация) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО
Определение № 02АП-172/19 от 13.11.2019 Верховного Суда РФ
применению к спорным отношениям, неполно установили и исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не принимая судебного акта по существу спора, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа исходил из следующего: суды первой и апелляционной инстанций, взыскивая с Общества (арендатора) испрашиваемую Министерством (арендодателем) задолженность по оплате пользования лесным участком, предоставленным по договору от 01.10.2014 № С0990509/26/14-АЗ для строительства линейного объекта (линии электропередачи ), не исследовали довод Общества о том, что оно построило данный объект и ввело его в эксплуатацию, поэтому проверяя представленный Министерством расчет арендной платы, суду первой инстанции необходимо установить, соответствует ли площадь спорного участка охранной зоне линии электропередачи, с учетом установленных обстоятельств определить размер подлежащей внесению арендной платы. Приведенные заявителем в жалобе доводы не опровергают выводы суда кассационной инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми руководствовался окружной суд, отменяя решение суда первой
Определение № А26-400/2021 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что лесной участок, переданный в аренду Компании, частично находится в границах лесных участков, предоставленных Обществу. При этом Общество использует леса в целях заготовки древесины, а Компания - в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта. Исходя из отсутствия доказательств невозможности совместного использования спорных лесных участков как Обществом в целях заготовки древесины, так и Компанией в целях строительства реконструкции, эксплуатации линейного объекта (линии электропередачи ), суды пришли к выводу о том, что факт совершения оспариваемой сделки и передачи Министерством в аренду части лесных участков, в отношении которых ранее заключены договоры аренды с иным видом использования, не может свидетельствовать о наличии оснований для признания сделки недействительной в оспариваемой части. Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса
Определение № А41-7130/20 от 19.05.2021 Верховного Суда РФ
Следует отметить, что положения, содержавшиеся в пункте 16 Правил использования лесов о возложении обязанности на лиц, использующих лес в целях эксплуатации линейных объектов, обеспечивать регулярную очистку лесных просек, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления бытовыми и иными отходами, воспроизведены в пункте 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434. Лица, использующие лес в целях эксплуатации линейных объектов – линий электропередачи (источников повышенной опасности), обязаны соблюдать данные правила по очистке лесных просек и в том случае, если договоры аренды лесных участков заключены с ними только под опорами этих линий. Ссылка Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2020 № 309-ЭС20-14768 об отказе в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования на судебный акт, в котором сделан вывод об отсутствии у сетевой организации обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, несостоятелен, поскольку в данном деле вопрос касался ликвидации
Определение № А53-36575/19 от 21.04.2021 Верховного Суда РФ
освещения, в состав которых включены в качестве конструктивных элементов ранее существовавшие опоры ВЛ-0,4 кВ. На указанных опорах ВЛ-0,4 кВ кроме проводов питающей распределительной электрической сети дополнительно был выполнен подвес проводов и светильников сети наружного освещения. При этом сети наружного освещения подключены к энергоснабжению от ВЛ-0,4 кВ и трансформаторных подстанций, принадлежащих обществу. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, суды, установив, что спорные опоры являются неотъемлемой технологической частью единого линейного объекта (линии электропередач ), приобретенного в установленном порядке обществом при приватизации имущественного комплекса ГУН РО «Донэнерго» и используемого в процессе осуществления уставной деятельности, отметив, что ВЛ-0,4 кВ, включающая в себя спорные опоры, создана ранее сети наружного освещения администрации, руководствуясь статьями 58, 133, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах,
Постановление № А65-24982/15 от 20.12.2016 АС Республики Татарстан
обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ОАО «Сетевая компания» на праве собственности принадлежат линейные объекты: линии электропередач ВЛ-110 кВ Магистральная-Киндери, линии электропередач ВЛ-220 кВ Магистральная-Киндери, а также энергетический производственный технический комплекс «Подстанция В.Гора и база Высокогорского района электрических сетей», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации. Линия электропередач ВЛ-10 кВ РП «Константиновка» Л.5 отпайка на КТП-6056 входит в состав энергетического производственного технического комплекса «Подстанция В.Гора и база Высокогорского района электрических сетей». ИП ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью
Постановление № А11-14154/20 от 17.08.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
кадастровым номером 37:24:040928:162 находятся объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 37:24:040928:1061, 37:24:040928:1065, 37:24:000000:4278 (железнодорожный путь), принадлежащие Обществу на праве собственности. Объект с кадастровым номером 37:24:000000:4276 (сооружения электроэнергетики, комплекс сооружений электросетевого хозяйства, включающий в себя: линию Э/П 209, 211, внутренние кабельные сети 12385,12383,12384, кабельные линии электропередач 12380,12381, кабельную сеть завода 12379, кабельную сеть на территории завода 4224, кабельную сеть подстанции 6 3307а, кабельную линию 13000, кабельную сеть завода 4516) принадлежит ОАО «ИЗТС». Между тем, линейные объекты (линии электропередач , телефонные линии, газопроводы, водопроводы) сами по себе не относятся к категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков. Одновременно наличие таких объектов предоставлению земельного участка лицу, не являющемуся их собственником, не препятствует. Собственник комплекса сооружений электросетевого хозяйства может не являться собственником земельного участка, по территории которого проложены объекты, входящие в состав данного комплекса. Нахождение линейного объекта (в данном случае кабельных сетей) на земельном участке
Постановление № А32-4617/18 от 22.01.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ). В отношении земельного участка предназначенного для строительства объектов федерального, регионального или местного значения необходимо наличие не только документов территориального планирования, но и документация по планировке территории, проектная документация, а также лицо, уполномоченное на такое строительство. Суды не учли, что согласно письму управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район от 10.11.2017 № 400/03.3.3-04 в границах испрашиваемого земельного участка здания, сооружения, а также линейные объекты (линии электропередач , нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы и иные трубопроводы, дороги общего пользования) отсутствуют. Схема территориального планирования Лабинского района Краснодарского края, утвержденная решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 № 106/23, в своем графическом виде не содержит в себе сведений о местоположении спорного земельного участка относительно «проектируемого газопровода». Суды не приняли во внимание корректировку существующей схемы газоснабжения и газификации Лабинского района, в результате чего на участке не планируется и не предполагается размещение межпоселкового газопровода высокого
Решение № 2-1425/19 от 17.03.2020 Мытищинского городского суда (Московская область)
размер участка, выделенного под строительство многоквартирного дома по <адрес> (адрес присвоен позднее), составляет 0,70 га. На плане указаны границы земельного участка и координаты всех его поворотных точек. Государственное предприятие трест «Спецсетьстрой» было реорганизовано в ОАО «Спецсетьстрой». Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100308:172 частично наложился на земельный участок размером 0,7 га, предоставленный государственному предприятию «Спецсетьстрой» для строительства многоквартирного <адрес>, наложение образовалось в месте северо-восточной части дороги общего пользования - <адрес>. По данным улицами размещены линейные объекты: линии электропередач , линии связи. В 1995 г. государственный трест «Спецсетьстрой» завершил строительство многоквартирного <адрес> на земельном участке площадью 7 000 кв.м., после чего квартиры в доме были приобретены гражданами, в частности по договорам о совместной деятельности по долевому участию в строительстве жилья. На земельном участке площадью 7 000 кв.м. по адресу: <адрес>, имеются элементы озеленения и благоустройства, а именно: детская площадка, спортивная площадка, площадка для сушки белья, площадка для игры в настольный теннис, многолетние
Решение № 12-1/19 от 06.02.2019 Октябрьского районного суда (Волгоградская область)
при следующих обстоятельствах: в 09 часов 30 минут в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков – территории СГБУ ВО «Светлоярское лесничество», приказ директора №101 от 27 июня 2018 года, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в площади которых находятся линейные объекты – линии электропередач . При поведении натурального осмотра установлено: на вышеуказанных лесных участках гослесфонда находится линия электропередач ЛЭП «МРСК Юга» ВЛ 35, просека под высоковольтной линией не прорублена, под проводами ЛЭП произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород по всей территории охранной зоны, зона обслуживания установленной ЛЭП относится к ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго». 22 ноября 2018 года постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных
Решение № 2-1761/2021 от 14.05.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
ответчику аванс по договору подряда № в размере 110 000 рублей, что подтверждается квитанцией №. Срок выполнения строительно-монтажных работ – с ДД.ММ.ГГГГ На основании справки о стоимости выполненных работ истец внес ответчику еще 110 000 рублей, что подтверждается квитанциями №, №, № № и №. Согласно вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда г.Новороссийска дело № по иску МО г.Новороссийск к ООО «КВАНТ» исковые требования МО г.Новороссийск были удовлетворены в полном объеме; линейные объекты - линии электропередач ООО «КВАНТ», расположенные на муниципальном земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, признаны самовольной постройкой и ООО «КВАНТ» обязано в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести их снос. Решение Октябрьского районного суда г.Новороссийск дело № по иску МО г.Новороссийск к ООО «КВАНТ» вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно вступившему в законную силу решения Приморского районного суда г.Новороссийска дело № по иску ФИО5 к
Решение № 2-696/22 от 23.05.2022 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
в объеме и в сроки предусмотренные договором, сдать работы и результат услуг Заказчику в установленный договором срок. Обеспечить производство работ и качество всех работ в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП), техническими условиями и условиями настоящего Договора...».В феврале 2021 г истцу стало известно, что согласно вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Октябрьского районного суда <адрес> дело № по иску администрации МО <адрес> к ООО «КВАНТ» исковые требования удовлетворены в полном объеме: Линейные объекты - линии электропередач ООО «КВАНТ», расположенные на муниципальном земельном участке с кадастровым номером № по адрес: <адрес>, признаны самовольной постройкой и ООО «КВАНТ» обязали в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести их снос.Кроме того, согласно вступившего в законную силу (08.12.2020г.) решения Приморского районного суда <адрес> дело № по иску ФИО7 к ООО «КВАНТ», исковые требования ФИО7 были удовлетворены в полном объеме: Строение по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым