ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лишение гражданства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 3-КАД21-1-К3 от 30.06.2021 Верховного Суда РФ
выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. По смыслу данных конституционных положений, лишение законно приобретенного гражданства Российской Федерации недопустимо. Отмена же решения о приеме лица в российское гражданство, когда после его вынесения выявлен факт невыполнения этим лицом установленных законом условий приобретения гражданства, не является лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру, притом что решение уполномоченного органа об отмене решения о приеме в гражданство не носит произвольный характер. Согласно пункту «а» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные
Кассационное определение № 4-КА19-4 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ
если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. № 17-П, от 14 ноября 2005 г. № 10-П, от 26 декабря 2005 г. № 14-П, от 16 июля 2008 г. № 9-П и др.). Также в Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации). Как видно, суд апелляционной инстанции, признавая оспариваемое заключение законным, бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как самого ФИО1, так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти
Кассационное определение № 5-КА19-62 от 24.01.2020 Верховного Суда РФ
20 декабря 1995 года № 17-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9-П и др.). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой ФИО3», Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности. Суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемое заключение законным, бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как Те А.Н., так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче истцу паспорта гражданина Российской Федерации
Кассационное определение № 2-КА19-4 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ
и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России № 225 и ФМС России № 240 от 7 октября 2008 г., действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения о депортации, определено, что при вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, территориальный орган ФМС России осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории Российской Федерации. В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства , в отношении которого Министерством юстиции Российской Федерации вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, от выезда за пределы территории Российской Федерации территориальный орган, осуществляющий миграционный контроль, принимает меры по его депортации (пункт 14). Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Судами установлено и усматривается из материалов дела,
Решение № А84-4791/17 от 07.03.2018 АС города Севастополя
Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке и с соблюдением установленного порядка. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом и удостоверять личность и гражданство Российской Федерации. Пункт 7 вышеуказанного постановления Правительства РФ регулирует отношения, связанные с изъятием паспорта, в случае если основной документ (паспорт) оформлен в нарушение установленного порядка либо изготовлен с использованием утраченного (похищенного) бланка. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом по основаниям и в порядке, предусмотренном в законе. Судом установлен факт изъятия паспорта гражданина Российской Федерации серии <...>, выданного 29.06.2001 Приозерским ОВД Ленинградской области на имя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Тбилиси, при проведении проверки на предмет принадлежности к гражданству Российской Федерации, в связи с фактом его необоснованной выдачи, поскольку ФИО5 гражданином Российской Федерации на тот момент не являлся. В своих доводах заявитель связывает факт изъятия паспорта гражданина Российской Федерации
Решение № А12-5133/2023 от 25.09.2023 АС Волгоградской области
отбывания наказания в виде лишения свободы, так и период до ее осуждения. Правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законом интересы). Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет собой разновидность специального правового статуса, отличительной чертой которого является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства РФ и соответственно, общего правового статуса гражданина. В соответствии с положениями п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Положениями п.2 ст.45 УК РФ предусмотрено назначение к основному наказанию, в виде лишения свободы, также дополнительного наказания, в виде лишения права
Решение № А40-90222/17-2-688 от 11.10.2018 АС города Москвы
ФИО1 о том, что в связи со вступлением в гражданство Россиийской Федерации в отношении него прекращено гражданство Украины, противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица со своим государством, порождающая взаимные права и обязанности. Исходя из этого, Российская Федерация не вправе в одностороннем порядке лишить иностранного лица гражданства своего государства и самостоятельно прервать эту правовую связь. Таким образом, несмотря на приобретение лицом гражданства Российской Федерации, автоматического лишения гражданства иностранного государства не происходит. В соответствии со статьей 106 Конституции Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР Президент Украины принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом. Согласно статье 18 Закона о гражданстве Украины гражданство Украины прекращается вследствие выхода из гражданства Украины. Исходя из положений 19 Закона о гражданстве Украины, выход из гражданства Украины осуществляется по ходатайству лица. Статьей 28 Закона о гражданстве Украины также
Решение № 2А-3428/2021 от 28.05.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)
истец не согласен с данным решением по следующим основаниям. Гражданин СССР, родившийся на территории РСФСР ДД.ММ.ГГ и позднее, имевший гражданство СССР и утративший его в связи с распадом СССР, не изъявивший волеизъявление о выходе из гражданства, как из СССР, так и из РФ, считается гражданином РФ по рождению, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГ), иное толкование, означало бы произвольное лишение гражданства РФ, запрещенное ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, а также отсутствие конституционного права на гражданство. ФИО1 волеизъявление о выходе из гражданства СССР и РФ не изъявлял. В связи с чем, доводы административного ответчика, связывающих наличие гражданства ФИО1 с фактом его проживания (регистрации) на территории РФ на ДД.ММ.ГГ и/или его нахождением за пределами территории бывшего СССР, а не рождением, незаконны. Административный ответчик незаконно и необоснованно применили положения закона, который признан не соответствующим Конституции РФ. Кроме
Решение № 2А-505/17 от 09.11.2017 Осташковского городского суда (Тверская область)
России "Осташковский" о признании незаконным бездействия по предоставлению запрашиваемой информации и обязании устранить допущенные нарушения. Свои требования мотивировала тем, что 15.02.2017 она обратилась в УФМС России по Тверской области с запросом о предоставлении ей информации о гражданстве, который был направлен заказным письмом с уведомлением «Почтой России» 17.02.2017 г. 20.02.2017 г. данный запрос был получен, о чем свидетельствует уведомление. В указанном запросе она просила предоставить, если таковые имеются, копии документов подтверждающих утрату гражданства СССР /РСФСР, лишение гражданства СССР/РСФСР по решению Президиума Верховного Совета СССР/РСФСР, подтверждающих прохождение процедуры принятия гражданства РФ в соответствии с ФЗ-62 «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. копии заявлений: о принятии гражданства РФ, заявления о выходе из гражданства СССР/РСФСР. Не получив в установленный законом срок ответ, 21.07.2017 г. она направила второе заявление аналогичного содержания, в котором указала, что ответ на первое обращение ею не получен, однако до настоящего времени ответ в ее адрес так и не направлен, в
Решение № 2А-1710/20 от 18.11.2020 Вяземского районного суда (Смоленская область)
и ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 дополнительно пояснила, что обжалуемое решение вынесено без учета требований определений Конституционного суда РФ от 12 февраля 2019 года № 267-О, от 15 января 2019 года № 2-О. На основании ст. 22 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» может быть вынесено решение суда о лишении гражданства, но вместе с этим нужно иметь ввиду, что такое лишение гражданства в случае установления и предоставления сведений, которые не соответствуют действительности, по решению суда возможно только в том случае, если отсутствовали законные основания для приобретения гражданства, а также с учетом того обстоятельства, если отсутствовала устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией. ФИО1 получала гражданство в упрощенном порядке, к ней не подлежали применению сведения о наличии источника дохода; на тот период источником ее существования являлась заработная плата супруга, который ее содержал и являлся гражданином РФ. Представители