ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Материальная ответственность экспедитора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 44-КГ19-10 от 09.09.2019 Верховного Суда РФ
Ю.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2019 г. гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоЗащита» к ФИО1 о возмещении материального ущерба по кассационной жалобе ФИО1 на решение Осинского районного суда Пермского края от 19 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 сентября 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоЗащита» (далее также - ООО «ЭнергоЗащита», общество, работодатель) 19 июня 2018 г. обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении материального ущерба. В обоснование заявленных требований ООО «ЭнергоЗащита» указало, что с 5 сентября 2016 г. ФИО1 работал в обществе в водителем-экспедитором , с 1 апреля 2017 г. - заведующим хозяйством. Приказом ООО «ЭнергоЗащита» от 12 февраля 2018 г. № 1 ФИО1 уволен с работы
Определение № 307-ЭС15-10885 от 10.11.2015 Верховного Суда РФ
смешанным, регулируемым положениями глав 40, 41 Гражданского кодекса; доказательств того, что имевший место пожар произошел вследствие обстоятельств, которые он не мог предвидеть и, устранение которых от него не зависело, ответчиком не представлено; претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден. Суд кассационной инстанции, отменяя принятые судебные акты указал, что суды полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права. Судами не учтено, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором . Между тем в деле отсутствуют доказательства принятия груза к экспедированию именно со стороны общества «Реал-Авто Логистик» и (или) возложения ответчиком обязанностей по принятию этого груза на третье лицо, а также доказательства того, что по спорной перевозке именно ответчик выступал в качестве перевозчика. Как следует из пункта 10 «Перевозчик» транспортной накладной от 07.05.2014 № Т-05402/14, в качестве перевозчика указано
Определение № 16-КГ21-19 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
автомобиля (молоковоза), 23 688 руб. - стоимость утраченного груза (молока), а также расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. и оплату государственной пошлины в размере 9 466 руб. Представитель ФИО1 в суде иск не признал, указав на то, что в трудовом договоре и договоре о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенных между сторонами, поименованы разные должности ФИО1, а именно в трудовом договоре - менеджер по закупкам, в договоре о полной индивидуальной материальной ответственности - водитель-экспедитор . Решением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 9 октября 2019 г. (с учетом определения того же суда от 6 декабря 2019 г. об исправлении описки) исковые требования ФИО2 удовлетворены. С ФИО1 в пользу ФИО2 взыскана сумма ущерба в размере 626 588 руб., из которых: 602 900 руб. - стоимость восстановительного ремонта автомобиля, 23 688 руб. - стоимость утраченного груза (молока), судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 9 466 руб. и
Постановление № 05АП-2808/19 от 20.06.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда
повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В силу статьи 805 ГК РФ экспедитор несет ответственность за действия привлеченных им лиц, как за свои собственные. По смыслу названных правовых норм вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор. Следовательно, он должен представить доказательства того, что им были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его утрата произошла вследствие непреодолимых обстоятельств. Договором-заявкой установлена полная материальная ответственность экспедитора -перевозчика за груз с момента получения до момента сдачи груза грузополучателю (пункт 2 раздела 4). Согласно части 1 статьи 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 названной
Постановление № 16АП-4596/2015 от 09.12.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи грузополучателю по правилам ст. 7 ФЗ № 87 от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности» в тех размерах и объемах, которые были объективно доказаны при урегулировании данных спорных вопросов с учетом страховых выплат, если таковые имеют место. В случае утраты груза, связанной с противоправными действиями третьих лиц (мошенничество, кража, грабеж, разбойное нападение) материальная ответственность экспедитора наступаетпо результатам принятого решения правоохранительными органами или иными органами проводящими проверку по данному факту. Пунктом 4.10 договора предусмотрен претензионный порядок разрешения спора. Срок действия договора стороны установили до 31.12.2013. Договор может быть пролонгирован, если за 1 календарный месяц до срока его окончания стороны не уведомили о его расторжении (пункт 3.1). ООО «КВВК» во исполнение заявки от 27.06.2014 поручило предпринимателю ФИО1 произвести доставку груза. Согласно товарно-сопроводительным документам, ответчик принял на себя обязательство осуществить перевозку
Решение № А55-21030/13 от 04.02.2014 АС Самарской области
недостающей его части; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Условиями п. 6.3 договора предусмотрено, что материальная ответственность экспедитора за сохранность (утрату, повреждение, недостачу) груза наступает с момента подписания водителем экспедитором (уполномоченным представителем) экспедитора товарно-транспортной /товарной накладной о принятии груза и действует до момента передачи груза грузополучателю в товарно-транспортной/товарной накладной. Обращаясь в Арбитражный суд Самарской области с настоящим иском, ООО «ДЭЛ» указывает на то, что в период с 10.01.2013 г. по 12.04.2013 г. на основании заявок на перевозку грузов, предоставленных ответчиком и во исполнение условий договора от 10.01.2013 г. № 1 истец
Постановление № 09АП-27974/2012 от 27.09.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда
перевозчиком в размере стоимости утраченного груза. Статья 803 ГК РФ, ст. 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату груза. В силу положений статьи 805 ГК РФ возложение ответчиком исполнения обязательства на третье лицо не освобождает ответчика как экспедитора от ответственности перед истцом за исполнение договора транспортной экспедиции. Разделом 6 договора установлена материальная ответственность экспедитора за сохранность груза и обязанность по возмещению стоимости утраченного груза в случае его утраты, происшедшей после принятия экспедитором груза к перевозке. Согласно статье 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость,
Решение № А72-325/13 от 28.05.2013 АС Ульяновской области
с перевозчиками от своего имени. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора. Ответчик как экспедитор, обязавшись доставить груз к месту назначения, эти обязательства не исполнил надлежащим образом. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств проявления им той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях исполнения своих обязательств по перевозке груза, а также доказательства отсутствия вины в утрате груза. Кроме того, материальная ответственность экспедитора за сохранность перевозимого груза установлена пунктами 2,23, 4.1, 4.2, 4.3 договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 35 от 30.12.2011 г. Довод ответчика о том, что товар выдан неуполномоченному им лицу, не соответствует обстоятельствам дела и не может быть принят судом в качестве оснований для отказа в удовлетворении иска. Заявка № 494 от 24.10.2012 г. принята ответчиком к исполнению, о чем свидетельствует возвращенная ответчиком истцу заявка, в которой ответчиком указаны фамилия, имя и отчество
Решение № от 13.02.2012 Таврического районного суда (Омская область)
ущерба и причин его возникновения. Материальная ответственность возлагается на работника при наличии его вины в причинении ущерба. Материальная ответственность Работника исключается в случае возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости либо неисполнения Работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Между (клиент) и ООО «МаксСиб» (экспедитор) ДД.ММ.ГГГГ заключены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг и дополнительное соглашение к указанному договору, которыми предусмотрен порядок оказания указанных услуг и полная материальная ответственность экспедитора за сохранность груза с момента принятия его от клиента и до выдачи грузополучателю в соответствии со ст. 796 ГК РФ. В соответствии с командировочным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 командирован в для доставки груза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании путевого листа автомобиль полуприцепом под управлением ФИО2 направлен в распоряжение ДД.ММ.ГГГГ Маршрут движения: Из товарно-транспортной накладной следует, что ДД.ММ.ГГГГ филиалом перевозчику ООО «МаксСиб» для отгружены автошины О АП 9,00R20 О-40БМ-1 нс-12 в количестве 300
Решение № 2-1774/2011 от 05.12.2011 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)
РФ установлен определением Роты ДПС г. Туапсе. Следователь, ответчик несет полную материальную ответственность по п. 6 ст. 243 ТК РФ, а не в пределах среднемесячного заработка. Он также просил взыскать с ответчика судебные расходы. Но, поскольку в представленных платежных документах отсутствует отметка банка, в решении вопроса о судебных расходах полагается на усмотрение суда. Ответчик и его доверенное лицо с иском не согласны, просили в удовлетворении исковых требований отказать. При этом они показали, что материальная ответственность экспедитора ограничена ответственностью за вверенный ему груз, товар. В случае причинения в случае ДТП вреда вверенного экспедитору груза, тот несет полную материальную ответственность в случае повреждения груза. Однако ФИО1 не должен нести полную материальную ответственность за вред, причиненный автомобилю, которым он управлял в качестве водителя, поскольку в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, должность водителя, равно
Решение № 2-162/2016 от 15.06.2016 Семикаракорского районного суда (Ростовская область)
условиям которого Экспедитор принял на себя обязанности по принятию, организации и выполнению в соответствии с заявками перевозок и экспедирования грузов Заказчика (отделочных материалов, сантехнического оборудования и т.д.), что подтверждается копией договора перевозки груза и экспедиции (л.д.8-12). В соответствии с пунктом 2.9 договора Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает исполнителя от ответственности перед заказчиком за неисполнение договора (п.5.1 договора). Пунктом 5.5 договора предусмотрена материальная ответственность Экспедитора за причиненные заказчику убытки за полную или частичную утрату груза с момента приема груза к перевозке до момента его передачи заказчику. Согласно п.5.6 договора ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Экспедитором в следующем размере: - в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; - в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его