предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 29.12.1991 №341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» в 1992 году запрещена приватизация предприятий, за исключением совхозов по строительству и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объектов этих систем. В соответствии с п.2.1.10 Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2284 « О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности , являются объектами, приватизация которых запрещена. Согласно статьи 11 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации. Распоряжение главы Надеждинского района от 25.12.2000 №690-р нарушает запрет на приватизацию мелиоративных систем и сооружений, находящихся в федеральной собственности. Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что Надеждинским районным судом в рамках дела №2-1242\2015 установлено, что
участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ4) площадью 80 483 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ5) площадью 52 847 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ6) площадью 99 402 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ7) площадью 70 510 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ8) площадью 77 136 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ9) площадью 99 882 кв. м; земельный участок (условный номер 59:32:3410001:750:ЗУ10) площадью 2350 кв. м, а также объектов недвижимости: оросительная сеть мелиоративная система «Южный польдер» с кадастровым номером 59:32:0000000:607; осушительная сеть мелиоративная система «Южный польдер» с кадастровым номером 59:32:0000000:611. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2017 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 от 22.12.2016 отменено, решение от 16.09.2016 оставлено в силе. В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Прикамская гипсовая компания» указывает о наличии оснований для ее передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных
кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как усматривается из судебных актов, основанием для истребования от ООО «Питомники КБР» выделенной суммы субсидии явилось представление им в составе заявки на получение бюджетных средств, поданной в министерство, проектной документации на объект финансирования, не соответствующей требованиям пункта 5 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2012 № 272-ПП «О Правилах предоставления в 2012-2020 годах в Кабардино-Балкарской Республике сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (внутрихозяйственных мелиоративных систем), принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке» (далее – Правила предоставления субсидий). Данное нарушение было выявлено органом финансово-бюджетного надзора в ходе проверки министерства по вопросу использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». Министерству было выдано предписание от 04.03.2017 № 04-03-07/246 об устранении
Предприятия; решения об образовании иных участков в порядке раздела земельного участка с кадастровым номером 47:23:00-00-000:0173, предусмотренные п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ не принимались; согласно письму ФГБУ «Управление «Ленмелиоводхоз» от 24.12.2013г. № 628, милиоративные системы Предприятия являются неотъемлемой частью земельного участка, созданы исключительно с целью улучшения водного режима земель и обслуживают земельный участок, на котором расположены; в письменной позиции представленной в суд первой инстанции Управление указывало на то, что экспертное заключение нормативно не подтверждает, что мелиоративные системы являются объектами, имеющими самостоятельное функциональное назначение; суд, отказывая в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы не указал мотивы для отклонения ходатайства; вывод арбитражных судов о фактическом возврате земельных участков Предприятию не подкреплен доказательствами; при новом рассмотрении дела, вопрос о наличии фактических оснований приобретения не исследовался, дополнительных доказательств не представлено; выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме того, в апелляционной жалобе Управление просит назначить повторную строительно-техническую экспертизу мелиоративных
у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. Проверка наличия у спорного объекта признаков недвижимого объекта судами первой и апелляционной инстанций не осуществлена, доказательства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии у данного объекта признаков недвижимости, не получены и не исследованы. В соответствии с пунктом 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон о мелиорации) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях; государственные мелиоративные системы
Федерации (далее – Гражданский кодекс) в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь. Таким образом, спорный объект недвижимости как составная часть предприятия, указанного в пункте 2 приложения № 2 постановления № 3020-1, относится к федеральной собственности. В силу пункта 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена. Данная норма подлежит применению с учетом принятого позднее Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации). Выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим либо правоудостоверяющим документом, она представляет собой документ, подтверждающий факт учета объекта федерального имущества в реестре. В этой связи фиксация объектов в реестре носит технический характер и не имеет правоустанавливающего или правоподтверждающего значения государственной
акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (статья 2 Федерального закона № 4-ФЗ). Согласно статье 6 Федерального закона № 4-ФЗ гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых
приняло решение о передаче рисовых внутрихозяйственных сетей хозяйств на баланс специализированных государственных организаций. В период с 1984 по 1992 г.г. внутрихозяйственная сеть содержалась за государственные средства. В 1992 г. решением Минсельхоза ССР внутрихозяйственная сеть колхозов, совхозов передана с баланса государственных мелиоративных организаций на баланс хозяйств. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена. В определении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по делу № ВАС-12603/09 суд установил, что «в силу пункта 2.1.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса
СССР приняло решение о передаче рисовых внутрихозяйственных сетей хозяйств на баланс специализированных государственных организаций. В период с 1984 по 1992 годы внутрихозяйственная сеть содержалась за государственные средства. В 1992 году решением Минсельхоза СССр внутрихозяйственная сеть колхозов, совхозов передана с баланса государственных мелиоративных организаций на баланс хозяйств. В силу п.п. 2 п. 1 ст. 10 Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация запрещена. В определении ВАС РФ по делу № суд установил, что в силу п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства
делу № 2-985/2016. Определением от 27.12.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено правительство Еврейской автономной области. В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Боброва О.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковых заявлениях. Суду пояснила, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Еврейской автономной области была проведена проверка в области использования земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой были выявлены бесхозяйные мелиоративные системы . В судебных заседаниях 16.12.2016 и 27.12.2016 г. суду пояснила, что понятия осушительная система и мелиоративная система являются равнозначными. Уточнила исковые требования к администрации Камышовского сельского поселения, просила обязать администрацию муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ЕАО с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – осушительных систем Камышовская», «Волочаевская»,
«Святогорская», «Переяславские сады», У С Т А Н О В И Л: Прокурор района имени Лазо Хабаровского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском об обязании: администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в срок до 01.01.2018 направить в Управление Росреестра по Хабаровскому краю заявление о постановке на учет осушительных мелиоративных систем «Святогорская», Переяславские сады» в качестве бесхозяйных объектов; Правительства Хабаровского края в срок до 01.03.2019 зарегистрировать право собственности на осушительные мелиоративные системы «Святогорская», Переяславские сады». В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой района имени Лазо Хабаровского края проведена проверка в сфере использования мелиорационных систем на территории района имени Лазо, по результатам которой установлены следующие нарушения. Установлено, что администрацией района имени Лазо не приняты меры по признанию бесхозяйными осушительные мелиоративные системы, находящиеся на земельных участках межпоселенческой территории государственная собственность на которые не разграничена («Святогорская», «Переяславские сады»). Назначение вышеуказанных мелиоративных систем является водоотведение и защита земель сельскохозяйственного назначения
представителя ФИО2 просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не соглашается с выводом суда о том, что мелиоративные защитные лесные насаждения, расположенные на земельном участке относятся к государственной собственности. Судом не учтено, что в договоре аренды не указаны какие-либо ограничения в пользовании земельным участке, отсутствует указание на запрет выкупа земельного участка. Обращает внимание на то, что право собственности на мелиоративные защитные лесные насаждения, расположенные в границах земельного участка, как на государственные мелиоративные системы в установленном законом порядке не зарегистрировано. Для каких государственных нужд используются мелиоративные защитные лесные насаждения, суд не выяснил, при этом земельный участок используется для выпаса домашних животных. Настаивает на том, что расположенные на участке мелиоративные защитные лесные насаждения относятся к мелиоративным системам индивидуального пользования, так как ответчиком не представлено доказательств их отнесения к государственным мелиоративным системам. В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Агентство по имуществу Калининградской области в лице представителя ФИО3 просит