ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Меры по установлению бенефициарных владельцев - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Информационное сообщение Росфинмониторинга "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон N 115-ФЗ, в части утверждения правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона; Примечание 3: Порядок действий по определению бенефициарного владельца разрабатывается организацией и индивидуальным предпринимателем и включается в состав правил внутреннего контроля. Информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации фиксируется организацией. Решение организации и индивидуального предпринимателя о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, должно включать обоснование принятого решения; В случае, если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Порядок признания единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем определяется организацией и индивидуальным предпринимателем. Решение организации и индивидуального предпринимателя о признании бенефициарным владельцем клиента - юридического лица единоличного исполнительного органа, должно включать обоснование
Информационное сообщение Росфинмониторинга "О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Российской Федерации об административных правонарушениях" который дополнил Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) статьей 6.1, устанавливающей обязанность юридических лиц раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ. Для целей статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. Кроме того, юридические лица обязаны также регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию
Распоряжение Президента РФ от 03.08.1999 N 265-рп "О внесении изменений в состав президиума Национального комитета Российской Федерации по Десятилетию международного права"
бухгалтерской (финансовой) отчетности; г) обсуждение указанной ситуации с представителями собственника аудируемого лица. Обязанность юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах Статьей 6.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ) введены следующие новые обязанности юридического лица (включая аудиторскую организацию): 1) располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество; гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); 2) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию; 3) хранить информацию о своих
Постановление № А21-3163/17 от 04.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Таким образом, целью проведения внутреннего контроля является идентификация клиентов и их представителей и документальное фиксирование сведений (информации), а также их предоставление в уполномоченный орган. Применение мер принуждения к клиентам, их представителям и выгодоприобретателям, как указывалось выше, к компетенции организаций внутреннего контроля не отнесено. По идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах , по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Виды операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, предусмотрены статьей 6 Закона №115-ФЗ. Исходя из смысла приведенной нормы и иных положений Закона №115-ФЗ , меры внутреннего контроля осуществляются применительно к отдельным операциям, отвечающим признакам, предусмотренным Законом №115-ФЗ.
Постановление № А21-2656/17 от 04.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Таким образом, целью проведения внутреннего контроля является идентификация клиентов и их представителей и документальное фиксирование сведений (информации), а также их предоставление в уполномоченный орган. Применение мер принуждения к клиентам, их представителям и выгодоприобретателям, как указывалось выше, к компетенции организаций внутреннего контроля не отнесено. По идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах , по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Виды операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, предусмотрены статьей 6 Закона №115-ФЗ. Исходя из смысла приведенной нормы и иных положений Закона №115-ФЗ, меры внутреннего контроля осуществляются применительно к отдельным операциям, отвечающим признакам, предусмотренным Законом №115-ФЗ. Между
Постановление № 04АП-2563/2015 от 09.06.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, а также порядок обновления указанных сведений. В соответствии с подпунктами а (1), б, в, е пункта 8 Требований, программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца: - принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; - проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона; - определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов
Постановление № 06АП-5821/2015 от 19.11.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда
к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца к иностранному публичному лицу; выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет требования рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев . Согласно пунктам 2.4, 2.5 Положения № 59, организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об
Постановление № 4А-589/19 от 12.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу Росфинмониторинга. Мировым судьей, с выводами которого согласился судья апелляционной инстанции, что в нарушение вышеуказанных положений Закона и Правил, ООО «Альтфатер Крым» запрашиваемую информацию в МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю в установленный пятидневный срок – до 21.12.2018 года не представило, предоставленная информация после установленного срока не является надлежащим исполнением обязанностей, юридическим лицом не приняты обоснованные и допустимые меры по установлению бенефициарного владельца . ООО «Альтфатер Крым» предоставил ответ на запрос МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю 24.12.2018 года, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте почтового отправления. Предоставленные сведения не являются надлежащим исполнением обязанностей, юридическим лицом не приняты обоснованные и доступные меры по установлению бенефициарного владельца. Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что данные действия ООО «Альтфатер Крым» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 КоАП РФ. Правильность выводов
Решение № 12-146/19 от 16.05.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)
Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 14.25.1 КоАП РФ. При этом в обжалуемом постановлении мировой судья сделал вывод о том, что Общество не представило в адрес МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю имеющую информацию в установленный срок до 21.12.2018г., а представленные сведения (запрос в адрес учредителя и ответ на запрос) не являются надлежащим исполнением обязанностей, так как юридическим лицом не приняты обоснованные и доступные меры по установлению бенефициарного владельца . Последним днем срока исполнения Обществом Запроса является 24 декабря 2018 года, так как 22 декабря 2018 года является выходным днем, когда Обществом указанная обязанность и была фактически исполнена. Следовательно, вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом срока предоставления информации является ошибочным. Отклоняя довод Общества относительно своевременного предоставления имеющейся информации относительно принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах путем направления сведений по электронной почте суд сослался на Приказ №№ от
Постановление № 4А-507/19 от 04.06.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона (ч.1). Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев (ч. 4). Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым
Постановление № 4А-514/19 от 21.06.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. В силу ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 4 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. Исходя из положений ч. 6 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
Постановление № 16-3280/20 от 14.10.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлена обязанность юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений. На основании части 6 статьи 6.1 названного Федерального закона юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах