ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Места для размещения агитационных материалов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
них. Второе. Размещение агитационных печатных материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов. Пунктом 8 статьи 54 Федерального закона установлено требование к размещению агитационных печатных материалов, согласно которому эти материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Исключение составляют места, указанные в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, а именно специальные места для размещения агитационных печатных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума, выделенные органами местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Состав административного правонарушения образует любое нарушение установленного порядка. Изготовление или распространение агитационного материала будет признано административным правонарушением, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений: 1) агитационный материал не содержит следующих реквизитов: информации о тираже и о дате выпуска; об оплате изготовления тиража из соответствующего избирательного фонда,
Указ Президента РФ от 13.04.2007 N 474 (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва"
и заказавшего) эти материалы. 14. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, предусмотренных пунктом 12 настоящей главы. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, предусмотренных пунктом 9 главы 27 настоящего Положения и пунктом 13 настоящей главы. 15. Органы местного самоуправления муниципальных образований по предложению окружной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных агитационных материалов . Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения указанных агитационных материалов и информационных материалов избирательных комиссий. Зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений, зарегистрировавших краевые списки кандидатов, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения печатных агитационных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим краевые списки кандидатов, должна быть
Приказ Минфина России от 05.10.2020 N 226н "О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности "Уступки по аренде, связанные с пандемией Covid-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)" в действие на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 N 60425)
избирательного фонда и с нарушением требований, установленных пунктами 12 и 14 настоящей главы. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 9 главы 27 настоящего Положения и пунктом 13 настоящей главы. (в ред. Указа Президента РФ от 21.08.2006 N 912) (см. текст в предыдущей редакции) 16. Органы местного самоуправления по предложению окружной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных агитационных материалов . Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения указанных агитационных материалов и информационных материалов избирательных комиссий. Зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений, зарегистрировавших единые списки кандидатов, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения печатных агитационных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим единые списки кандидатов, должна быть
Статья 54. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
92-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 9 и 9.3 статьи 48 настоящего Федерального закона. (п. 6 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам
Апелляционное определение № 48-АПА19-14 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонд, электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54). Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 и (или) пункта 3 настоящей статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (пункт 6 статьи 54). Поскольку расходы на размещение и изготовление агитационного материала в виде баннера, касающиеся проведения предвыборной агитации, были осуществлены не из средств соответствующего избирательного фонда кандидата, а экземпляры агитационных материалов со сведениями, указанными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в избирательную
Постановление № 17АП-10107/2015 от 02.09.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
настоящими Правилами, обязаны: содержать в исправном состоянии и чистоте фасады зданий, сооружений, ограждения, входные группы, балконы и лоджии, водосточные трубы, объекты монументально-декоративного искусства, малые архитектурные формы, лестничное освещение и освещение подъездов, домовые номерные знаки, урны, контейнеры для сбора отходов, ограждения контейнерных площадок, скамейки, оборудование детских площадок, мест отдыха населения и элементов благоустройства; владельцы зданий, строений, сооружений, опор наружного освещения и контактной сети обязаны очищать свои объекты от самовольно размещенных афиш, объявлений, вывесок, указателей, агитационных материалов, надписей. В силу пп. 3.2.9 п.3.2 Правил благоустройства №308 в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске запрещается производить самовольное размещение любым способом афиш, объявлений, вывесок, агитационных материалов , указателей на стенах зданий, строений, сооружений, опорах наружного освещения и контактной сети, деревьях, кустарниках, остановочных пунктах, рекламных конструкциях, объектах внешнего благоустройства. Материалами дела, в том числе актом осмотра, протоколом об административном правонарушении подтвержден и факт нарушения заявителем Правил благоустройства №308, выразившийся в самовольном размещении вывески
Постановление № А21-9858/16 от 10.08.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
отведенных местах. Юридические и физические лица, в том числе организаторы концертов и иных зрелищных мероприятий (далее - Заказчики), намеренные разместить информационные и агитационные материалы, обязаны доводить до сведения лиц, непосредственно осуществляющих расклеивание и вывешивание материалов, информацию о недопустимости расклейки и вывешивания информационных и агитационных материалов в местах, не предназначенных для этих целей. В противном случае всю ответственность за размещение материалов информационного и агитационного характера в местах, не предназначенных для этих целей, несут Заказчики. Очистку от объявлений опор электротранспорта, уличного освещения, цоколя зданий, заборов и других сооружений осуществляют собственники либо организации, эксплуатирующие данные объекты (Часть 2 статьи 9 Правил №15). Как следует из материалов дела, Общество допустило вывешивание (установку) плакатов информационного характера в непредназначенном для этого месте (на заборе) следующего содержания: «Стройматериалы», «Ресанта» Сварочное оборудование, стабилизаторы и тепловой оборудование», «HUTER» садовая техника и генераторы», «Вихрь» Насосное оборудование и электроинструмент», а также допустило складирование, выставление тары с мусором (картонные коробки, пленка
Постановление № А05-11759/14 от 20.04.2016 АС Архангельской области
05.12.2011 № 2. Вместе с тем акт № 1 содержит краткую информацию о количестве баннеров, в акте № 2 имеется общее указание на то, что услуги оказаны в полном объеме. Какая-либо информация о печатном тексте, который размещен на баннере, или о месте их размещения в актах отсутствует. Ответчик факт получения продукции, указанной в актах отрицает. В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо ,участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих, наличие у ООО «Спектр» разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Нарьян-Мара, а также фактического изготовления спорного объема агитационных материалов , их монтажа и демонтажа в интересах Партии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом судом правомерно не приняты во внимание показания свидетеля Алексеева Д.Е. о том, что выполнялись работы по размещению баннеров,
Постановление № А59-1366/2021 от 16.02.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда
печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами. При этом, часть 8 статьи 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает возможность размещения агитационных материалов во время проведения агитации в период избирательной кампании (пункты 4, 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 названной статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов Таким образом, исходя из смысла указанных положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях в качестве способа предвыборной агитации допускается исключительно в период проведения избирательной кампании, в рамках которой заинтересованными лицами указанная предвыборная агитация и осуществляется. В рассматриваемом случае судом установлено, что на рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Ирида-Сервис» размещен рекламный баннер следующего содержания (л.д.116): «Мы за всенародные выборы мэров. Мы ПРОТИВ обнуления сроков по Конституции. Свобода. Уважение. Ответственность». Имеется фотографическое
Решение № А58-6345/13 от 09.01.2014 АС Республики Саха (Якутия)
административных правонарушениях размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок, иных информационных материалов, нанесение надписей и графических изображений вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 17.07.2013 № 1227-р выделены специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов кандидатов в народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), депутатов Якутской городской Думы на территории городского округа «город Якутск» согласно приложения (опубликовано в газете «Эхо столицы», № 57, 26.07.2013, изменения, внесенные постановлением Окружной администрации города Якутска, опубликованы в том же издании 08.08.2013). Как следует из оспариваемого постановления заявителю вменяется размещение агитационных материалов на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Богатырева, дом 11. Согласно приложению к
Постановление № от 13.02.2012 Балейского городского суда (Забайкальский край)
ч.2 ст.5.12 КоАП РФ в отношении Борисевич Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , проживающая по адресу: , УСТАНОВИЛ: 2 декабря 2011 года в Балейскую межрайонную прокуратуру поступило обращение главы администрации городского поселения «Город Балей» по поводу нарушения избирательного законодательства со стороны Балейского отделения партии «» в части нарушения правил размещения агитационных материалов. В ходе проверки установлено следующее. Постановлением Главы администрации городского поселения «Город Балей» от 01.11.2011 года № 311 были определены специальные места для размещения агитационных материалов по выборам депутатов Федерального Собрания РФ на территории городского поселения « Город Балей». В нарушение вышеуказанного постановления Балейским отделением партии «» были размещены агитационные материалы в местах неопределенных для размещения (на заборах и на столбах, расположенных на в районе ). Борисевич Н.В. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала и пояснила, что распространением агитационного материала представители партии «» по Балейскому району не занимались, в связи с отсутствием финансовых средств агитаторы
Решение № 12-203/17 от 30.10.2017 Псковского областного суда (Псковская область)
договора на оказание услуг от 21 августа 2017 года, заключенного между избирательным объединением РОПП «<данные изъяты>» в Псковской области в лице уполномоченного по финансовым вопросам Пеличева P.O. (заказчик) и ООО «Империал» в лице директора Р.Н.Ю. (исполнитель), исполнитель обязуется оказать услуги по размещению информации о заказчике. Заказчик самостоятельно несет ответственность за содержание и форму рекламной информации, юридическую правомерность использования логотипов (л.д.). В приложении №1 к данному договору указано, что исполнитель обязуется представить заказчику места для размещения агитационных материалов - рекламных баннеров, в том числе по адресу: г<****> Срок размещения баннера с 21 августа 2017 года по 10 сентября 2017 года (л.д.). Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании. Предвыборной
Решение № 21-381/2021 от 01.09.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)
этом отложение рассмотрения дела не могло повлечь нарушения прав иных лиц. Судьей районного суда были проигнорированы доводы дополнений к жалобе, согласно которым предметом обжалования по делу является исключительно процессуальное решение от 10.11.2020 в части, касающейся рассмотрения Х. жалобы от 17.09.2020. Настаивает, что разъяснение Х. в ответе от 24.09.2020 судебного порядка обжалования решений, действий, (бездействия) органов местного самоуправления никакого отношения к оценке бездействия Территориальной избирательной комиссии г. Заводоуковска и района по вопросу организации места для размещения агитационных материалов не имело, поскольку судебное обжалование предлагалось в части доводов жалобы о нарушении права на рассмотрение обращения, направленного в адрес Администрации Заводоуковского городского округа, в то время как Территориальная избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. Полагает, что его обращение было рассмотрено ненадлежащим образом, соответственно в действиях должностного лица избирательной комиссии имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ. Обращает внимание, что в решении судьи районного суда ошибочно указывается на
Решение № 21-78/2022 от 28.02.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)
обязанности прокурора Тюменской области и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Сообщает, что определение об отказе в удовлетворении заявления об отводе судьи носит формальный характер, в нем не установлено наличие в заявлении об отводе доводов и не дана их оценка. Указывает, что судьей изменен предмет рассмотрения, так как избирательной комиссией Тюменской области подлежали рассмотрению доводы о бездействии территориальной избирательной комиссии по факту неисполнения органом местного самоуправления обязанности организовать специальные места для размещения агитационных материалов . Неисполнение органом местного самоуправления указанной обязанности являлось объектом бездействия территориальной избирательной комиссии, а не предметом обжалования в Избирательную комиссию Тюменской области. Сообщает, что помимо доводов об уклонении Х.И.Н. от полного рассмотрения доводов жалобы, заявителем указывалось, что был нарушен порядок рассмотрения этой жалобы, жалоба не рассматривалась комиссионно, заявитель на ее рассмотрение не приглашался, в ответе не сформулировано решение по жалобе. Обращает внимание, что решение суда от 27 ноября 2020 года не могло