ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Местный референдум - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 38-АПА19-16 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4). В силу требований части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. При этом, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, определяя в силу пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №
Определение № 3-81-03 от 03.03.2004 Верховного Суда РФ
п. 1 ст. 1 и ст. 13 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения. Обжалуемыми нормами Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» предусмотрено, что если для реализации решений, принятых местным референдумом , требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (п.1. ст. 1); инициатива проведения местного референдума может исходить от депутатов представительного органа местного самоуправления, его постоянных комитетов и комиссий, иных депутатских формирований либо от общественных органов и объединений, а также отдельных граждан. Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) могут быть определены и иные субъекты, обладающие правом инициативы проведения местного
Решение № А59-4565/16 от 16.12.2016 АС Сахалинской области
11.12.2006 № 78 (далее - Устав), собрание городского округа является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа. В соответствии со статьей 25 Устава собрание наделено исключительной компетенцией по решению вопросов, указанных в пункте 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25 Устава собрание также наделено следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: назначает местный референдум , голосование по отзыву депутата Собрания городского округа, а также выборы в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области. Избирает из своего состава главу городского округа»; формирует избирательную комиссию городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области; утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан, организации и проведения публичных слушаний, собраний и конференций граждан, опроса граждан; устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждает
Решение № А03-3698/17 от 29.05.2019 АС Алтайского края
и органом местного самоуправления в силу положений Устава. Согласно п.2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст. 14, 63 Устава городского округа - города Барнаула (редакция, действовавшая в 2017 году) местное самоуправление в городе Барнауле осуществляется населением через: местный референдум , муниципальные выборы, собрания, конференции, публичные слушания, опросы граждан, органы территориального общественного самоуправления; городскую Думу; главу города Барнаула; администрацию города, отраслевые (функциональные) органы администрации города; иные органы местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа. К иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся: отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в
Решение № А65-2072/13 от 10.06.2013 АС Республики Татарстан
через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Вопросы местного значения поселения (городского, сельского поселения) перечислены в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ. К вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно положениям главы 5 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум ; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему федеральному закону и иным федеральным законам, законам
Решение № А25-428/2012 от 04.07.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики
аренды земельного участка от 23.12.2009 № 147 намеревался осуществить государственную регистрацию договора, но ему было разъяснено, что осуществить государственную регистрацию на основании имеющихся у него документов невозможно в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок фактически находится на территории вновь созданного Ногайского муниципального района. Из материалов дела усматривается, что решением Совета Адыге-Хабльского муниципального района от 14.09.2006 № 51 на основании решений представительных органов Адиль-Халкского, Икон-Халкского, Эркин-Юртского, Эркен-Халкского, Эркен-Шахарского сельских поселений от 08.10.2008 был назначен местный референдум по вопросу образования Ногайского района. Постановлением Народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2006 №311 на территории КЧР была образована новая административно-территориальная единица – Ногайский район с административным центром в пос. Эркен-Шахар в результате его выделения из состава Адыге-Хабльского района. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 667 было присвоено наименование «Ногайский» району с административным центром в пос. Эркен-Шахар, образованному в Карачаево-Черкесской Республике. Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2008 № 15-РЗ были установлены границы муниципальных образований
Решение № 3-4/2015 от 13.08.2015 Магаданского областного суда (Магаданская область)
соответствующим требованиям законодательства и направила ходатайство и приложенные к нему документы в Д.. Постановлением И. №... от 15 июня 2015 года инициативной группе по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» в регистрации отказано. Отказ в регистрации мотивирован заключением государственно-правового управления аппарата Д.. Утверждая, что Д., являющаяся коллегиальным законодательным органом Магаданской области, на своем заседании (сессии) не рассматривала постановление И. от 29 мая 2015 года №... на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум , требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а руководствовалась лишь мнением юристов Д.; ссылаясь, что соответствующее постановление Д. не принималось, заявитель полагает отказ И. в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума незаконным. Просит признать постановление И. №... от 15 июня 2015 года об отказе в регистрации инициативной
Апелляционное определение № 33-4218 от 21.05.2014 Пермского краевого суда (Пермский край)
г., возложении обязанности зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Устав города Перми, в соответствии с которыми Глава города Перми избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию г. Перми» (л.д. 4-7). В обоснование заявленных требований ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО3 указали, что 22.10.2013 г. в Избирательную комиссию города Перми инициативной группой по проведению местного референдума в городе Перми направлено ходатайство о регистрации группы. Для вынесения на местный референдум инициативной группой предложен вопрос: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Устав города Перми, в соответствии с которыми Глава города Перми избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию г. Перми». Избирательной комиссией города Перми 22.11.2013 г. принято решение № ** об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, так как решением Пермской городской Думы № 272 «О вопросе, предлагаемом к вынесению на местный референдум», предложенный вопрос признан несоответствующим требованиям ст. 12 Федерального