ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Местный референдум - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 38-АПА19-16 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
регулировании отдельных правоотношений связанных с организацией и деятельностью органов местного самоуправления на территории Тульской области». Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство на момент принятия оспариваемого решения не определяли конкретный орган местного самоуправления, к исключительной компетенции которого отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Устав муниципального образования город Тула, принят местным референдумом 9 февраля 1997 года, на момент принятия оспариваемого решения, действовал в редакции от 28 января 2015 года. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Устава к вопросам местного значения муниципального образования, в числе прочих относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах
Определение № 3-81-03 от 03.03.2004 Верховного Суда РФ
Дело № 66-Г04-1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 3 марта 2004 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Г.В.Манохиной судей А.М.Маслова и Т.И.Еременко рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Иркутской области о признании недействующим в части Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» от 17 декабря 1996 года № 55-оз по кассационной жалобе представителя губернатора Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 24 ноября 2003 г. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации УСТАНОВИЛА: И.о. прокурора Иркутской области обратился в суд с заявлением, в просит признать недействующими отдельные положения,
Решение № А59-4565/16 от 16.12.2016 АС Сахалинской области
11.12.2006 № 78 (далее - Устав), собрание городского округа является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа. В соответствии со статьей 25 Устава собрание наделено исключительной компетенцией по решению вопросов, указанных в пункте 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25 Устава собрание также наделено следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: назначает местный референдум , голосование по отзыву депутата Собрания городского округа, а также выборы в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области. Избирает из своего состава главу городского округа»; формирует избирательную комиссию городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области; утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан, организации и проведения публичных слушаний, собраний и конференций граждан, опроса граждан; устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждает
Решение № А03-3698/17 от 29.05.2019 АС Алтайского края
и органом местного самоуправления в силу положений Устава. Согласно п.2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст. 14, 63 Устава городского округа - города Барнаула (редакция, действовавшая в 2017 году) местное самоуправление в городе Барнауле осуществляется населением через: местный референдум , муниципальные выборы, собрания, конференции, публичные слушания, опросы граждан, органы территориального общественного самоуправления; городскую Думу; главу города Барнаула; администрацию города, отраслевые (функциональные) органы администрации города; иные органы местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа. К иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся: отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в
Решение № А65-2072/13 от 10.06.2013 АС Республики Татарстан
через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Вопросы местного значения поселения (городского, сельского поселения) перечислены в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ. К вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно положениям главы 5 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум ; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему федеральному закону и иным федеральным законам, законам
Решение № А25-428/2012 от 04.07.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики
аренды земельного участка от 23.12.2009 № 147 намеревался осуществить государственную регистрацию договора, но ему было разъяснено, что осуществить государственную регистрацию на основании имеющихся у него документов невозможно в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок фактически находится на территории вновь созданного Ногайского муниципального района. Из материалов дела усматривается, что решением Совета Адыге-Хабльского муниципального района от 14.09.2006 № 51 на основании решений представительных органов Адиль-Халкского, Икон-Халкского, Эркин-Юртского, Эркен-Халкского, Эркен-Шахарского сельских поселений от 08.10.2008 был назначен местный референдум по вопросу образования Ногайского района. Постановлением Народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2006 №311 на территории КЧР была образована новая административно-территориальная единица – Ногайский район с административным центром в пос. Эркен-Шахар в результате его выделения из состава Адыге-Хабльского района. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 667 было присвоено наименование «Ногайский» району с административным центром в пос. Эркен-Шахар, образованному в Карачаево-Черкесской Республике. Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2008 № 15-РЗ были установлены границы муниципальных образований
Решение № 3-4/2015 от 13.08.2015 Магаданского областного суда (Магаданская область)
соответствующим требованиям законодательства и направила ходатайство и приложенные к нему документы в Д.. Постановлением И. №... от 15 июня 2015 года инициативной группе по проведению местного референдума муниципального образования «Тенькинский городской округ» в регистрации отказано. Отказ в регистрации мотивирован заключением государственно-правового управления аппарата Д.. Утверждая, что Д., являющаяся коллегиальным законодательным органом Магаданской области, на своем заседании (сессии) не рассматривала постановление И. от 29 мая 2015 года №... на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум , требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а руководствовалась лишь мнением юристов Д.; ссылаясь, что соответствующее постановление Д. не принималось, заявитель полагает отказ И. в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума незаконным. Просит признать постановление И. №... от 15 июня 2015 года об отказе в регистрации инициативной
Решение № 3А-87/20 от 21.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)
комиссии от Дата изъята Номер изъят «О регистрации избранного Главы Звезднинского муниципального образования», прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области - Царевой Н.Н. рассмотрев с использованием оборудования видеоконференц-связи Усть-Кутского городского суда Иркутской области в открытом судебном заседании административное дело № 3а-87/2020 по административному исковому заявлению Гусаченко В.Г. к Думе Звезднинского городского поселения, Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Думы Звезднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум », решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звезднинского муниципального образования», взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Гусаченко В.Г. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об отмене решения Думы Звезднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный
Апелляционное определение № 33-4218 от 21.05.2014 Пермского краевого суда (Пермский край)
инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Устав города Перми, в соответствии с которыми Глава города Перми избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию г. Перми» (л.д. 4-7). В обоснование заявленных требований Копысова О.В., Ковин B.C., Толмачев А.В., Зотин А.В. указали, что 22.10.2013 г. в Избирательную комиссию города Перми инициативной группой по проведению местного референдума в городе Перми направлено ходатайство о регистрации группы. Для вынесения на местный референдум инициативной группой предложен вопрос: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Устав города Перми, в соответствии с которыми Глава города Перми избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию г. Перми». Избирательной комиссией города Перми 22.11.2013 г. принято решение № ** об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, так как решением Пермской городской Думы № 272 «О вопросе, предлагаемом к вынесению на местный референдум», предложенный вопрос признан несоответствующим требованиям ст. 12 Федерального