ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Место осуществления лицензируемой деятельности пожарная безопасность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение МЧС России от 20.12.2021 N 1107 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на 2022 год"
г. N 1128 (далее - постановление Правительства от 28 июля 2020 г. N 1128) обязательными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются: а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств; б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности ", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; в) наличие в штате
Распоряжение Правительства РФ от 27.05.1999 N 828-р "О Шевоцукове П.А."
1225 при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений требования к наличию у соискателя лицензии (лицензиата) помещений не определены. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии" в бланке лицензии указывается адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Учитывая, что в соответствии с Законом место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии (лицензиата), при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указываемые в бланке лицензии, совпадают с адресами мест нахождения организации и адресами филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (при наличии таковых). В этой связи, при заполнении заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии соискателю лицензии (лицензиату) необходимо в графу адреса нахождения указывать адреса филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, с помощью которых планируется осуществление деятельности.
Определение № 18АП-17132/18 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды нижестоящих инстанций, установили, что при подаче заявления о переоформлении лицензии общество указало в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности жилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданке Алексеевой Е.П. и переданное гражданке Поспеловой Ю.С. по договору безвозмездной аренды. Цель использования жилого помещения в договоре не определена. Доказательств того, что нанимателем данного помещения является общество, а так же того, что данное помещение было переведено в нежилое помещение, в материалы дела не представлено. Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 288, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 3, 12, 13, 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225, учитывая правовую позицию, содержащуюся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного
Постановление № Ф09-5382/22 от 31.08.2022 АС Уральского округа
совпадал с адресом места нахождения лицензиата (г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 67, неж. пом. 1). Придя к выводу о том, что общество «Лицензионный контроль» в нарушение Закона № 99-ФЗ после изменения адреса места нахождения и адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности своевременно не приняло меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности, Управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Управлением не доказано соблюдение порядка и наличие оснований для аннулирования выданной обществу лицензии от 30.08.2019 № 74-Б/00660 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела. В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и
Постановление № А76-18424/2021 от 16.05.2022 АС Уральского округа
выданной ГУ МЧС России по Челябинской области, осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности общество «Лицензионный контроль» обратилось в управление с заявлением о переоформлении лицензии, по результатам рассмотрения которого ГУ МЧС России по Челябинской области выявлено следующее: в нарушение части 4 статьи 18 Закона № 99-ФЗ заявление не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 08.07.2020 № 503 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», а именно: не указан лицензирующий орган; в нарушение части 10 статьи 18 Закона № 99-ФЗ в заявлении о переоформлении лицензии не указаны данные документа,
Постановление № 03АП-2211/2015 от 27.05.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
адресу места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, 25, офис № 2. Факт нахождения общества по иному адресу, чем указан в лицензии от 29 декабря 2012 года №6-Б/00642, подтвержден представителем общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Согласно письму директора общества с ограниченной ответственностью «Селера-Т» Монге А.Н. от 21.01.2015, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Тыва,г. Кызыл, ул. Калинина, 25, является общество с ограниченной ответственностью «Селера-Т», договорные обязательства по аренде нежилых помещений между ООО «Селера-Т» и ООО ЧОО «Багира» отсутствуют (т.1, л.д. 17). Ссылаясь на то, что в связи с изменением адреса местонахождения общества лицензия подлежала переоформлению, но не была переоформлена лицензиатом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об аннулировании лицензии МЧС России от 29 декабря 2012 года № 6-Б/00642 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий сооружений. Решением суда
Постановление № Ф03-4395/2022 от 15.09.2022 АС Дальневосточного округа
ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности указано: 111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 17, стр. 3, пом. 2. В связи с тем, что предметом аукциона являлось оказание услуг на территории Камчатского края, аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку ООО «Ферум», поскольку этим участником в составе второй части заявки не представлены документы, подтверждающие его соответствие требования законодательства о лицензировании, Закона о контрактной системе и требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Доводы общества о том, что поскольку лицензия выдана на основании приказа Главного управления МЧС России по г. Москве, то есть непосредственно федеральным органом исполнительной власти, как полагает заявитель, он имеет право осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм права и фактических обстоятельств дела. Правовая основа лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определена Законом о лицензировании и Положением о
Постановление № Ф09-6162/22 от 12.10.2022 АС Уральского округа
о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 (далее – Положение № 1128) установлены лицензионные требования, в том числе: а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств; б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности » (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ); в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и
Постановление № 4А-280/2013 от 25.10.2013 Томского областного суда (Томская область)
лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», так как директор ООО«Альянс» Никулин В.А. не представил в ходе проверки документы, подтверждающие наличие у ООО «Альянс» на законном основании оборудования, инструмента, технических средств, а именно не представлены документы (паспорта), подтверждающие законное владение (пользование) необходимым для осуществления деятельности оборудованием. Директором ООО «Альянс» не представлено по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: /__/, фактическое наличие указанного в справке о материально-технической базе оборудования. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 14.03.2012 (л.д.4), распоряжением о проведении проверки № 116 от 11.02.2013 (л.д.5-7), заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 11.02.2013 (л.д.9-10), решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 12.02.2013 (л.д.8), актом проверки от 12.03.2012 (л.д.12-13), уведомлением (извещением) Никулина В.А. о необходимости явки в ГУ МЧС России по Томской области для составления протокола об административном правонарушении от 12.03.2012 (л.д.11),
Решение № 12-319/2022 от 14.07.2022 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии: для осуществления мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, однако дверь никто не открыл. К акту о невозможности проведения плановой выездной проверки приложена лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «Системы пожарной безопасности». Из Лицензии следует, что место нахождения организации . Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: Лицензия выдана бессрочно. Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Системы пожарной безопасности » изменило адрес местонахождения юридического лица на адрес: Челябинская область, Чебаркульский район, Спутник поселок, . Директором является Драничников А.А. Законный представитель ООО «Системы пожарной безопасности» Драничников А.А., оспаривая постановление мирового судьи, ссылается на то, что юридическое лицо не осуществляет свою деятельность по адресу: , т.к. зарегистрировано по адресу: соответственно не могло обеспечить проведение проверки надзорным органом. Вместе с тем, как следует из лицензии место регистрации
Апелляционное определение № 33-9741/17 от 22.12.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
о предоставлении (переоформлении) лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров под адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности понимаются адреса мест расположения пожарных депо. Проверки соответствия соискателя лицензии(лицензиата) лицензионным требованиям проводятся по адресу места нахождения организации, с учетом адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ", пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану. Следовательно, пожарным депо является комплекс пожарных помещений и сооружений, обеспечивающих пожарную безопасность. Из п. 3.9, 3.10 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных
Апелляционное определение № 33-5138 от 09.07.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)
2013 года на основании приказа № 293 от 08 мая 2013 года Главным управлением МЧС России по городу Москве Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» переоформлена бессрочная лицензия № 8-А/00030 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес> то есть адрес юридического лица. Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») – заказчиком и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» (исполнителем), 22 декабря 2016 года заключен договор № 2151468 об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по оказанию услуг в области пожарной безопасности на объектах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности заказчика и ином законном владении (лизинг, аренда, субаренда и т.п.), а также в полосе