ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальная программа - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А73-2867/18 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
мер по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в представлении, в тридцатидневный срок. Не согласившись с представлением управления, УЭТИК обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 6, 34, 265, 266.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Программой комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2011 и 2015 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 25.01.2011 № 325 (далее - муниципальная программа № 325), Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.1996 № 480, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта управления. Суды исходили из того, что управлением не представлено доказательств
Определение № 305-ЭС19-2448 от 30.09.2019 Верховного Суда РФ
г. Химки", обязанность по подготовке проекта планировки указанных жилых кварталов в рамках исполнения инвестиционного контракта возложена на инвестора ЗАО "Зирос" и обществу предписано разработать проект планировки кварталов, представить проект на рассмотрение Координационного совета по градостроительному регулированию и градостроительной политике администрации. Постановлением Главы администрации городского округа Химки от 13 июня 2007 года N 899 утвержден "Проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки". Решением совета депутатов от 13 февраля 2008 года N 21/5 утверждена разработанная муниципальная программа развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008-2011 годы. Во исполнение указанного инвестиционного контракта N 84 между Администрацией городского округа Химки Московской области (арендодатель) и ЗАО "Монолит-пост" заключен договор аренды земельного участка от 08 июля 2008 года N 52 (в редакции дополнительного соглашения N 81 от 10 сентября 2012 года), в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору земельный участок общей площадью 4 644 кв. м, с кадастровым номером 50:10:010310:6,
Определение № 18АП-14146/18 от 24.05.2019 Верховного Суда РФ
права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, постановлением администрации № 1281 от 15.06.2017 утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 г.г.» (далеемуниципальная программа). Согласно п. 8.1.2. муниципальной программы на получение финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры, если иное не предусмотрено в конкретном виде финансовой поддержки в соответствующем разделе программы. Товарищество 13.11.2017 обратилось в администрацию с заявлением на получение финансовой поддержки в виде субсидирования части лизинговых платежей. По результатам рассмотрения заявления между администрацией
Определение № 08АП-11619/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ
экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 423-п (далее – Государственная программа). В указанную Государственную программу вносились изменения, в том числе по уточнению периода ее действия. Постановлением Администрации от 17.10.2013 № 1325 утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в городе Ханты-Мансийске на 2016 - 2020 годы». Одним из основных мероприятий Государственной программы является «Предоставление субсидии на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального комплекса», предусматривающее выделение средств бюджета автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований, входящих в автономный округ. Приложением № 2 к Государственной программе установлен Порядок предоставления субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему сезону,
Определение № 303-КГ18-7703 от 02.10.2018 Верховного Суда РФ
транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации Олюторского муниципального района (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – Управление Росреестра), изложенного в уведомлении от 05.06.2017 № 41/001/010/201-973, об отказе в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (муниципального контракта от 15.06.2015 № 01Д-15 об участии в долевом строительстве многоквартирных домов с целью реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Олюторского муниципального района 2014-2018»); об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию указанного договора. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СК Босан» (далее – Общество). Арбитражный суд Камчатского края решением от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2018, отказал в удовлетворении
Постановление № А28-13776/2021 от 06.09.2023 АС Волго-Вятского округа
утверждена государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы (далее - Государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» № 189/833). Впоследствии взамен данной программы постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 № 133-П утверждена государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» (далее – Государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» № 133-П). Администрация постановлением от 01.02.2016 № 224-п утвердила муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» (далее – Муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 224-п), а постановлением от 18.10.2019 № 2579-п – муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» на 2020 – 2024 годы (далее – Муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 2579-п). Министерство транспорта Кировской области и Администрация заключили соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской
Постановление № А73-9484/2021 от 13.04.2022 АС Дальневосточного округа
предпринимательства для размещения объекта местного значения в рамках муниципальной программы. Заявитель кассационной жалобы указывает, что договор аренды земельного участка заключен между комитетом и обществом «Безопасные технологии управления» по времени раньше, чем земельный участок включен в перечень имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, на момент заключения договора аренды земельного участка, сам земельный участок не имел отношения к муниципальной программе. Заявитель кассационной жалобы также указывает, что муниципальная программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края не содержала такого конкретного мероприятия как предоставление рассматриваемого земельного участка под полигон на льготных условиях. Считает, что фактом заключения договора аренды земельного участка без торгов нарушены его права на равные условия для участия в муниципальной программе, что в свою очередь свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. В направленных суду округа отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и комитет против ее доводов возражали, просили
Постановление № А07-36813/2022 от 03.08.2023 АС Уральского округа
Закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансирование деятельности УЗИО в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется программным методом. Правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан урегулированы постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.06.2015 № 2435 (далее - Правила разработки муниципальных программ). Муниципальная программа городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - муниципальная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Во исполнение ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.07.2016 № 1146 была утверждена муниципальная программа «Развитие земельных и имущественных отношений на
Постановление № А04-5506/2021 от 27.04.2022 АС Дальневосточного округа
области на софинансирование мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», являющегося приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 (далее – Порядок №452), в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на 2018 – 2024 годы», утвержденную постановлением администрации города Белогорска от 13.10.2017 № 2493 (далее – муниципальная программа от 13.10.2017 № 2493), учреждением включены дворовые и общественные территории, физическое состояние которых ежегодно по состоянию на 1 марта не актуализировалось в соответствии с Порядком проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.07.2017 № 335, а именно инвентаризация
Решение № 2А-247/20 от 13.05.2020 Кашинского городского суда (Тверская область)
к администрации Кашинского городского округа Тверской области о признании недействующей Муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением Администрации Кашинского городского округа Тверской области № 212 от 25.03.2020. Свои требования мотивированы тем, что Кашинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности по обеспечению законности принимаемых органами местного самоуправления правовых актов изучено постановление Администрации Кашинского городского округа № 212 от 25.03.2020, которым утверждена Муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2020-2025 годы». В ходе проведенной проверки установлено следующее. Согласно ч. 3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Частью 4 ст.7 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные правовые акты
Решение № 2А-1129/20 от 05.11.2020 Жигулевского городского суда (Самарская область)
области Харитонова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований законодательства при реализации национальных проектов. Согласно доводам административного иска и письменного отзыва на возражения административного ответчика, внесенное в адрес Главы городского округа Жигулевск представление является незаконным и необоснованным, понуждающим к принятию мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений закона, в то время как нарушений закона со стороны администрации городского округа Жигулевск не имеется, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском. Муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Жигулевск на 2018 - 2022 годы», утвержденная постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 20.12.2017 № 2379 соответствует требованиям законодательства, поскольку требование о содержании в муниципальной программе градостроительного анализа и анализа текущего состояния муниципального образования содержится в Методических рекомендациях по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденных Приказом Минстроя
Решение № 3А-57/2021 от 19.03.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
в строку «Благоустройство» подраздел 05 03; - Приложение № 8 в части не включения бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО «Старомайнское городское поселение» в строку «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» подраздел 04 09, в части включения бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО «Старомайнское городское поселение» в строку «Благоустройство» подраздел 05 03; - Приложение № 9 в части не включения бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО «Старомайнское городское поселение» в строки «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», « Муниципальная программа «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Старомайнский район», «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» КВСР 560, подраздел 04 09, в части включения бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО «Старомайнское городское поселение» в строки «Благоустройство», «Прочие мероприятия по благоустройству поселений», «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства» КВСР 567, подраздел 05 03; - Приложение № 10 в части не включения бюджетных ассигнований муниципального дорожного
Решение № 2-839/18 от 19.09.2018 Братского районного суда (Иркутская область)
район»; если приняты, указать реквизиты нормативного правового акта; в случае отсутствия указанных выше муниципальных целевых программ, указать, какие мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма принимаются администрацией МО «Братский район»; указать, в каких муниципальных правовых актах предусматривается установление финансирования на данные мероприятия и в каких объемах. В соответствии с информацией мэра МО «Братский район» от **.**.****, от **.**.**** администрацией МО «Братский район» приняты следующие муниципальные программы в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма: - муниципальная программа «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС в МО «Братский район» на **.**.**** годы». Данная муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» от ***; - муниципальная программа «Молодежь Братского района на **.**.**** годы», утвержденная постановлением мэра МО «Братский район» ***; - муниципальная программа «Развитие образования Братского района на **.**.**** годы», которая утверждена постановлением мэра МО «Братский район» ***; - муниципальная программа «Культура на **.**.**** годы», утвержденная постановлением мэра МО «Братский район» ***. Постановлением мэра
Решение № 2А-66/20 от 10.02.2020 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)
и обязании совершить определенные действия. В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Зерклинский сельсовет требований федерального законодательства в области земельных правоотношений. Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и другими нормативными актами. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации МО «Зерклинский сельский совет» от 03.10.2017 № 36 принята и действует муниципальная программа «Развитие муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018-2023 годы», постановлением от 18.10.2017 № 37 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018 - 2023 годы», постановлением от 01.12.2017 № 46 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Зерклинского сельсовета на 2018 – 2023 годы», постановлением от 03.07.2017 № 26 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие социальной