ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальный земельный контроль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-155948/19 от 01.12.2020 Верховного Суда РФ
к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16). Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 ЗК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами и юридическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (пункт 3 статьи 72 ЗК РФ). В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (пункт 5 статьи 72 ЗК РФ).
Кассационное определение № 18-КА20-16 от 30.06.2020 Верховного Суда РФ
относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16). Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления
Определение № 308-ЭС20-735 от 16.03.2020 Верховного Суда РФ
края от 28.11.2018 по делу №А32-35972\2018, которым установлен факт использования акционерным обществом земельных участков площадью 130300 и 190315 кв.м., расположенных в границах кадастрового квартала 23:11:0403000, по адресу: Краснодарский край, Коневский район, в пределах Красногвардейского сельского поселения. В соответствии с Законом Краснодарского края от 04.03.2015 №3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» полномочия по муниципальному земельному контролю перешли муниципальному образованию Каневский район Краснодарского края только с 01.01.2017. Муниципальный земельный контроль осуществляет управление имущественных отношений администрации муниципального образования Каневский район. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили заявление ответчика о пропуске срока исковой давности. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных
Кассационное определение № 66-КА20-4 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
городского округа относятся в числе прочих осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа. Статьей 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п.1). Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п. 2). Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (п. 3). Порядок осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск установлен Положением о порядке
Определение № 11АП-8689/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда РФ
статьи 30, части 5 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 71.1, 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закона Самарской области от 31.12.2014 № 137-ГД «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Самарской области», Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 26.12.2014, Положением об организации и осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.03.2015 № 648, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты предполагаемого нарушенного права. Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что отсутствуют основания для
Постановление № 17АП-17122/17-АК от 11.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
с положениями ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 ЗК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских
Постановление № А72-17517/16 от 08.08.2017 АС Поволжского округа
соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права. Согласно статье 72 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования «город Ульяновск» осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 № 175-П и решением Ульяновской городской Думы от 08.09.2015 № 105 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля в
Постановление № А79-7191/2010 от 31.01.2011 АС Волго-Вятского округа
городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1293, заявитель жалобы считает, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к правоотношениям в сфере муниципального земельного контроля применению не подлежит; пункт 5.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары, содержащий указание на проведение проверок в соответствии с указанным законом, изложен на основании представления прокуратуры. Муниципальный земельный контроль осуществляется органом местного самоуправления (Администрацией) либо уполномоченным им органом; Администрация правомерно уполномочила на осуществление указанных функций МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары»; суд сделал необоснованный вывод о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подробно позиция Администрации приведена в жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании. Прокурор в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Администрации. МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары»
Постановление № А27-4206/2021 от 20.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
(далее – ЗК РФ), частью 6 статьи 12, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, положениями постановления администрации Беловского городского округа от 11.06.2020 № 1454-п «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «Беловский городской округ», исходил из того, что привлечение к участию во внеплановой проверке в качестве экспертов конкретных лиц, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с обществом, в отношении которого осуществлялся муниципальный земельный контроль за исполнением обязательных требований соблюдения земельного законодательства, не является грубым нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, позволяющим сделать достоверный вывод о законности требований, содержащихся в оспариваемом заявителем предписании. Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции относительно отсутствия нарушений Федерального закона № 294-ФЗ соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального и процессуального права. Согласно положениям главы 24 АПК РФ оспариваемое заявителем предписание администрации относится
Постановление № 17АП-11231/2021-АК от 22.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Указанное предписание, в том числе, оспорено Администрацией в судебном порядке и, как установлено ранее, признано судами недействительным. В ходе рассмотрения настоящего судебного дела, заинтересованным лицом внесены изменения в оспариваемое Администрацией предписание. Так, согласно предписанию №385-1 в редакции от 17.06.2021, Администрация не обеспечивает надлежащий муниципальный земельный контроль на земельном участке с КН 66:35:0201001:116, что привело к нарушению требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель». При новом рассмотрении спора Администрация уточнила требования, просила признать незаконным предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №385-1 от 11.09.2020
Постановление № 44Г-1010 от 17.07.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
а также защита охраняемых законом публичных интересов. Отменяя решение суда, судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что обследование земельного участка проведено в отсутствие Торосян Г.С., в связи с чем ей не предоставлена возможность дать объяснения и предъявить документы относительно возведенной постройки, что влечет признание незаконным акта обследования земельного участка от 28 апреля 2012 года. Однако выводы суда апелляционной инстанции не основаны на законе. В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Согласно п. 4 ст. 40 Устава города Сочи полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель находятся в ведении администрации города Сочи Решением Городского Собрания Сочи от 10.02.2011 года № 15 в структуре администрации города Сочи создано управление, осуществляющее функции муниципального земельного контроля. Постановлением администрации города Сочи от 20.10.2011 года № 28-ОК утверждено положение об управлении муниципального земельного
Решение № 2-735 от 21.02.2012 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
г.Сочи №176-р от 24.05.2011 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный в , с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство. На основании ст.40, ст.41 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии со ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Решением Городского Собрания г.Сочи от 29.09.2009 г. №130 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Сочи" уполномоченный орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории
Решение № 2А-895/17 от 19.04.2017 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>. Административный истец считает что, акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленные отделом муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> не соответствуют законодательству и нормативным актам Российской Федерации. При проведении указанных обследований и составлении указанных актов нарушены его законные права и интересы, предусмотренные «Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль », утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и «Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в соответствии «Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» указано, что: - По результатам проведения проверки должностными лицами составляется акт проверки по типовой форме, утвержденной приказом N 141 (далее - акт проверки). В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа, осуществляющего
Решение № 12-125/19 от 12.08.2019 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)
исполнения предписания от 30 ноября 2018 года № 137 установлено, что Демченко В.Г. в отведенный в предписании срок до 30 апреля 2019 года, не приступил в оформлению правоподтверждающих документов на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу ; <адрес> На момент проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля( проверки исполнения предписания) Демченко В.Г. сведения об устранении нарушения земельного законодательства не представил, что свидетельствует невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль за устранением нарушения земельного законодательства, в связи с чем в действиях Демченко В.Г. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль). В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ст. 26.1 Кодекса
Решение № 2А-1145/2021 от 15.07.2021 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)
в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макшиной Н.И. к Комитету по управлению имуществом города Черногорска об оспаривании решений, УСТАНОВИЛ: Макшина Н.И. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом города Черногорска об оспаривании решений. Требования мотивированы тем, что Макшиной Н.И. на праве собственности принадлежит 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером: ***, площадью 1000 кв.м. и расположенного на нем жилого дома по адресу: *** Комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск проведена плановая выездная проверка в отношении Макшиной Н.И., по результатам которой составлен акт от 21 апреля 2021 года *** на основании которого Макшиной Н.И. вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства. В результате проверки установлено нарушение требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок площадью 292,0 кв.м. кадастровый номер ***. Однако административный истец не является правообладателем данного