ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Наблюдательный совет автономного учреждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 01АП-6702/20 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ
03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», установив, что администрация обратилась в суд с требованиями по настоящему делу 08.05.2020, договор инвестирования строительства объекта недвижимости заключен 18.03.2009, дополнительное соглашение к нему 14.05.2012, пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности ввиду участия заместителя мэра при принятии решения наблюдательного совета, а также наличия многочисленных постановлений администрации по вопросу строительства спортивного зала. В связи с этим суды отказали в удовлетворении требований о признании договора и дополнительного соглашения к нему недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указывая на осведомленность истца о заключении спорных договора инвестирования и договора купли-продажи, не являющегося крупной сделкой для муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Город спорта» (далее - учреждение). Кроме того, суды обратили внимание, что учреждение было вправе самостоятельно распорядиться спорным имуществом, поскольку доказательства, подтверждающие закрепление этого имущества за ним учредителем либо приобретение за счет учредителя, не представлены. Также суды, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 52
Определение № А57-6544/20 от 24.08.2021 Верховного Суда РФ
данного Положения пункт 7.2.7 «Оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях»; о признании недействительной совершенной закупки по извещению № 32008770552 и договора от 16.01.2020, заключенного по результатам закупки с единственным поставщиком, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Болякина Владислава Юрьевича (далее – предприниматель), установила: как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом Наблюдательного Совета учреждения от 25.09.2019 № 8 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка» Балаковского района Саратовской области (далее – Положение). Аналогичное Положение утверждено протоколом Наблюдательного Совета учреждения от 03.06.2020 № 9. В разделе 7 Положения «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» определены способы закупки – закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Согласно пункту 7.1 Положения под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному
Постановление № 06АП-7147/2016 от 31.01.2017 АС Хабаровского края
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) предусмотрено, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство,
Постановление № А24-4339/14 от 12.05.2015 АС Дальневосточного округа
одновременно являлся руководителем обеих сторон договора, то есть указанный заключен с заинтересованным лицом без одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Положениями пункта 3 части 3 статьи 16 Федерального закона «Об автономных учреждениях» установлено, что лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно занимает должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения. Согласно части 4 статьи 16 указанного Закона заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автономных учреждениях» сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Частью 3 статьи 17 указанного Закона установлено, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по
Постановление № А72-14964/14 от 22.09.2015 АС Поволжского округа
дела, согласно пункту 1.5. Устава ОГАУК «Ленинский мемориал» учредителем и собственником имущества автономного учреждения является Ульяновская область. От имени Ульяновской области функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство (истец). К компетенции учредителя в сфере управления автономным учреждением относятся, в том числе, осуществление контроля над деятельностью автономного учреждения, сбор и обобщение отчетности по формам государственного статистического наблюдения, утвержденным законодательством Российской Федерации, а также формам отчетности, утвержденным учредителем (пункты 3.12., 4.6., 6.1. Устава ОГАУК «Ленинский мемориал»). Наблюдательный совет автономного учреждения состоит из шести членов. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем (пункты 7.1., 7.3. Устава ОГАУК «Ленинский мемориал»). В соответствии с распоряжением Министерства от 24.02.2012 № 50 (т. 2, л.д. 1-2) в состав наблюдательного совета ОГАУК «Ленинский мемориал» входит, в том числе, представитель учредителя (истца). Согласно пункту 7.9. Устава ОГАУК «Ленинский мемориал» заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в
Постановление № А55-22594/20 от 23.08.2022 АС Поволжского округа
процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным. Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.08.2020 единственным участником ответчика являлся Жуков Александр Сергеевич 21.03.1990 года рождения, который с 26.01.2017 являлся также генеральным директором ответчика. Руководителем Учреждения с 23.08.2016 по 28.06.2018 являлась Жукова Татьяна Михайловна, которая является женой директора ответчика, Жукова Александра Сергеевича. При таких обстоятельствах
Постановление № 1-157/20 от 08.07.2020 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)
приказом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №, своим трудовым договором <данные изъяты> - Конституции Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 15 которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 286-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 347-ФЗ): п. 10 части 1 статьи 11, согласно которой наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; части 5 статьи 11, согласно которой по вопросам, указанным в пунктах 9, 10 и 12 части 1 статьи 11, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения; части 9 статьи 11, согласно которой вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с частью 1 статьи 11, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного
Решение № 2-2882/2014 от 14.07.2014 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
отраслевых технологий» председателем наблюдательного совета была избрана ФИО9, заместителем председателя наблюдательного совета ФИО8 и секретарем наблюдательного света - ФИО10 В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона № ФЗ « Об автономных учреждениях» и принятого на его основе локального акта № от ДД.ММ.ГГГГ «Положение о наблюдательном совете», утвержденного директором ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» ответчиком ФИО11, именно она являясь стороной и выгодоприобретателем по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и была обязана уведомить наблюдательный совет автономного учреждения о своем намерении на совершение заинтересованной сделки. Более того такая сделка могла быть совершена лишь с предварительного одобрения наблюдательного совета. Этот орган управления должен был рассмотреть предложение ФИО1 в течение 15 календарных дней и принять решение большинством голосов (членов наблюдательного совета не заинтересованных в совершении сделки). Таким образом, ответчик ФИО1 являясь в тот период руководителем автономного учреждения и будучи заинтересованным лицом в сделке, так как была стороной и выгодоприобретателем в сделке, заключила договор