ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Недобросовестная реклама - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 305-АД15-14363 от 20.11.2015 Верховного Суда РФ
– Закон о рекламе) определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается
Определение № 308-КГ17-5592 от 05.06.2017 Верховного Суда РФ
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, 19.11.2015 предприниматель обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении обществом Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившемся в распространении в ноябре 2015 года в эфире радиостанции «Европа Плюс» недобросовестной рекламы , содержащей некорректное сравнение принадлежащих предпринимателю автосервисных центров, работающих с использованием товарного знака «GARAGE AUTOSERVICE», с дилерскими центрами компании «Модус», а также оказываемых в них услуг и реализуемых товаров. По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 13.01.2016 № 111 о признании общества нарушившим пункты 1 и 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе. Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество оспорило его в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав
Определение № 07АП-11499/2014 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
товара в гражданский оборот и не входит в объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. Кроме того Судом по интеллектуальным правам отмечено, что без учета положений статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылался заявитель, у судов не имелось оснований квалифицировать действия общества «Легион» как недобросовестную конкуренцию по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. В кассационных жалобах общество «СибСпецПроект» и антимонопольный орган выражают несогласие с выводами Суда по интеллектуальным правам, указывая на то, что предложение о продаже товаров, в том числе посредством рекламы , размещения информации в сети «Интернет» является одним из способов введения товара в гражданский оборот, что прямо следует из положений статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, по смыслу статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации под реализацией (продажей) товаров по договору розничной купли- продажи понимается как непосредственная передача товара, так и предложение
Постановление № 304-АД16-9474 от 28.10.2016 Верховного Суда РФ
14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества, квалифицированных как акт недобросовестной конкуренции, признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе », суды признали размещенную заявителем рекламу недостоверной, поскольку она не содержала указания на какой–либо определенный критерий (параметр) превосходства рекламируемой продукции над находящейся в обороте аналогичной продукцией российского производителя. Суды установили наличие вины общества в совершенном правонарушении, соблюдение процедуры и срока давности привлечения к ответственности, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, соответствие
Определение № 08АП-7474/19 от 04.03.2020 Верховного Суда РФ
Владимира Феоктеристовича (далее – предприниматель, заявитель) на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.11.2019 по делу № А70-2660/2019 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению предпринимателя о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 01.02.2019 по делу № РНП- 72-24/19 о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе » (далее – комитет, заказчик), установила: решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.04.2019 требования заявителя удовлетворены. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.11.2019, решение суда отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В кассационной жалобе предприниматель ставит вопрос об отмене принятых по делу постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций,
Постановление № А32-20280/2021 от 24.05.2022 АС Северо-Кавказского округа
3), пришли к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения (части 1, 3 статьи 5 Закона о рекламе). Пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе определено, что недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд
Постановление № А70-4651/2021 от 24.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3); ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4); рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5). Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона № 38-ФЗ, в силу которой недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1); не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7); при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации (часть 11). В силу части 3 статье 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением
Постановление № А45-9196/2021 от 15.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
на нее, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до восьмисот тысяч рублей (часть 6 статьи 14.3 КоАП РФ). В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе). В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или
Постановление № А46-6816/2023 от 11.01.2024 АС Западно-Сибирского округа
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4); рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5). В силу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1). Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2). Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона рекламе). Согласно части 6 статьи 38 Закона о
Решение № 21-215/2014 от 28.04.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
образом. Извещение ему было направлено по адресу, указанному в жалобе, заказным почтовым отправлением (л.д.16-конверт). Материалами дела установлено, что рекламная конструкция размещена с торца жилого дома на уровне 3-4 этажей, часть рекламного текста, содержащая существенную информацию о рекламируемом товаре, выполнена мелким нечитаемым шрифтом по сравнению с текстом, выделенным крупным шрифтом, содержащим более привлекательные для потребителя условия, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которым реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Наказание Николаеву назначено в соответствии с требованиями закона, не в максимальном размере. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, рассматривающего дело. Доводам Николаева Е.С. о малозначительности совершенного правонарушения в постановлении дана надлежащая оценка. Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2014 г. оставить без изменения, жалобу Николаева Е.С. – без
Решение № 21-67/2014 от 09.07.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)
предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверна реклама не допускаются. Как усматривается из материалов дела, 07 февраля 2013 года в Тывинское УФАС России поступило заявление гр. М. о недостоверной рекламе в печатном издании «Плюс информ» следующего содержания: «Сэкономь свое время! Больше не нужно никуда ходить! Объявление частного характера в газету «Плюс Информ». Просто набери кодовое слово ТУВА и через пробел текст своего объявления и отправь на номер 5577. Ваше объявление будет опубликовано в первую очередь!!! Стоимость одного СМС –
Решение № 21-40/2016 от 25.02.2016 Калужского областного суда (Калужская область)
закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу части 1 и пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями
Решение № 7-21-711/19 от 17.07.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)
с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно требованиям частей 1, 2, 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ, не допускаются недостоверная и недобросовестная реклама . При этом к недостоверной отнесена реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом
Решение № 2А-2314/18 от 26.11.2018 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)
по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, УСТАНОВИЛ: Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. В обоснование иска прокурор указал, что прокурорской проверкой установлено, что размещенные на странице сайта <данные изъяты> размещена недобросовестная реклама и предложения покупки магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов. В ходе мониторинга установлено, что на указанных сайтах размещена информация для неограниченного круга лиц об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) приборов учета коммунальных ресурсов является недобросовестной рекламой и побуждает к совершению противоправных действий, направленных на искажение показаний индивидуальных действий, направленных на искажение показаний индивидуальных приборов учета расхода ресурсов и причинение убытков хозяйствующим субъектам. В судебном