ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Необходимо установить приборы учета воды - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
в соответствии с пунктом 60 Правил N 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов потребления коммунальных услуг; - положение пункта 60.1 Правил N 354 подлежит применению в случаях, когда период недопуска Исполнителя коммунальных услуг в жилое помещение для проверки технического состояния прибора учета потребителя превышает период, установленный в подпункте "в" пункта 59 Правил N 354. В соответствии с новой редакцией пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета холодной воды , горячей воды, электрической энергии, определяется исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определяемых путем распределения между потребителями объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме, пропорционально площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом распределяемый в соответствии с формулами, приведенными в приложении N 2 к Правилам N 354, между потребителями
Определение № А67-1870/19 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644. Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций исходили из условий заключенного сторонами договора, согласно которым ответчик принял на себя обязательство установить приборы учета. Судебные инстанции проанализировали заключение судебной экспертизы и установили, что имеется техническая возможность установки приборов учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей. Кроме того, отклоняя доводы компании, суды признали соразмерными ее затраты на установку приборов учета достигаемому результату, не усмотрели злоупотребления правом со стороны водоканала и признали срок исковой давности по заявленным требованиям непропущенным. Суд округа поддержал выводы судов обеих инстанций. Как видно из материалов дела, при разрешении спора суды исходили из уточненных требований истца, связанных с необходимостью установления приборов
Определение № 303-ЭС20-20072 от 23.12.2020 Верховного Суда РФ
– СП 30.13330.2016). Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе экспертные заключения от 25.11.2019 № 23-ЭЗ-19, от 13.01.2020 № 24-ЭЗ-20, суды установили характеристики пропуска среднечасового расхода воды объекта ответчика с учетом подачи расчетного противопожарного расхода воды, с учетом этой величины признали установленный у абонента прибор учета надлежащим средством измерений и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судами установлено, что установка на трубопровод спорного объекта прибора учета с диаметром прохода меньше 200 мм противоречит требованиям СП 30.13330.2016 и может привести к негативным последствиям, поскольку не обеспечит необходимого прохождения холодной воды при возникновении аварийных ситуаций (пожара) на опасном производственном объекте ответчика. Изложенные в настоящей жалобе доводы не опровергают выводы судов. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и правильном применении норм материального права, не составляет оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии
Определение № А56-41822/16 от 07.08.2017 Верховного Суда РФ
прибора учета; отсутствие документации на прибор учета, установленный на обводной линии, невозможность установить дату выпуска и поверки, а также отсутствие данных о допуске в эксплуатацию прибора учета), в связи с чем признали иск подлежащим удовлетворению. Суд округа, проверив законность принятых судебных актов, не установил существенных нарушений норм материального и процессуального права и согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы общества об исправности прибора учета, неверном расчете объемов потребления, сводятся к переоценке доказательств и к установлению иных фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. В данном случае применение судами расчетного способа определения объемов потребленной воды связано с неисполнением обществом обязанности по своевременной поверке прибора учета и содержанию его в исправном состоянии. Иного общество не доказало. При таких обстоятельствах оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Руководствуясь статьями
Постановление № 303-АД15-6522 от 21.08.2015 Верховного Суда РФ
Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у общества, как у ответственного лица за содержание многоквартирного дома, обязанности по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах. Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, признав доказанным факт отсутствия в спорном доме общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и факт непринятия в качестве расчетного прибора уже установленного общедомового прибора учета холодной воды , а также доказанной вину общества, как ответственного лица за содержание этого многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признал правомерным оспариваемое
Постановление № 17АП-13858/17-ГК от 21.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
26 июля 2017 года по делу № А60-11479/2017 по иску акционерного общества «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1026604950800, ИНН 6670018981) к обществу с ограниченной ответственностью компания «Коммунально-бытового сервиса» (ОГРН 1056601696975, ИНН 6627015670) третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» о взыскании стоимости установки общедомовых приборов учета, процентов за пользование чужими денежными средствами, установил: акционерное общество «Региональная сетевая компания» (далее - истец, АО «РСК») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с обществу с ограниченной ответственностью компания «Коммунально-бытового сервиса» (далее - ответчик, ООО компания «Комбытсервис» расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды в сумме 41 942,45 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами 597,54 руб. с последующим начислением до момента погашения суммы долга в полном объеме. Определением арбитражного суда от 23.03.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 16.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Определением
Постановление № 13АП-21079/19 от 01.10.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
приборов учета, в том числе установленных после очередной их поверки, ремонта или замены, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем их установки. Исполнитель обязан обеспечить допуск представителей Ресурсоснабжающей организации для оформления введения общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод в эксплуатацию и их опломбирования, в том числе ОПУ холодной воды, установленных Ресурсоснабжающей организацией в порядке, регламентируемом Законом об энергосбережении. 6. По многоквартирным домам, в которых собственники помещений имеют обязанность установить общедомовые приборы учета холодной воды , но в которых отсутствует техническая возможность их установки. Стороны составляют акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды. Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для составления такого акта в срок не позднее 10 рабочих дней после получения от Исполнителя соответствующей заявки, составленной, в том числе, по требованию потребителя. Исполнитель вправе составить акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды в одностороннем порядке и представить его Ресурсоснабжающей организации.
Постановление № 17АП-16625/2021-ГКУ от 21.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
с требованиями действующего законодательства, то оснащение приборами учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственника такого объекта. Доказательств того, что собственники помещений МКД или управляющая компания принимали активные действия, направленные на самостоятельное установление общедомового прибора учета, суду не представлено. Учитывая, что многоквартирный дом не был оборудован общедомовым прибором учета холодной воды и собственники помещений этого дома не приняли решение о его установке, истец обоснованно путем привлечения подрядной организации установил в подвале многоквартирного дома общедомовой прибор учета холодной воды и ввел его в эксплуатацию. С этого дня расчеты за коммунальный ресурс осуществляются по показаниям указанного прибора. Иного суда не представлено. Собственники помещений многоквартирного дома на момент предъявления иска не возместили истцу расходы на установку прибора учета. Частью 11 ст. 2 Закона об энергосбережении установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. Из части 6.2
Постановление № А55-24640/20 от 31.05.2021 АС Самарской области
установленный законом срок оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемогокоммунального ресурса, обязанность по совершению действий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, лежит на ресурсоснабжающих организациях. Так же ответчик в жалобе указывает, что закон предусматривает обязанность собственников в установленный срок обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а такжеввод установленных приборов учета в эксплуатацию, а суд первой инстанции обязал Управляющую компанию установить коллективные приборы учета холодной воды , тогда как для проведения данного вида работ необходимо наличие лицензии у организации на осуществление данного вида работ. Такие работы должны производиться специализированной организацией, но никак не Управляющей компанией, которая на текущий момент по решению собственников обслуживает данный МКД, а уже через месяц по их же решению, дом может быть передан на обслуживание в другую УК. Определением суда апелляционной инстанции от 18.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению
Постановление № 08АП-7141/2014 от 30.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда
эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов; б) обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности; в) обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим договором; г) установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; д) соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения; е) производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на
Решение № 2-74 от 23.01.2012 Киреевского районного суда (Тульская область)
которому оно передано в оперативное управление. За МУК «Районная централизованная библиотечная система» также закреплены находящиеся в муниципальной собственности района здания Киреевского городского филиала (), Киреевского детского филиала (), Бородинского поселкового филиала ), Бородинского детского филиала (), Центра правовой информации (). При эксплуатации вышеуказанных зданий используются энергетические ресурсы, однако до настоящего времени они не оснащены приборами учета: в зданиях МУК «Районная централизованная библиотечная система», Киреевского городского филиала, Киреевского детского филиала, Центра правовой информации необходимо установить приборы учета воды и тепловой энергии, в зданиях Бородинского поселкового филиала и Бородинского детского филиала - приборы учета тепловой энергии. Неисполнение администрацией муниципального образования Киреевский район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Непринятие органом местного самоуправления мер к установке приборов учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку
Апелляционное определение № 11-173/18 от 11.12.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)
водоснабжением и горячим водоснабжением, с централизованным водоотведением или выгребными ямами, оборудованные ваннами и (или) душем, раковинами (мойками), унитазами», норма 3,0 м3 чел./мес. На лицевом счете № проведен перерасчет, который будет отражен в квитанции за июль 2018 года. Для определения фактических объемов потребления услуг ОАО «ОмскВодоканал» и во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственнику жилого помещения необходимо установить приборы учета воды . Из представленной в материалы дела квитанции, выставленной ОАО ОмскВодоканал» Тенишева И.В. к оплате по лицевому счету 10170267 (<адрес>) за июль 2018 года, следует, что произведен перерасчет, с учетом начисления платы за холодное водоснабжение и водоотведение за июль 2018 года сумма переплаты составила 11432 руб. 11 коп. (7541 руб. 96 коп. - переплата за холодное водоснабжение, 3911 руб. 99 коп. - водоотведение), при этом период, за который ОАО «ОмскВодоканал» произведен перерасчет, в
Решение № 2-552/20 от 30.01.2020 Армавирского городского суда (Краснодарский край)
учета воды, сточных вод размещаются абонентами, организацией, эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента указанных организаций или ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ, договорами о подключении (технологическом присоединении). Согласно п. 35 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, абонент обязан установить приборы учета холодной воды , сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения. Пунктом 4 Правил N 776 определено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или)
Решение № 2-4153/20 от 08.12.2020 Армавирского городского суда (Краснодарский край)
прибора учета в эксплуатацию, был получен отказ, мотивированный тем, что Р. необходимо вынести прибор учета за пределы земельного участка, на место врезки в уличную сеть. Р. в заявлении от 28.01.2020 года обратился к ответчику с просьбой принять к учету данный прибор, в связи с чем представителями ответчика организован осмотр. Из представленного ответа №№ от 27.02.2020 года следует, что врезка в централизованную водопроводную сеть находится на четной стороне ул.Южной. Водопроводного колодца не обнаружено. Необходимо установить прибор учета воды на врезку. Причина, по которой Ответчик отказал принять к учету прибор учета, в ответе отсутствовала. Ответчиком в нарушение сроков поверки, прибор учета был выведен из учета 27.12.2019 года, в связи с чем стали приходить завышенные суммы начислений за водоснабжение. Р. не обладая правовой грамотностью, был вынужден обратиться в Армавирскую городскую коллегию адвокатов «Правовая защита» за консультацией и составлением претензии, в связи с чем понес убытки в размере 3.000 руб. Далее Р.. 30.05.2020 года