ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росприроднадзора от 20.01.2016 N ОД-06-01-31/722 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
404-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод с площади территории природопользователей был установлен Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утверждены Госкомэкологии РФ 29.12.1998, далее - Методические указания). Методические указания утратили силу с 1 января 2016 года в связи с изданием приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421. Заместитель Руководителя О.В.ДОЛМАТОВ ------------------------------------------------------------------
Постановление № А65-8109/07 от 21.02.2008 АС Поволжского округа
в части взыскания платы в размере 795 858,88 рублей за сброс неорганизованным стоком и в части взыскания 63 019,39 рублей платы за сброс неорганизованным стоком при мойке автотранспорта, а также в части применения 5-ти кратного повышающего коэффициента за отсутствие разрешительной документации и передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию. Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что при взыскании платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты ливневыми и талыми стоками в размере 795 858,88 рублей суд неправомерно применил в расчетах Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998, а в расчете платы за сброс загрязняющих веществ при мойке автотранспортных средств в размере 63 019,36 рублей Методические указания по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности, утвержденных Приказом министра экологии и природных ресурсов РТ от
Постановление № А79-9011/14 от 15.10.2015 АС Волго-Вятского округа
в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», пунктами 1, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты , утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее – Методические указания), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Общество, не имеющее специального разрешения, обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора, рассчитанную с учетом пятикратного повышающего коэффициента. Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права и
Постановление № А79-9135/16 от 14.02.2018 АС Волго-Вятского округа
221 рубля 88 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 17.08.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты , утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, общая площадь, на которой Райпо в спорном периоде осуществляло торговую деятельность с использованием стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ, составляет 3,2006 гектара; данный земельный участок полностью относится к промышленно-урбанизированным территориям (а не только его застроенная часть), поэтому должен учитываться при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановление № А79-1859/17 от 14.02.2018 АС Волго-Вятского округа
предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу» (далее – ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО»). Решением суда от 27.07.2017 заявленное требование удовлетворено Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.201 решение суда оставлено без изменения. Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты , утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее – Методические указания), положения ГОСТ 31861-2012. «Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» (далее – ГОСТ 31861-2012). По мнению заявителя, в рассматриваемом случае при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду применение повышающего коэффициента недопустимо, поскольку Предприятие имело разрешение на сброс загрязняющих веществ. Управление нарушило порядок отбора проб; пробы были изъяты (отобраны) не из водного объекта в
Постановление № А79-10806/2014 от 19.02.2018 АС Волго-Вятского округа
требование удовлетворено частично: с Общества в пользу Управления взыскано 483 533 рублей 86 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 решение суда оставлено без изменения. Общество и Управление не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами. По мнению Общества, суды неправильно применили Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты , утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее – Методические указания). Заявитель жалобы считает, что Росприроднадзор произвел расчет заявленной суммы задолженности с нарушением Методических указаний. Суды необоснованно приняли в расчетах концентрацию веществ по всем видам, указанным в приложении 3 Методических указаний, а не по фактическим данным протоколов анализов сточных вод. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что загрязнение с газораспределительных станций (далее – ГРС) происходит в
Решение № 33А-21/209 от 14.05.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
государственном статистическом отчете формы №...-ТП (водхоз). На предприятии не осуществляются мероприятия по сбору и очистке ливневых вод с территории более 40 га, ливневые воды самотечно без очистки отводятся на рельеф местности. Сброс на рельеф включен Росстатом в новую форму государственного статистического наблюдения 2 ТП (водхоз). Т.к. сброс на рельеф не организован, не учитывается приборами учета, то при расчете объема ливневых и талых вод возможно использовать Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты от ... года Ссылка судьи на письмо №... от ... года Камского БВУ в обоснование отсутствия в действиях Игнатьева А.А. состава административного правонарушения необоснованна, т.к. письмо основано на неверном толковании закона. Сведения об объемах водоотведения на рельеф предоставляются для расчета платы за вредное воздействие. Данный расчет предоставляется в Управление Росприпроднадзора по РБ. В расчете, представленном ЛПДС «...» УПО ОАО «...», не отражены данные по плате за сбросы загрязняющих веществ. Следовательно, организация,
Решение № 21-137 от 22.05.2015 Курского областного суда (Курская область)
несортированного), а потому в этой части на общество не может возлагаться обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов. Генеральному директору ООО «<данные изъяты>» ФИО3 вменяется также и то, что предприятием не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и за сброс ливневых сточных вод неорганизованным стоком. 29.12.1998г. Госкомэкологией Российской Федерации были утверждены Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Методические указания), которые содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования: промышленно - урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без