Верховного Суда Российской Федерации. Согласно положениям Закона Самарской области от 24.03.2009 № 41-ГД, постановления Правительства Самарской области от 19.02.2013 № 44, постановления Правительства Самарской области от 09.10.2014 № 626, постановления Правительства Самарской области от 14.11. 2013 № 624 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014-2020 годы», Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 03.04.2013 № 98, вопрос о предоставлении соответствующему сельскохозяйственному производителю испрашиваемой им субсидии в определенном размере разрешается уполномоченным органом посредством издания соответствующего распоряжения о предоставлении субсидии и только после заключения между уполномоченным органом и получателем субсидии соглашения «О предоставлении субсидии». В силу подразделов 1 и 2 раздела 3 Гражданского кодекса Российской Федерации именно заключенное указанное соглашение возлагает на уполномоченный орган (в
из консолидированного бюджета края, по результатам которой по выявленным нарушениям составлен акт от 01.08.2016 и вынесено представление от 16.08.2016 № 1691-02/07. Неисполнение в установленный срок требований представления послужило основанием для вынесения счетной палатой и направления в адрес общества предписания от 17.10.2016 № 2076, которое оспорено обществом в судебном порядке. Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 № 249 (далее – порядок от 31.03.2014 № 249), Порядка предоставления субсидий на условиях софинансирования за счет средств краевого бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности
том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Забайкальского края, на поддержку отрасли растениеводства» предусмотрено применение в формулах расчета размера субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края коэффициентов: Кспещ - коэффициент специализации для 1-го сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года; Кспоп - коэффициент сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у 1-го сельскохозяйственного товаропроизводителя. Указанные коэффициенты подлежат учету как при определении размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для 1-го сельскохозяйственного товаропроизводителя (Р1) за счет средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, в расчете на 1 гектар фактической посевной площади предыдущего года, занятой зерновыми и зернобобовыми, кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также овощами открытого грунта (пункт 1), так
права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено. Как следует из судебных актов, УФК по Омской области провело проверки в отношении Министерства сельского хозяйства Омской области и Управления сельского хозяйства по вопросу законности использования в 2016, 2017 годах субсидий из федерального бюджета, выделявшихся на софинансирование расходных обязательств Омской области по оказанию несвязаннойподдержки сельскохозяйственным производителем в области растениеводства. По итогам проверочных мероприятий в адрес Управления сельского хозяйства выдано предписание от 29.01.2019 № 52-22-11/428, обязывающее осуществить возврат в министерство суммы субсидии из федерального бюджета в размере 1 662 083 рубля 64 копейки. В адрес Министерства сельского хозяйства Омской области вынесено представление от 13.02.2019 № 52-22-11/811, которым, в частности, указано на ненадлежащее осуществление полномочий по контролю за соблюдением получателями межбюджетных субсидий условий их получения, что повлекло неправомерное их использование
суда Уральского округа от 04.06.2021 по делу № А60-17990/2020 по иску Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - министерство) к обществу о взыскании 10 350 981 рубля 51 копейки, в том числе 413 405 рублей 12 копеек субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе, 4 340 986 рублей 89 копеек субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, 5 594 436 рублей 83 копеек субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, 2 152 рублей 67 копеек неустойки, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области, установил: решением суда первой инстанции от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 и Арбитражного суда Уральского округа от 04.06.2021, иск министерства удовлетворен. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос
податели жалоб, подпункт «б» пункта 4 Правил № 1431 не содержит требования наличия бюджетных ассигнований на конкретные мероприятия государственной программы. В указанном подпункте содержится требование о наличии бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта, «связанных с реализацией государственной и (или) муниципальной программ». При этом Департамент обращает внимание на то, что государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, содержит мероприятие « Несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта», что соответствует подпункту «а» пункта 4 Правил № 1431, а в бюджете Тюменской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы, в том числе на указанное мероприятие, что соответствует подпункту «б» пункта 4 Правил № 1431. Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление Федерального казначейства по Тюменской области представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы -
мероприятий должны соответствовать наименованию мероприятий в Правилах предоставления субсидий. Апелляционным судом установлено, что государственной программой Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п (в редакции от 09.08.2016 №330-п), в рамках задачи 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» были предусмотрены два вида мероприятий: «1. Мероприятия, направленные на стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» и «2. Несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта». С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что в государственной программе Тюменской области, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, отсутствовало указание на направление бюджетных средств субъекта Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного
семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян подсолнечника и овощей открытого грунта сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатель субсидии), по следующим направлениям: а) оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - несвязанная поддержка в области растениеводства); б) оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян подсолнечника и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян подсолнечника и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (далее - несвязанная поддержка в области развития производства
определением обязательств участнику мероприятия Государственной программы по достижению им контрольных показателей. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно вышеуказанной государственной программе в 2018 году, несвязанная поддержка в области растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим следующему критерию – наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в 2017 году и запланированных посевных площадей под данными культурами в 2018 году. То есть, при получении субсидии, сельскохозяйственный товаропроизводитель должен достигнуть планового показателя по обработке почвы и посеву, на землях сельскохозяйственного назначения в 2018 году, размер которых должен достигать показателя не менее чем в 2017 году. Субсидии на оказание несвязанной
в областной бюджет Новосибирской области субсидию в размере и сроки, определенные в уведомлении. Из материалов дела усматривается, что предоставленная ответчику субсидия была рассчитана из размера посевной площади, которая должна составлять 1240 га и 1280 га. При этом показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур отражены в сведениях об итогах сева под урожай, согласно которым посевная площадь составила 300 га и 300 га (л.д. 29-34). В соответствии с п. 12 Приложения №1 к Постановлению № 37-п, несвязанная поддержка в области растениеводства предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ в расчет на 1 гектар посевной площади. Таким образом уменьшение посевной площади влечет за собой сокращение затрат на посевные работы и как следствие – уменьшение суммы возмещения затрат. Средства государственной поддержки сверх произведенных затрат подлежат возврату в бюджет. Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ст. 327 ГПК РФ и п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года
2015 по 2018 годы он состоял в должности генерального директора ООО «***», учредителями которого были М.Д.М. и Х.Т.Б. В его должностные обязанности входило заключение договоров с клиентами, общее руководство деятельностью общества, контроль за производством, охрана труда и техники. Ведением бухгалтерского учета занималась главный бухгалтер Л.М.В., которая работает в обществе с 2003 года. Примерно с 2013 года обществу из отдела АПК администрации *** РМО РК поступала информация о программе по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей - « Несвязанная поддержка в области растениеводства». Условия получения субсидии ему были неизвестны, поскольку они каждый год менялись. По инициативе учредителей общества пакет необходимых документов подготовила Л.М.В., который им был проверен и подписан, и в котором были отражены точные данные ООО «***». Указанные документы были переданы в Министерство сельского хозяйства РК, о дате поступления документов в Министерство его никто не уведомлял. Через некоторое время им позвонила Х.Т.Б. и сообщила о поступлении денежных средств из Министерства сельского хозяйства на