ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минэкономразвития России от 19.12.2013 N 28290-ОФ/Д09И "О размещении проектов нормативных правовых актов на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru"
(Президиума Правительства Российской Федерации) или поручением Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе принятым во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, установлен срок разработки проекта нормативного правового акта, не превышающий 15 календарных дней. Официальный сайт также обеспечен необходимым функционалом для размещения таких проектов нормативных правовых актов (инструкция прилагается) без прохождения стадии общественного обсуждения. 3. Иные трудности при размещении проектов нормативных правовых актов в целях проведения их независимой антикоррупционной экспертизы связаны исключительно с последовательностью процедур подготовки проектов нормативных правовых актов, предусмотренной постановлением N 851. Согласно пункту 22 Правил раскрытия информации проект нормативного правового акта в целях проведения его независимой антикоррупционной экспертизы может быть размещен на официальном сайте только после окончания процедуры проведения его общественного обсуждения. Любая другая последовательность размещения информации на официальном сайте будет являться прямым нарушением постановления N 851. В этих случаях ответственность за соблюдение требований постановления N 851, а также постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля
Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2011 N ГКПИ11-421 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими Приказа Минобрнауки РФ от 23.04.2010 N 428, частично пунктов 2, 3, 4, 6, 9, 12 утв. им Положения>
Российской Федерации (пункт 8), федеральные органы исполнительной власти в проведении экспертизы учебников не участвуют. Несоответствие Приказа его проекту, опубликованному на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет, на что ссылается заявитель, основанием для признания недействующим нормативного правового акта не является. Проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах в сети Интернет с целью обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы (пункт 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, пункт 4.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009). Однако это не означает, что после опубликования проекта в него не могут вноситься изменения. Объектом экспертизы согласно пункту 2 Положения является учебное издание,
Приказ ФАНО России от 31.03.2014 N 33 "О порядке подготовки нормативных правовых актов Федерального агентства научных организаций и их государственной регистрации"
нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318. X. Размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы 42. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, для проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - независимая антикоррупционная экспертиза), проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат размещению на сайте regulation.gov.ru. XI. Подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрация 43. Проекты нормативных правовых актов передаются для подписания (на утверждение) через Административное управление. 44. Нормативные правовые акты ФАНО России подписывает (утверждает) руководитель ФАНО России или лицо, исполняющее его обязанности. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей)
Апелляционное определение № АПЛ20-101 от 09.06.2020 Верховного Суда РФ
был размещен на официальном сайте (пир://уулу\у.ге§иЫюп.§оу.ги) в период с 29 июня по 26 июля 2017 г. с целью проведения процедуры публичного обсуждения, а также процедуры независимой антикоррупционной экспертизы. Первоначально в письме от 17 октября 2017 г. № 29422-СШ/Д26и Минэкономразвития России высказало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Приказа. В дальнейшем при его доработке в письме от 16 апреля 2019 г. № 11621-СШ/Д26и Минэкономразвития России представило замечания, рассмотренные на согласительном совещании, по результатам которого принято совместное решение считать все разногласия урегулированными (письмо Минэкономразвития России от 25 апреля 2019 г. № 12944-СШ/Д26и). Поскольку оспариваемые предписания проекта Приказа не содержали положений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318, повторное направление проекта нормативного правового акта для оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития России, а также
Постановление № 18АП-5770/20 от 11.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
инспекция Челябинской области» (письмо № 12435) представлены положительные заключения о возможности введения в действие новых нормативов потребления коммунальных услуг и соответствия положениям действующего законодательства (л.д. 148-149 том 1). Министерством в период с 24.05.2018 по 05.06.2018 согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 27.03.2019 № 78 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Челябинской области» проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления о внесении дополнений в Постановление от 28 декабря 2016 г. № 66/1, что подтверждается данными Единого регионального Интернет-портала для размещения проектов нормативных правовых актов в Челябинской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (https://npa.gov74.ru/projects/List/ AdvancedSearch#npa=6680). 07.06.2018 на заседании общественного совета при Министерстве с участием представителей прокуратуры Челябинской области и Главного управления Государственной жилищной инспекции Челябинской области принято решение рекомендовать внести изменения и дополнения в постановление МТРиЭ от 28.12.2016
Решение № А76-4596/19 от 17.03.2020 АС Челябинской области
области (письмо от 01.06.2018 № 12435) представлены положительные заключения о возможности введения в действие новых нормативов потребления коммунальных услуг и соответственно положениям действующего законодательства (л.д. 148-149 том 1). Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 27.03.2019 № 78 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Челябинской области», Министерством в период с 24.05.2018 по 05.06.2018 проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления о внесении дополнений в Постановление от 28 декабря 2016 г. № 66/1, что подтверждается данными Единого регионального Интернет-портала для размещения проектов нормативных правовых актов в Челябинской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (https://npa.gov74.ru/projects/List/ AdvancedSearch#npa=6680). 07.06.2018 на заседании общественного совета при МТРиЭ с участием представителей прокуратуры Челябинской области и Главного управления Государственной жилищной инспекции Челябинской области было принято решение рекомендовать внести изменения и дополнения в постановление МТРиЭ от
Решение № А76-2068/11 от 30.06.2011 АС Челябинской области
Министерстве экономического развития РФ» установлена компетенция федерального органа Минэкономразвития России и Постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила, которыми определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В связи с чем, доводы Прокурора, что решение Собрания № 161 от 23.08.2007 принято с превышением полномочий в нарушение положений, предусмотренных ч.5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ, Постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», судом не принимаются как противоречащие материалам дела. Кроме того, подпункт 5.2.28(59) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437
Постановление № А51-6568/20 от 15.10.2020 АС Приморского края
законом субъекта Российской Федерации. В свою очередь, Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края утвержден Постановлением Администрации Приморского края от 20.02.2013 № 69-па (далее – Порядок № 69-па). Согласно пункту 1.3 Административные регламенты разрабатываются органами местного самоуправления. На основании пунктов 1.6, 1.7 Порядка № 69-па Проекты административных регламентов подлежат: 1) независимой экспертизе; 2) антикоррупционной экспертизе, проводимой органами местного самоуправления (их должностными лицами) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, а также правовой экспертизе. Орган местного самоуправления (его структурное (структурные) подразделение), ответственный за разработку административного регламента, размещают проект административного регламента на официальном сайте муниципального образования Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), а в случае отсутствия указанного сайта - на официальном сайте органа местного самоуправления. По изложенному,
Решение № 3А-214/2021 от 16.12.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
исторического наименования ул. Книпович» (далее - проект). Из материалов дела следует, что проект подготовлен и согласован в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100, а также в порядке, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 № 737: с администрацией Невского района Санкт-Петербурга 09.10.2020, Комитетом по градостроительству к архитектуре 12.10.2020, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 30.12.2020, Юридическим комитетом Администрации Губернатора Санкт-Петербурга 05.02.2021, членами Правительства Санкт-Петербурга. Комитетом по культуре организована независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 № 48-рп «О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга». Проект постановления размещен на сайте Комитета с 30.09.2020 по 13.10.2020 в целях проведения антикоррупционной экспертизы. Замечаний и предложений по результатам проведения указанной экспертизы в адрес Комитета не поступало. Указанный Порядок не предусматривает необходимости проведения
Решение № 3А-107/17 от 27.10.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Судом установлено, что для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого Постановления, проект был размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети Интернет и установлены сроки для приема независимых заключений – с 05.07.2017 по 12.07.2017. 10.07.2017 экспертом К.М.А, по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта Постановления подготовлено заключение в котором указано, что предлагаемые разработчиком изменения в случае их принятия повлекут за собой серьезные необоснованные нарушения действующего режима особой охраны территории заказника «Кургальский» посредством создания формально-правовых оснований для осуществления деятельности, противоречащей целям и задачам создания заказника (т.1 л.д.36). Независимым экспертом указано на наличие в проекте нормативного правового акта следующих коррупциогенных факторов: нормативные коллизии, которые выражаются в невозможности выполнения требования п.4.3 проекта Положения, так как осуществление деятельности по строительству, реконструкции
Решение № 2-7642/19 от 22.08.2019 Благовещенского городского суда (Амурская область)
Постановления Правительства Амурской области «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 апреля 2016 года №157». Проектом постановления предложено скорректировать предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в сторону увеличения, которая в дальнейшем будет применяться для расчета субвенции бюджетам города Благовещенска и города Свободного на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, в сторону увеличения с 53450, 00 рублей до 57000 рублей. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления в установленном порядке согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Амурской области с заключением министерства финансов Амурской области. В случае принятия решения о применении норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 57000 рублей по городу Благовещенску в 2019 году, министерством социальной защиты населения Амурской области будет направлено ходатайство об увеличении средств на текущий год. При указанных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией г. Благовещенска предприняты меры для надлежащего
Решение № 2А-2721/2021 от 27.05.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
края, министерством природных ресурсов Хабаровского края, а также постановления администрации города Хабаровска от 05.05.2015 № 1563 «О городском Совете по предпринимательству при Мэре города Хабаровска» - в части проведения общественной экспертизы проекта постановления (до его утверждения); постановления администрации города Хабаровска от 28.08.2009 № 3090 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» - в части проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления и проекта Схемы размещения НТО путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Хабаровска этого проекта в электронном виде в целях получения заключений независимых экспертов. По результатам соблюдения вышеуказанных требований получены согласование министерства имущественных отношений Хабаровского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №); согласование министерства природных ресурсов Хабаровского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №); экспертное заключение управления экономического развития администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке регулирующего воздействия, согласно которому проект