ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив потребления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС14-6467 от 18.12.2014 Верховного Суда РФ
3699,88 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.06.2012 по 22.11.2013. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, иск удовлетворить полностью, ссылается на нарушения норм материального и процессуального права. По мнению общества, после вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354; далее – Правила № 354) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется из расчета количества дней (месяцев) в отопительном периоде. Следовательно, плата за отопление должна вноситься лишь в расчетные месяцы отопительного периода. По результатам изучения жалобы вместе с принятыми по делу судебными актами установлено, что основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют. Судами установлено, что между сторонами сложились фактические отношения, вытекающие из договора энергоснабжения (снабжения тепловой энергией и ГВС). В период с 26.11.2012 по 10.12.2012 прибор коммерческого учета,
Определение № 306-ЭС15-518 от 05.05.2015 Верховного Суда РФ
Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, далее – Правила № 306). Заключением судебной экспертизы подтверждено, что разница между стоимостью фактически поставленной предприятием населению г. Камышина тепловой энергии на отопление и стоимостью коммунальной услуги (отопления), начисленной населению, в спорные периоды составляет 154 146 429,80 руб. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции и окружной суд исходили из того, что в силу нормативного регулирования порядка расчета объема коммунальных ресурсов, поставленных для нужд населения, предприятие было вынужденно применять норматив потребления , занижающий реальное энергопотребление. Компенсационных мер для предприятия администрацией не установлено. Убытки истца явились прямым следствием непринятия органом местного самоуправления г. Камышина мер к установлению экономически обоснованного норматива потребления тепловой энергии в спорный период. Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
Определение № 01АП-11807/19 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
общего собрания собственников МКД от 15.11.2018 об определении размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объема потребления коммунального ресурса, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, производит начисление платы за холодное водоснабжение, потребленное в целях содержания общего имущества, жителям указанного МКД в размере, превышающем норматив потребления коммунального ресурса, то есть, с учетом «сверхнормативного» потребления. Составлен акт, обществу выдано предписание о необходимости произвести собственникам и нанимателям МКД перерасчет платы за коммунальный ресурс по холодной воде, поставляемый в целях содержания общего имущества и входящий в состав платы на содержание жилого помещения. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 156, 158 Жилищного кодекса
Определение № А29-8414/19 от 14.07.2021 Верховного Суда РФ
Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что объем ресурса на промывку инженерных сетей уже включен в подлежащий применению к спорным отношениям норматив потребления коммунальных ресурсов. Доводы заявителя жалобы о том, что объем холодной воды, затраченной на работы по промывке сетей отопления жилищного фонда, не входит в норматив потребления коммунальной услуги по водоснабжению в целях содержания общего имущества в МКД, получили оценку судами нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, при том что их повторное заявление в настоящей жалобе само по себе не подтверждает существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра
Определение № 02АП-1038/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ
принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, общество является теплоснабжающей организацией на территории Юрьевецкого городского поселения и Юрьевецкого муниципального района Ивановской области. Постановлением департамента от 20.12.2018 № 239-т/55 обществу установлены льготные тарифы на тепловую энергию на 2019 год. Постановлением главы Юрьевецкого муниципального района от 11.12.2006 № 724 утвержден норматив потребления тепловой энергии - 0,02 Гкал/кв. м. Однако решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16.12.2016 по делу № 2а-640 указанное постановление признано недействующим, в связи с чем вопрос об установлении указанного норматива для потребителей Юрьевецкого муниципального района при отсутствии приборов учета не решен. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2017 по делу № А17-5977/2017 признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления общества об установлении нормативов потребления тепловой энергии для населения Юрьевецкого муниципального района,
Постановление № А33-29793/16 от 31.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
энергетической комиссии Красноярского края № 259-п, от 14.12.2010, приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 81 -п от 4.10.2011, приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 335 -п от 17.12.2013, согласно которым тариф покрывающий затраты производителя (экономически обоснованный) составляет 1911,77 рублей за Гкал, а для населения установлен предельный тариф в размере 1095,86 рублей за Гкал. Поскольку общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах в спорном периоде установлены не были, истец при расчете использовал норматив потребления гражданами коммунальных услуг утвержденный Решением Березовского районного совета депутатов от 26.12.2008 N 56-377Р, по тепловой энергии который составляет 0,0289Гкалл на кв.м. в месяц. Расчет суммы выпадающих доходов ООО «Жилсервис» за 2013 год: 1.пгт. Березовка. Сумма фактических затрат ООО «Жилсервис» на производство тепловой энергии по экономически обоснованному (покрывающему затраты производителя на производство тепловой энергии) тарифу: 26 408,49 кв.м. (площадь отапливаемых жилых помещений в п. Березовка, обслуживаемых ООО «Жилсервис») * 0,0289Гкалл на кв.м. (норматив потребления для
Постановление № А05-7818/16 от 27.11.2017 АС Северо-Западного округа
учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Вместе с тем Правила № 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Согласно пункту 2 Правил № 306 « норматив потребления коммунальной услуги» – определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил
Постановление № Ф09-3374/22 от 15.06.2022 АС Уральского округа
жалобы считает ошибочными выводы судов о необходимости заключения отдельного договора на услугу по влажной уборке и мытью конструкций общедомового имущества и утверждения ее цены и условий финансирования отдельным решением общего собрания собственников многоквартирного дома (далее также – МКД) с обязательным указанием на применение показаний коллективного (общедомового) прибора учета (далее – ОДПУ) и в том случае, когда потребление горячего водоснабжения (далее – ГВС) в составе услуги по содержанию общего имущества (далее – СОЮ) превышает установленный норматив потребления МКД. Настаивает на правомерности начисления ГВС в составе услуги СОИ по показаниям общедомового счетчика, а не по нормативу, считая, что протоколом общего собрания собственников данного МКД от 31.07.2018 принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы исходя из показаний ОДПУ). Отмечает, что решение общего собрания об утверждении условий финансирования услуги по СОИ с учетом общедомового прибора учета принято через три года после заключения договора управления, предусматривающего услугу по СОИ, с превышением минимального перечня услуг,
Постановление № А79-7819/19 от 13.07.2022 АС Волго-Вятского округа
заявитель указывает, что Предприятие необоснованно рассчитало размер платы за ГВС исходя из численности собственников помещений в многоквартирном жилом доме 14 по улице Машиностроителей города Канаш (далее –МКД) с использованием пункта 56 (2) Правил № 354, тогда как Компания ежемесячно представляла Предприятию сведения о фактическом количестве постоянно и временно проживающих граждан в МКД, которые суды неправомерно не учли в качестве надлежащих доказательств по делу. По мнению Компании, при начислении платы за ГВС Предприятие необоснованно применило норматив потребления по ГВС 2,545 куб.м/чел. (с блоками душевых на этажах в каждой секции при комнатах), который не соответствует степени благоустройства спорного МКД; полагает, что норматив потребления ГВС должен составлять 1,943 куб.м/чел. в месяц. Кассатор считает, что Предприятие незаконно использовало в расчетах за тепловую энергию на отопление общую площадь дома – 3883,8 квадратного метра, в то время как в договоре стороны указали площадь 3762,5 квадратного метра, исходя из которой следовало производить расчет объема тепловой энергии, потребленной
Решение № 2-252/2013 от 23.09.2013 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)
исключает возможность определения объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа. Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости определения объема потребленного газа ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативами потребления. Из представленного в суд расчета сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 составляет 1 208 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Р<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением РД при отсутствии прибора учета газа», норматив потребления газа на приготовление пищи и подогрев воды в месяц на одного человека составляет 20 куб метров, а норматив потребления газа на отопление жилого помещения на 1 кв.м. жилья в месяц составляет 15,62 куб. метров газа в месяц. Тариф(цена ) газа с января 2011 года по март 2011 года составил 2,983 рублей, а с апреля 2011г. по декабрь 2011г. -3,238 руб. Согласно расчетам истца, им расчеты за период с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2011г. составлены исходя
Решение № 2-3840/2021 от 17.12.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
силу изложенного, задолженность подлежит солидарному взысканию с ФИО1 и ФИО2 в солидарном порядке. Согласно предоставленному информационному расчету задолженности, с которым соглашается суд, исходя из начислений на двух лиц: собственника- ФИО1 и зарегистрированного в квартире лица - ФИО2, задолженность составляет: За март 2018 года, исходя из начислений на двух человек, общей площади квартиры 83,6 кв.м.: обслуживание и ремонт: тариф 21,46 руб./кв.м., площадь квартиры 83,6 кв.м., сумма составляет 1794,06 коп. электроэнергия при СОИ: тариф 2,12 руб./кВт*ч., норматив потребления 2,777 кВт*ч./ кв.м. ОИ, объем потребления 58,6581 кВт*ч., сумма составляет 124,36 коп. отопление: тариф 1211,33 руб./Гкал, норматив потребления 0,0366 Гкал/кв.м., объем потребления 3,0598 Гкал, сумма составляет 3706,38 коп. ХВС при СОИ: тариф 23,59 руб./куб.м., норматив потребления 0,02025 куб.м./кв.м. ОИ, объем потребления 0,1701 куб.м., сумма составляет 4,01 коп. Сбор и вывоз ТБО: тариф 1,87 руб./кв.м., значение 83,6 кв.м., сумма составляет 156,33 коп. Всего за март 2018 г. сумма составляет 5785,14 коп. За апрель 2018 года,
Решение № 12-41/2016 от 11.05.2016 Апатитского городского суда (Мурманская область)
пп. «г» п. 3 Стандарта и формой раскрытия информации № 2.3; информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг, предусмотренная пп. «д» п. 3 Стандарта и формой раскрытия информации № 2.4, раскрыта не в полном объеме - отсутствует следующая информация (показатели) по каждой коммунальной услуге: холодное водоснабжение - нормативный правовой акт, устанавливающий тариф (дата, номер, наименование принявшего акт органа), норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (норматив, единица измерения), норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды (норматив, единица измерения), нормативный правовой акт, устанавливающий норматив потребления коммунальной услуги (дата, номер, наименование принявшего акт органа); горячее водоснабжение, отопление - основание предоставления услуги (основание, единица измерения, тариф(цена)), лицо, осуществляющее поставку коммунального ресурса (наименование лица, осуществляющего поставку, ИНН лица), реквизиты договора на поставку коммунального ресурса (номер и дата), нормативный правовой акт, устанавливающий тариф (дата, номер, наименование принявшего акт органа),
Решение № 3А-24/18 от 12.10.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)
- Правила № 306, Правила), указал, что Управлением ЖКХиЭ при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению использован расчетный метод, без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов. Считает, что в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах. Однако, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на основании данных сайта «Расписание погоды» (http://rp5.ru). Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемой для проектирования систем отопления, принята в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», содержащая климатические параметры только по четырем населенным пунктам области: Биробиджан, Облучье, Бира, Екатерино-Никольское. При определении периода использования холодной воды на полив земельного участка 5 месяцев (май-сентябрь) использовались нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утвержденные протоколом НТС Минсельхозпрода