ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив потребления горячей воды не установлен - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 27.07.2018 N 462 (ред. от 15.07.2020) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
ЖСК, ЖК, иные специализированные потребительские кооперативы) определяется по показаниям измерительных приборов учета, либо, при отсутствии измерительных приборов учета, по установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. 13. В графе 5 указывается объем пропуска сточных вод, принятых от всех потребителей, в том числе от граждан, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, исполнителей коммунальных услуг и бюджетофинансируемых организаций. Объем сточных вод от граждан, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, и исполнителей коммунальных услуг определяется по предъявленным абонентам счетам, которые учитывают, либо суммарный расход холодной и горячей воды, определенный по показаниям приборов учета и подлежащих канализованию, либо, нормативы потребления, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для бюджетофинансируемых, промышленных и прочих потребителей объем пропуска сточных вод определяется либо по показаниям приборов учета, либо в соответствии с
Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета или расчетным способом, предусмотренным пунктом 43 Правил. Таким образом, определение объема водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом. Объемы холодной и горячей воды, предоставленные в многоквартирный дом, определяются в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. 6. Об основаниях применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, стоимости коммунальных ресурсов и учете средств от применения повышающих коэффициентов у исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций. По вопросам применения повышающих коэффициентов в случаях, установленных в Правилах N 354 и в случаях, установленных в Правилах N 124, отмечаем следующее. Правительство Российской
Определение № 302-ЭС15-10223 от 27.07.2015 Верховного Суда РФ
отсутствие установленного уполномоченным органом норматива потребления тепловой энергии, а также отсутствия утвержденного в установленном законом порядке тарифа на горячее водоснабжение. Поскольку тепловая энергия и горячая вода приобретались ответчиком в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, то к отношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила № 307). В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Руководствуясь п. 8, абз. 2 п. 15, п. 19, п. 22 Правил № 307, суды пришли к правильному выводу о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов
Определение № 18АП-11313/18 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в соответствии с которой в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении, пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2018, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018, в удовлетворении заявления отказано. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией инспекции о том, что в рассматриваемом
Апелляционное определение № 58-АПА19-12 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления горячей воды. Таким образом, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В свою очередь, компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами № 306 в соответствии с методикой расчета. Из пункта 24 Правил № 306 следует, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении
Постановление № А55-31505/18 от 20.02.2019 АС Самарской области
1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения № 1 к Правилам № 306. Нормативы потребления коммунального ресурса по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области, установлены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.06.2016 № 139 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Самарской области». Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 № 121, установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Федеральным законом
Постановление № А76-2639/18 от 18.02.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
многоквартирных домов более 16 этажей с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением установлены следующие нормативы: 1) норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения – 0,00651 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади; 2) норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения – X; 3) норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – 0,00651 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади; 4) норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – X. Проведенной управлением проверкой установлено , что многоквартирный дом по адресу: г. Челябинск, ул. Толбухина, д. 5, оборудован централизованными холодным водоснабжением и водоотведением, в январе и ноябре 2016 года оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения (т.2 л.д.14, 19). Заявитель осуществлял расчет размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения по формулам 10 и 11 Правил №354, не применяя формулу 15 Правил №354 и норматив потребления, установленный Постановлением №64/2. Из письма ООО
Постановление № А33-30374/20 от 20.01.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
ГВС в виде компонента на теплоноситель и тепловую энергию с учетом норматива на подогрев для поддержания нормативной температуры, поставленную в период апрель-июль 2020 года в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. Судом первой инстанции определен объем ресурса на содержание СОИ по нормативам потребления по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, МКД, находящиеся в обслуживании ответчика, имеют открытую систему теплоснабжения. МКД оборудованы ОДПУ тепловой энергии, которые измеряют общую массу и объемы теплоносителя в горячей воде, поступившего в совокупности на цели отопления и ГВС и возвращенного в тепловую сеть. Отдельные приборы учета ГВС в МКД, находящихся в управлении ответчика, не установлены . Из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), пункта 2 Основ ценообразования, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок,
Постановление № А33-14038/17 от 18.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. В соответствии с пунктом 2 постановления № 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений постановления № 1498. Пунктом 3 Постановления № 1498 в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона №176-ФЗ также предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Также постановлением № 1498 пункт 29 Правила № 491 дополнен абзацами следующего содержания. При первоначальном
Апелляционное определение № 11-16/2018 от 16.05.2018 Куйбышевского районного суда (Новосибирская область)
доме абсурдно: в протоколе общего собрания указано «нежилые помещения - 0 кв. м». Ссылка на п. 4 Правил 354 по мнению истца состоятельна и приведена в доказательство того, что в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и снабжение водой осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников, а для домов с данным типом благоустройства согласно Правилам 306 норматив потребления горячей воды не установлен . Данный норматив потребления горячей воды для домов такого типа благоустройства отсутствует и в приказе Департамента по тарифам Новосибирской области № 170-В от 16.08.2012 года, по которым руководствовалась ООО «УК Надежда» при начислении платы по коммунальным услугам. 8. Суд посчитал незаконными требования о взыскании излишне уплаченных денежных средств с ООО «УК Надежда» на основании решения собрания собственников о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями. Плату за коммунальные услуги начисляла именно ООО «УК Надежда»
Решение № 2-12/2021 от 27.01.2021 Талицкого районного суда (Свердловская область)
содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.10). Как установлено в судебном заседании, истец является собственником квартиры №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>л.д.92). Жилой дом по адресу: <адрес> находится в управлении и обслуживании Муниципального унитарного предприятия Талицкого городского округа «Единая управляющая компания ТГО» на основании Постановления Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и решения собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-26,59-68,70-75). Пунктом 1.1. Постановления Администрации
Решение № 2-9547/16 от 02.12.2016 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)
тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не установлена в порядке определенном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, и не утверждена управлением энергетики и тарифов Липецкой области, как органом, ответственным за разработку и установление нормативов потребления коммунальных услуг, а рассчитана и рекомендована департаментом жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка для использования при определении размера платы за горячую воду в условиях отсутствия установленного норматива и исключительно в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являющийся одним из составляющих элементов формул № и № Приложения № к Правилам № управлением энергетики и тарифов Липецкой области надлежащим образом в порядке определенном Правилами № в период с ДД.ММ.ГГГГ установлен не
Решение № 3А-17/17 от 04.08.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)
нежилых помещениях (приложение № 1 к приказу от <...> № <...>) установлены расчетным методом с нарушением требований п.п. 43 и 44 Правил, то есть не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Согласно п. 24 раздела II приложения № 1 к Правилам расчет норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется по формуле 23, в которой используется, в том числе значение средней температуры холодной воды в сети водопровода, определяемое в соответствии с п. 25 названного документа, на основании сведений, предоставленных органами гидрометеорологической службой. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле 24. В судебном заседании из пояснений представителей административного ответчика установлено , что указанные сведения в гидрометеорологической службе не запрашивались. Из экспертного заключения следует, что средняя температура холодной воды в сети водопровода определена в соответствии с п. 25 раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 24, где использовалось значение «продолжительность отопительного периода (суток)»