ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Объекты коммунально бытового назначения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС16-16252 от 02.12.2016 Верховного Суда РФ
без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.04.2009, удовлетворены заявленные Южной транспортной прокуратурой в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Северо-Кавказской железной дороги требования к администрации и Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения общества, обязании администрации и департамента принять в муниципальную собственность следующие объекты коммунально-бытового назначения : - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5 в доме (литера А) по улице Разъезд Западный, 3 330 км; - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5 в доме (литера Б) по улице Разъезд Западный, 1 330 км; - квартиры N 1, 2 в доме (литера В) по улице Разъезд Западный, 1 330 км; - квартиры N 1, 2, 3, 4 в доме N 7 (литера А) по улице Разъезд Западный, 1
Определение № А20-2604/17 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ
приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика». Считая, что решения совета и постановление администрации являются незаконными, компания и общество обратились в суд с заявлением. В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения , не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Указанная норма исключает возможность приватизации отдельных объектов коммунально-бытового назначения, входящих в состав неспециализированного унитарного предприятия. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 05.09.2006 № 111 подчеркнул, что пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не регулирует вопросы приватизации указанных объектов в той
Определение № А41-73533/19 от 13.08.2021 Верховного Суда РФ
спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства объектов коммунально-бытового назначения (площадка для временного хранения транспортных средств, элементов инженерной инфраструктуры и благоустройства). При этом в материалах дела имеется выписка из ЕГРН о том, что ответчик является собственником автомобильной парковки, расположенной на спорном земельном участке. Судами не установлено, был ли использован земельный участок для цели, установленной в договоре, принимая во внимание, что с момента заключения договора прошло более семи лет, имеются ли на участке объекты коммунально-бытового назначения , для строительства которых представлен участок, предусматривает ли вид разрешенного использования спорного земельного участка, указанный в договоре, также возможность строительства на участке объекта капитального строительства, является ли размещенная на земельном участке автомобильная парковка самостоятельным объектом недвижимого имущества, свидетельствует ли факт постройки на арендуемом земельном участке автомобильной парковки о достижении цели предоставления земельного участка в аренду, требуется ли изменение в связи с этим вида разрешенного использования арендованного земельного участка. Обжалуемое постановление принято в пределах
Определение № А36-2724/20 от 03.12.2021 Верховного Суда РФ
«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьями 1, 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), признал оспариваемый отказ администрации законным и отменил решение суда первой инстанции. При этом апелляционный суд установил, что спорное имущество относится к объектам коммунально-бытового назначения , необходимо органу местного самоуправления для решения вопросов местного значения, в связи с чем, согласно статье 30 Закона № 178-ФЗ, приватизации не подлежит. Суд округа с выводами апелляционного суда согласился, не выявив нарушений норм права. Ссылка в жалобе на материалы судебной практики не свидетельствует о судебной ошибке, поскольку по указанным заявителем делам установлены отличающиеся от настоящего спора обстоятельства. Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и не подтверждают наличия существенных
Определение № А40-11718/2021 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ
и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 12, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», установив, что спорный публичный земельный участок, предоставленный ответчику по договору аренды от 17.05.2017 для строительства объекта коммунально-бытового назначения , постановлением Правительства Москвы от 03.03.2015 № 98-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Московорецкий» и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 29.12.1998 № 1012 и от 19.01.1999 № 38» исключен из границ особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Московорецкий», пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным заключенного между ответчиками договора от 17.05.2017 аренды участка ввиду недоказанности того, что спорная сделка не соответствует требованиям законодательства, посягает на
Постановление № 17АП-3842/2013 от 13.03.2014 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
"Санаторий "Белый камень" (далее также – ГУП СО «Санаторий «Белый камень», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утверждена ФИО2 Определением от 12.07.2013 срок конкурного производства, открытого в отношении должника продлен на шесть месяцев – до 12.01.2014. 24.09.2013 в арбитражный суд поступило ходатайство конкурсного управляющего ФИО2 об обязании Администрации МО "Город Асбест" принять в муниципальную собственность (с учетом отказа от части требования) социально значимые объекты коммунально-бытового назначения , расположенные в здании столовой (Дымосос Д-3,5 3,0/1500; Дымосос Д-3.5 Л 3,0/1500; Котел водогрейный КВ-0,93 К; Котел водогрейный КВР-0,93 К; Вентилятор дутьевой ВДН-2.7Л; Вентилятор дутьевой ВДН-2.7Л; Насос повысительный MHI 803 ЕМ Ed 1.4301 EPDM; Насос повысительный MHI 803 ЕМ Ed 1.4301 EPDM: Насос Циркуляционный TOP-S 50/15.002046609; Насос Циркуляционный TOP-S 50/15.002046609). 06.11.2013 в судебном заседании с согласия заявителя произведена замена ответчика с муниципального образования "Город Асбест" на муниципальное образование Асбестовский городской округ в лице
Постановление № А10-2040/08-Ф02-711/2009 от 05.03.2009 АС Восточно-Сибирского округа
железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. В соответствии с пунктами 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-РП. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности осуществляется администрацией предприятия органу местного самоуправления после принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов по акту приема-передачи. Из материалов дела следует, что объекты коммунально-бытового назначения, относящиеся к федеральной собственности и находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП
Постановление № А05-1753/17 от 01.11.2017 АС Северо-Западного округа
в муниципальную собственность г. Мирный передана канализационная насосная станция № 66 с инвентарным номером 675, расположенная по улице Степанченко (у дома № 12 по улице Советской). Согласно приложению № 1 к названному акту здание канализационной насосной станции № 66 введено в эксплуатацию в 1985 году и имеет следующие характеристики: площадь объекта – 147 кв.м, этажность – 1. Постановлением муниципалитета г. Мирный от 25.03.2002 № 371/103 (в редакции постановления Администрации от 22.04.2016 № 381) объекты коммунально-бытового назначения - канализационные насосные станции с инвентарными номерами 671 и 675 - внесены в реестр муниципальной собственности. Здание насосной канализационной станции № 23 площадью 34,4 кв.м (количество этажей – 2, в том числе один - подземный) поставлено на государственный кадастровый учет 01.07.2012 с присвоением ему кадастрового номера 29:25:000000:63. Здание насосной канализационной станции № 66 площадью 121,8 кв.м (количество этажей – 2, в том числе один - подземный) поставлено на государственный кадастровый учет 01.07.2012 с
Постановление № А43-13973/2021 от 13.07.2022 АС Волго-Вятского округа
решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам. Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, муниципальное образование Тоншаевский район (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды недвижимого имущества от 01.10.2007, в соответствии с которым последнему во временное пользование переданы объекты коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры (здания котельных и сети теплоснабжения). Согласно пункту 4.1.1 договора арендатор имеет право по истечении срока договора изъять из имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда от конструкций имущества, с проведением текущего ремонта, вызванного этим изъятием. Арендатор обязан по истечении срока договора передать имущество по акту приема-передачи в том же состоянии, в котором оно было передано арендатору, с учетом нормативного физического износа и произведенных улучшений, составляющих принадлежность помещений
Постановление № А59-4010/07 от 24.07.2008 АС Сахалинской области
объеме по тем основаниям,что в нарушение требований Постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 и от 07.03.1995 № 235 « О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», Распоряжения Минимущества РФ, Минфина РФ и МПС РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92-р администрация МО ГО «Смирныховский» уклонилась от принятия в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения.Только по решению арбитражного суда Сахалинской области от 23.01.2006 объекты коммунально-бытового назначения переданы в муниципальную собственность, до момента передачи этих объектов ОАО «РЖД» несло расходы на его содержание, которые являются убытками,подлежащими возмещению в порядке статей 16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ). Не согласившись с решением суда ,ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить,так как иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Считает,что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов РФ, так как пунктом 5 Постановления Правительства РФ
Решение № 2-5/2013 от 05.02.2013 Усть-енисейского районного суда (Красноярский край)
Дело №г. Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Усть-Енисейский районный суд в составе: Председательствующего судьи Гуськовой Л.Я. При секретаре ФИО1 рассмотрев в выездном открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения <адрес> по не оформлению права собственности на объекты коммунально- бытового назначения . установил: <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения <адрес> по не оформлению права собственности на объекты коммунально- бытового назначения. В обосновании иска указал, что согласно информации Администрации сельского поселения <адрес> на территории поселения расположены следующие бесхозные объекты коммунально- бытового назначения: Линия электропередач в <адрес>, протяженностью 25 км, расположенная <адрес> Линия электропередач в <адрес>, протяженностью 1,5 км, расположенная
Решение № 7-400/18 от 22.10.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду») Существующие сети канализации и другие объекты водоотведения, расположенные в <адрес>, в настоящее время переданы на основании договора о передаче имущества в хозяйственное ведение в МП <данные изъяты> До этого данные объекты эксплуатировались МУП <данные изъяты> Сети канализации и другие элементы водоотведения в с. Кама находятся в муниципальной собственности Камбарского района Удмуртской Республики. Согласно предоставленному договору ДД.ММ.ГГГГ за МП <данные изъяты> закреплены на праве хозяйственного ведения объекты коммунально-бытового назначения , в тот числе сети канализации в <адрес>. В вину директору муниципального предприятия <данные изъяты> ФИО1 вменяется нарушение ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По результатам административного расследования в отношении директора муниципального предприятия <данные изъяты> ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и вынесено постановление, которым директор Муниципального предприятия <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении вменяемого ему правонарушения и
Решение № 2-33/2016 от 10.03.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)
председательствующего судьи Козловой Е.В., При секретаре судебного заседания Минаевой В.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Серпухова о признании бездействия незаконным, обязании выдать проект договора аренды земельного участка, УСТАНОВИЛ: Истица ФИО1 обратилась в суд и просит признать незаконным бездействие администрации г.Серпухова Московской области в части не заключения со ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования « объекты коммунально-бытового назначения , малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», площадью <данные изъяты> кв.м., а так же обязать Администрацию г.Серпухова Московской области выдать проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «объекты коммунально-бытового назначения, малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, светильники, скамейки и другое), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», площадью <данные изъяты> кв.м., сроком