ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Общественные обсуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 75-АПА19-4 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
связи с реализацией таких проектов (часть 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8). Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 455-ФЗ) часть 6 статьи 46 ГрК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5 данного кодекса; части 7-10 признаны утратившими силу. Статьей 40 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях,
Апелляционное определение № 48-АПА19-31 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Аналогичное положение содержится в Уставе Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденном решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской
Определение № А60-29105/19 от 06.11.2020 Верховного Суда РФ
которым обществу разрешена подготовка проекта планировки и проекта межевания территории, при этом на дату принятия оспариваемого постановления № 1538 работы по подготовке указанных проектов завершены и переданы в администрацию на согласование. Установив, что администрацией не была осуществлена процедура проверки представленного обществом проекта планировки и проекта межевания территории в данных границах, решение о направлении указанной документации по планировке территории главе городского округа уполномоченным органом не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общественные обсуждения по такой документации не могут быть назначены, соответственно, такое бездействие не может быть признано незаконным. Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8
Определение № А41-54192/20 от 29.12.2021 Верховного Суда РФ
процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что членам СНТ не запрещается выходить из СНТ; находящиеся на территории садоводческого товарищества земельные участки могут принадлежать как членам СНТ, так и лицам, не являющимся членами СНТ, при этом лица, не являющиеся членами товарищества, имеют право пользования имуществом общего пользования товарищества на основании заключенных договоров; в рассматриваемом случае доказательств соблюдения порядка подготовки и утверждения генерального плана в части включения в состав границ населенных пунктов спорных земельных участков не представлено, общественные обсуждения и публичные слушания по указанному вопросу не проводились; при вынесении оспариваемого постановления администрацией не учтено мнение самого товарищества и его членов, которые в силу указанных законов являются в данном вопросе заинтересованными лицами; из товарищества исключены участки, расположенные в разных местах территории товарищества, в связи с чем оно перестало существовать как единый неразрывный элемент, единая территория, совокупность земельных участков членов товарищества и земель общего пользования товарищества, что противоречит положениям закона, суд, руководствуясь частью 1 статьи
Постановление № А63-13060/2022 от 07.12.2023 АС Северо-Кавказского округа
площадь которых составляет до 5 тыс. кв. м (код 4.4). Администрацией в газете «Вестник Туркменского муниципального округа» от 04.04.2022 № 11 (58) опубликовано распоряжение главы администрации от 31.03.2022 № 5-р о назначении общественных обсуждений по вопросу предоставления запрошенного разрешения и оповещение об их проведении с 10.04.2022 по 05.05.2022. В указанный период комиссией по землепользованию и застройке на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края, утвержденной постановлением администрации от 30.03.2021 № 317 (далее – комиссия) проведены общественные обсуждения по проекту решения главы администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:09:042812:56. В соответствии с заключением комиссии от 06.05.2022 № 4 с учетом предложений (замечаний), поступивших от участников общественных обсуждений, главе администрации рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:09:042812:56. Постановлением главы администрации от 12.05.2022 № 401 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования названного земельного участка отказано.
Постановление № А44-986/2021 от 24.01.2022 АС Северо-Западного округа
ГрК РФ, в комитет архитектуры и градостроительства (далее – комитет) для ее проверки и утверждения. В силу пунктов 3.6 и 3.7 Порядка комитет в течение 20 рабочих дней со дня поступления такой документации осуществляет проверку документации по планировке территории на отсутствие оснований для отказа в утверждении такой документации. По результатам проверки в случае отсутствия оснований для отказа в утверждении документации по планировке территории при наличии всех необходимых согласований комитетом в отношении такой документации назначаются общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением документации по планировке территории, указанной в части 5.1 статьи 46, а также в части 12 статьи 43 ГрК РФ. В соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Порядка публичные слушания или общественные обсуждения назначаются и проводятся Администрацией в лице комитета в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и порядком организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности и вопросам благоустройства на территории муниципального образования - городского
Решение № 3А-769/2023 от 29.12.2023 Омского областного суда (Омская область)
именно посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции Проекта, не был доступен, так как по адресу: <...> экспозиции и журнала не было. В последующем стало известно, что срок подачи замечаний и предложений на проект Генерального плана был незаконно дополнен иным периодом: с 22 февраля 2023 года по 1 марта 2023 года. В соответствии с Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 10 февраля 2023 года № П-23/ОМС-25, в обозначенный период были проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. 6 марта 2023 года оформлено заключение Комиссии по подготовке проектов землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области. Совет Омского муниципального района Омской области 30 марта 2023 года утвердил Генеральный план Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Таким образом, срок проведения общественных обсуждений составил ориентировочно два месяца, что является нарушением законодательства. Кроме того, вблизи принадлежащего Марковиченко В.В. выше
Решение № 2А-2231/20 от 30.10.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены
Решение № 2А-2169/20 от 14.12.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
Матвеевой М. П., Хайруллиной И. Н., Заревой Г. Ф., Низамутдиновой Н. К. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведенными с нарушением, признании заключения межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа <адрес> Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории недействительным, обязании провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории, признании постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами <адрес> и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным, признать проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами <адрес> недействительным. установил: Мазитов М.А., Латышова О.В., Г. В.Ю., Назмиев Р.Б., Савельев А.Н., Латыпова Ю.А., Габбасова Р.Х., Яковлева А.А., Шаркаева А.А., Самигуллина Э.Р., Лобанова Н.Н., Русинов В.А., Русинова Э.Р., Матвеева М.П., Хайруллина И.Н., Зареева Г.Ф.,
Решение № 2А-5828/2021 от 09.12.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
была разместить проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, не ранее 16.04.2021. Кроме того, оспариваемое постановление не содержит всю необходимую информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиции такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций. В пункте 4 оповещения указано, что экспозиция проекта проводится на официальном сайте администрации ГОсВД «город Махачкала» в сети Интернет, раздел « Общественные обсуждения », в течении всего периода размещения проекта, с момента официального опубликования постановления. Просмотр экспозиции возможен каждый день недели в любое время суток, в период размещения экспозиции. Между тем, при входе на стартовую (начальную, главную) страницу официального сайта администрации ГОсВД «город Махачкала», раздел «Общественные обсуждения отсутствует. На практике, для ознакомления с проектом нужно войти на стартовую страницу сайта, далее раздел «Муниципалитет», далее раздел «Общественные обсуждения», далее Постановление Администрации г. Махачкалы от 08.04.2021 № 288 и