ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Общественные обсуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 75-АПА19-4 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
связи с реализацией таких проектов (часть 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8). Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 455-ФЗ) часть 6 статьи 46 ГрК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5 данного кодекса; части 7-10 признаны утратившими силу. Статьей 40 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях,
Апелляционное определение № 48-АПА19-31 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Аналогичное положение содержится в Уставе Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденном решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской
Определение № А60-29105/19 от 06.11.2020 Верховного Суда РФ
которым обществу разрешена подготовка проекта планировки и проекта межевания территории, при этом на дату принятия оспариваемого постановления № 1538 работы по подготовке указанных проектов завершены и переданы в администрацию на согласование. Установив, что администрацией не была осуществлена процедура проверки представленного обществом проекта планировки и проекта межевания территории в данных границах, решение о направлении указанной документации по планировке территории главе городского округа уполномоченным органом не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общественные обсуждения по такой документации не могут быть назначены, соответственно, такое бездействие не может быть признано незаконным. Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8
Постановление № А63-13060/2022 от 07.12.2023 АС Северо-Кавказского округа
площадь которых составляет до 5 тыс. кв. м (код 4.4). Администрацией в газете «Вестник Туркменского муниципального округа» от 04.04.2022 № 11 (58) опубликовано распоряжение главы администрации от 31.03.2022 № 5-р о назначении общественных обсуждений по вопросу предоставления запрошенного разрешения и оповещение об их проведении с 10.04.2022 по 05.05.2022. В указанный период комиссией по землепользованию и застройке на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края, утвержденной постановлением администрации от 30.03.2021 № 317 (далее – комиссия) проведены общественные обсуждения по проекту решения главы администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:09:042812:56. В соответствии с заключением комиссии от 06.05.2022 № 4 с учетом предложений (замечаний), поступивших от участников общественных обсуждений, главе администрации рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:09:042812:56. Постановлением главы администрации от 12.05.2022 № 401 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования названного земельного участка отказано.
Постановление № А44-986/2021 от 24.01.2022 АС Северо-Западного округа
ГрК РФ, в комитет архитектуры и градостроительства (далее – комитет) для ее проверки и утверждения. В силу пунктов 3.6 и 3.7 Порядка комитет в течение 20 рабочих дней со дня поступления такой документации осуществляет проверку документации по планировке территории на отсутствие оснований для отказа в утверждении такой документации. По результатам проверки в случае отсутствия оснований для отказа в утверждении документации по планировке территории при наличии всех необходимых согласований комитетом в отношении такой документации назначаются общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением документации по планировке территории, указанной в части 5.1 статьи 46, а также в части 12 статьи 43 ГрК РФ. В соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Порядка публичные слушания или общественные обсуждения назначаются и проводятся Администрацией в лице комитета в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и порядком организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности и вопросам благоустройства на территории муниципального образования - городского
Решение № 3А-769/2023 от 29.12.2023 Омского областного суда (Омская область)
именно посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции Проекта, не был доступен, так как по адресу: <...> экспозиции и журнала не было. В последующем стало известно, что срок подачи замечаний и предложений на проект Генерального плана был незаконно дополнен иным периодом: с 22 февраля 2023 года по 1 марта 2023 года. В соответствии с Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 10 февраля 2023 года № П-23/ОМС-25, в обозначенный период были проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. 6 марта 2023 года оформлено заключение Комиссии по подготовке проектов землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области. Совет Омского муниципального района Омской области 30 марта 2023 года утвердил Генеральный план Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Таким образом, срок проведения общественных обсуждений составил ориентировочно два месяца, что является нарушением законодательства. Кроме того, вблизи принадлежащего ФИО1 выше указанного
Решение № 2А-2231/20 от 30.10.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены
Решение № 2А-2169/20 от 14.12.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведенными с нарушением, признании заключения межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа <адрес> Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории недействительным, обязании провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории, признании постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами <адрес> и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным, признать проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами <адрес> недействительным. установил: ФИО4, ФИО19, Г. В.Ю., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО3, ФИО18 обратились в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Администрации городского округа г.
Решение № 2А-5828/2021 от 09.12.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
была разместить проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, не ранее 16.04.2021. Кроме того, оспариваемое постановление не содержит всю необходимую информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиции такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций. В пункте 4 оповещения указано, что экспозиция проекта проводится на официальном сайте администрации ГОсВД «город Махачкала» в сети Интернет, раздел « Общественные обсуждения », в течении всего периода размещения проекта, с момента официального опубликования постановления. Просмотр экспозиции возможен каждый день недели в любое время суток, в период размещения экспозиции. Между тем, при входе на стартовую (начальную, главную) страницу официального сайта администрации ГОсВД «город Махачкала», раздел «Общественные обсуждения отсутствует. На практике, для ознакомления с проектом нужно войти на стартовую страницу сайта, далее раздел «Муниципалитет», далее раздел «Общественные обсуждения», далее Постановление Администрации г. Махачкалы от 08.04.2021 № 288 и