ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Общие правила воздушных перевозок - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-ЭС16-8910 от 29.07.2016 Верховного Суда РФ
взаимодействияОАО «Авиакомпания «Россия» и ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» при обслуживании пассажиров в аэропорту Пулково» (далее - Технология). В Технологии стороны определили обязанности общества «ВВСС» по комплектовке и сортировке, транспортировке и загрузке багажа на борт воздушного судна, а также обязательство по обеспечению защиты багажа от краж, потерь, повреждений с момента принятия багажа под ответственность авиакомпании. В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – ФАП-82), перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами; зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир; пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки; выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке.
Определение № 305-АД17-14735 от 20.10.2017 Верховного Суда РФ
для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт несоблюдения обществом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров воздушным транспортом, положений части 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 135 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300?1 «О защите прав потребителей». Административным органом установлено ограничение прав пассажиров в перевозке незарегистрированного багажа (ручная кладь). Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых
Определение № 78-КГ20-59 от 08.04.2021 Верховного Суда РФ
отчетный 18 0-дневный период, а отказ от полета совместно следующих пассажиров Баум В. и Баум К.В. являлся добровольным. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на положения статьи 100, пункта 1 статьи 103, пункта 2 статьи 105, подпункта 1 пункта 1 статьи 107, пункта 3 статьи 107, подпункта 4 пункта 1 статьи 108, пункта 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 83, подпункта 1 пункта 230 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, статьи 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пункта 3.33 главы 3 приложения № 9 к Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., пунктов 5, 6 статьи 2, статьи 6 Регламента №
Определение № А58-3228/19 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ
для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт несоблюдения обществом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров воздушным транспортом, положений части 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 99 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, пунктов 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Административным органом по факту произошедшей задержки авиарейса ЯК 511 сообщением «Хабаровск – Анадырь» в деятельности общества выявлены нарушения законодательства о защите прав зарегистрированных на указанный рейс пассажиров. Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров,
Определение № 21АП-2274/2021 от 01.06.2022 Верховного Суда РФ
норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Между тем, таких оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 15, 393, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 12 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и в пункте 5 постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», Стандартным соглашением
Постановление № А33-1764/2022 от 10.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
мин. (UТС). Фактическое время отправления воздушного судна - 15 час. 26 мин. Задержка рейса произошла вследствие технической неисправности воздушного судна, в связи с необходимостью выявления ее причин, а также принятия мер по ее устранению, в том числе организации доставки запасной части (блока IFSAU) из аэропорта Шереметьево. Выявление указанной технической неисправности и замена запасной части описаны в прилагаемой копии листа бортового журнала. Пассажирам рейса были предоставлены услуги, предусмотренные пунктом 99 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей», а именно прохладительные напитки и размещение в гостинице с предоставлением горячего питания (горячее питание для пассажиров, сначала отказавшихся от размещения в гостинице (40 шт.), было снято с борта), а также доставка трансфером из/в аэропорта, что подтверждается актом о задержке рейса с приложениями. К пояснениям приложен перечень документов: отчет о рейсе; лист бортового журнала; акт о задержке рейса с приложениями; пассажирский манифест; список
Постановление № 17АП-9121/2022-АКУ от 02.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
возбуждении дела об административном правонарушении от 15.02.2022 указано, что общество «Авиакомпания «Россия» нарушило права пассажиров на оказание услуг, соответствующих требованиям действующего законодательства. Так, 02.01.2022 в 22.00 (время местное) по причине неблагоприятных метеоусловий в аэропорту г. Перми (Большое Савино), а также позднего прибытия воздушного судна произошла задержка рейса FV5991 по маршруту Пермь-Хургада. Фактическое время задержки составило 12 часов 27 минут. В нарушение статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 99 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее также - ФАП № 82) горячее питание, которое должно быть предоставлено пассажирам при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее через каждые 6 часов в дневное время, предоставлено пассажирам только один раз 03.01.2022 (аудиоинформирование о предоставлении горячего питания пассажирам задержанного рейса прозвучало в 03-15 часов 03.01.2022). Пассажирам не была предоставлена гостиница
Постановление № 13АП-21742/2022 от 27.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
часа после начала задержки рейса, информирование о возможности размещения в гостинице, а также о причинах задержки рейса не производилось; кроме того, Общество не обеспечило размещение в гостинице 18 пассажиров (из 173 пассажиров в гостинице размещено 153 пассажира). Таким образом, ООО «АЗУР ЭЙР» оказана пассажирам вышеуказанного рейса услуга, не соответствующая требованиям пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктов 72, 92, 99 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным приказом Министра транспорта России от 28.06.2007 № 82. По результатам проверки Красноярской транспортной прокуратурой вынесено постановление от 21.12.2021 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Постановление Красноярской транспортной прокуратуры от 21.12.2021 и материалы проверки направлены для рассмотрения в Управление. Постановлением Управления от 24.02.2022 № Ю78-00-03/24-0125-2022 по делу об административном правонарушении
Постановление № А56-107809/2022 от 04.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
порядке. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой на основании решения от 01.07.2022 № 188 проведена проверка по обращению гр. ФИО1 по факту возможного нарушения со стороны АО «Авиакомпания «Россия» законодательства при выполнении рейсов 13.06.2022 и 20.06.2022 сообщением Санкт-Петербург – Ереван – Санкт-Петербург. По результатам проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 121, 123, 132, 146 Федеральных авиационных правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министра транспорта России от 28.06.2007 № 82, на рейс SU/FV6923 13.06.2022 по маршруту Санкт-Петербург-Ереван не было загружено 44 места багажа пассажиров по причине превышения предельной коммерческой загрузки. По результатам проверки заместителем Санкт-Петербургского транспортного прокурора вынесено постановление от 29.08.2022 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, материалы проверки направлены для
Решение № 2-1389/2022 от 09.06.2022 Березниковского городского суда (Пермский край)
багажа и провоз этого багажа. В соответствии с п.п.2 п.2 ст.106 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира. Как следует из ст. 2 Воздушного кодекса РФ, составной частью воздушного законодательства являются Федеральные авиационные правила « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82. В соответствии с пунктом 122 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без
Определение № 33-2113 от 22.02.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
они бы успели, если бы не ветер. В одном случае указывает, что была задержка вылета из-за погодных условий - в другом месте мотивирует опоздание прилета самолета. Также кассаторы ссылаются на то, что суд не применил нормы материального права а именно: ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» об обязанности исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, правилах и условиях эффективного использования услуг; п. 14, 15 и 23 Федеральных авиационных Правил « Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузополучателей» о том, что подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку, бронирование пассажирского места, при бронировании предоставление пассажиру информации в соответствии с заданными пассажиром параметрами условий перевозки и общими в отношении каждого перевозчика условиями через уполномоченного агентом перевозчика, предоставление пассажиру достоверной информации о расписании движения воздушных судов лежит на перевозчике. В связи с вышеизложенным, суд сделал неверный вывод об отсутствии вины перевозчика и личном риске истцов при выборе стыковочного рейса