ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обязанность по содержанию контейнерных площадок - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 14АП-6008/19 от 16.04.2020 Верховного Суда РФ
290, и исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска ввиду отсутствия у администрации обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу. При разрешении спора судами также принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», которым разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок , расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. Довод заявителя о том, что договором управления, с учетом приложения к договору, на него не возложена обязанность по организации и оборудованию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отклонен судами как противоречащий пункту 2.1.22 договора и действующему законодательству. Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора,
Решение № АКПИ19-470 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Считает, что оспариваемым пунктом собственники индивидуальных жилых домов освобождены от обязанности создавать контейнерные площадки и от бремени их содержания, так как данные расходы за них несет муниципальное образование, когда собственники помещений в многоквартирных домах вынуждены сами нести указанные расходы. По ее мнению, такое выборочное произвольное правовое регулирование нарушает принцип равенства и ставит иных лиц, являющихся собственниками твердых коммунальных отходов, в привилегированное положение по сравнению с собственниками твердых коммунальных отходов, проживающих в многоквартирных домах. В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, несет бремя содержания контейнерной площадки в соответствии с требованиями Правил и вносит плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила
Постановление № 13АП-16233/19 от 24.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Правил юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить сбор, вывоз ТКО, образующихся в результате их деятельности, в том числе путем заключения договора на оказание услуг по организации сбора, вывоза ТКО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок несет пользователь. Пункт 4.2.2 Правил № 161 обязывает установить на контейнерной площадке контейнеры в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обеспечивающем сбор фактически накапливаемых отходов. Исходя из вышеизложенных правовых норм, обязанность по содержанию контейнерных площадок , расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, несет управляющая компания, т.е. в рассматриваемом случае заявитель. В материалах дела об административном правонарушении № 72/2019 имеются фототаблицы, которые подтверждают факт того, что территория спорной контейнерной площадки для сбора ТКО в течение двух дней была захламлена навалами из однородного бытового и иного мусора, периодичность проведения работ по уборке которого не выполняется. Доводы Общества о том, что несвоевременный вывоз ТКО допущен
Постановление № 13АП-26317/19 от 22.11.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
на контейнерной площадке, а также обязан подбирать отходы, просыпавшиеся при погрузке ТКО из контейнеров в мусоровозы. Региональный оператор исполняет свои обязанности, все проблемы и замечания, поступающие от населения или управляющих компаний относительно вывоза ТКО, решаются в рабочем порядке. За содержание контейнерной площадки, в соответствии с п. 13 ПП РФ № 1156, несет ответственность собственник земельного участка на котором она расположена, так как ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз. Обязанность по содержанию контейнерных площадок , расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, несет управляющая компания и никто иной. Согласно пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Ответственность за техническое
Постановление № А53-30663/2022 от 24.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
материалы дела доказательствами. С учетом того, что внесудебное исследование проведено истцом по собственной инициативе, а полученное заключение не положено в основу судебного акта, основания для взыскания соответствующих расходов отсутствуют. В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома. Законодательством не предусмотрена обязанность регионального оператора по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе, по обслуживанию (установке, ремонту, замене) контейнеров, не принадлежащих ответчику. Обязанность по обеспечению контейнерами многоквартирных домов лежит на истце. Свидетельские показания не могут являться доказательством вины общества
Решение № 7-517/19 от 30.04.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
оставлено без изменения, а жалоба ООО «СитиЛюкс СК» – без удовлетворения. В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд защитником ООО «СитиЛюкс СК» ФИО1, поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного решения и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, поскольку согласно договора транспортирования и размещения отходов № 44-18В от 01 января 2018 года, заключенного между ООО «СитиЛюкс СК» и ООО «Домоуправляющая компания» обязанность по содержанию контейнерных площадок лежит на владельце, то есть ООО «Домоуправляющая компания». Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему. Согласно ч. 5 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил содержания контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн, а также территорий вокруг указанных объектов, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3, 6.4, 7.22 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 3.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение
Решение № 12-1-52/20 от 01.06.2020 Вольского районного суда (Саратовская область)
(или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. (статья 162 Жилищного Кодекса РФ). Таким образом, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства обязанность по содержанию контейнерных площадок , предназначенных для хранения твердых коммунальных отходов, может быть возложено на управляющую компанию только в случае если данные контейнерные площадки относятся к общему имуществу многоквартирного дома и заключен соответствующий договор по управлению многоквартирным домом, предусматривающий выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе контейнерных площадок. Из материалов дела следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на основании лицензии, выданной государственной жилищной инспекции в Саратовской области, а также
Постановление № 4А-615/2016 от 03.10.2016 Вологодского областного суда (Вологодская область)
(бездействие) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Согласно пункту 3.1.7. «Правил благоустройства территории города Череповца», утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 30.06.2014 № 144 (действовавших на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности), контейнерные площадки, места установки бункеров-накопителей, а также территория вокруг указанных объектов в радиусе 2.0 м должна постоянно очищаться от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке. Пункт 3.1.8 вышеназванных Правил устанавливает, что обязанность по содержанию контейнерных площадок , мест установки бункеров-накопителей, а также территории вокруг указанных объектов в радиусе 2.0 м возлагается на собственников помещений многоквартирного дома, управляющую организацию (при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления), товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооперативы, иной специализированный кооператив, в чьем ведении и пользовании находится контейнерная площадка. Из представленных материалов усматривается, что 10.02.2016 председателем правления ТСЖ «...» ФИО1 допущено нарушение пунктов 3.1.7, 3.1.8, 3.2.1, 3.2.2 (подпункт «б») «Правил благоустройства территории г. Череповца»,