ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обязательная инвентаризация - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС15-9925 от 02.09.2015 Верховного Суда РФ
исходили из того, что за период исполнения обязанностей конкурсным управляющим Ткаченко Н.В. допущено нарушение прав и законных интересов кредиторов. Допущенные нарушения носили существенный характер и повлекли за собой уменьшение конкурсной массы вследствие невнесения в опись имущества должника сведений о выявленном имуществе (автозаправочный комплекс), заключение в отношении указанного имущества договоров аренды на невыгодных для должника и его кредиторов условиях, невзыскании арендных платежей по указанным договорам. Обстоятельства спора, связанные с исполнением конкурсным управляющим обязанностей в отношении обязательной инвентаризации имущества должника, заключением договоров аренды в отношении неучтенного имущества, невзыскания арендных платежей и необоснованного привлечения для обеспечения его деятельности бухгалтера и юриста, установлены и оценены судами с учетом требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Иное видение заявителем обстоятельств спора не является поводом для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил: отказать арбитражному управляющему Ткаченко Н.В.
Определение № АПЛ21-530 от 27.01.2022 Верховного Суда РФ
организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, базах и складах хранения ресурсов окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, региональных командованиях внутренних войск МВД России, соединениях и воинских частях внутренних войск МВД России (пункт 1); определяет: виды инвентаризаций вооружения и боеприпасов (полные (годовые) и частичные (выборочные) в подразделениях и организациях МВД России (пункт 4); порядок создания инвентаризационных комиссий и их состав (пункты 7-9); обязательное участие сотрудников отделов (отделений) окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России при проведении инвентаризации на базах и складах хранения ресурсов (пункт 12); требования к содержанию приказа о проведении инвентаризации в подразделениях и организациях МВД России (пункт 13); последовательность выполнения мероприятий в ходе проведения инвентаризации вооружения и боеприпасов в соответствии с планом проведения инвентаризации вооружения и боеприпасов в подразделениях и организациях МВД России (пункты 14 и 15); оформление результатов инвентаризации в подразделениях и организации МВД России (пункты 16-19, глава V); основные обязанности
Постановление № 17АП-13257/2009 от 10.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
надлежащим образом заверенной выписки по расчетному счету должника и платежных поручений (п. 6 ст. 71 АПК РФ). Звонарева А.С. указывает на то, что в мотивировочной части определения суд делает вывод о ненадлежащем исполнение конкурсным управляющим обязанностей по проведению инвентаризации имущества, тогда как текст резолютивной части определения сведений о рассмотрении этого требования не содержит. По мнению заявителя, ни Законом о банкротстве ни Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не предусмотрена обязательная инвентаризация имущества в случае изменения состава имущества должника за счет возврата в конкурсную массу, в связи с чем, считает, что конкурсный управляющий не обязан проводить инвентаризацию имущества каждый раз после пополнения конкурсной массы. При этом апеллянт считает, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводам конкурсного управляющего о том, что в отчете конкурсного управляющего в таблице «Сведения о формировании конкурсной массы» данные действия (включение в конкурсную массу) отражены и до сведения кредиторов доведены, проведена постановка
Постановление № 06АП-3550/2023 от 01.08.2023 АС Хабаровского края
при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», пунктом 27 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее - Положение) при смене единоличного исполнительного органа проводится обязательная инвентаризация . При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации и числящегося на балансе имущества. Из пункта 6 Положения следует, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. По пункту 26 Положения для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации обязательно
Постановление № 13АП-1243/2015 от 02.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" надлежащая организация бухгалтерской отчетности возложена на руководителя юридического лица. В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", пунктом 27 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" при смене единоличного исполнительного органа проводится обязательная инвентаризация . При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Соответственно, техническая сторона этого момента, как это будет оформлено (актом передачи с перечислением конкретных документов и т.п.) или просто указано, что документы переданы, "лежит" в первую очередь на ответчике (как правило, бывшем генеральном директоре), который в случае возникновения спорной ситуации обязан представить доказательства исполнения передачи им документов Общества новому руководству. Из пункта 6 Положения
Постановление № Ф03-3751/17 от 03.10.2017 АС Дальневосточного округа
судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые решение и апелляционное постановление в указанной части и направить дело на новое рассмотрение. В поданной жалобе, с учетом дополнений к ней, заявитель приводит доводы о том, что материалы настоящего дела не содержат доказательств, безусловно подтверждающих факт передачи похищенного кабеля под охрану предприятия, так как отсутствует подписанный между сторонами акт приема-передачи. Ссылается на то, что в данном случае обществом не проведена обязательная инвентаризация по факту хищения материальных ценностей на объекте и не составлен комиссионный акт. При этом заявитель жалобы опровергает выводы судебных инстанций относительно уклонения предприятия от участия во внеплановой инвентаризации. Также заявитель жалобы выражает несогласие с размером взысканного ущерба, причиненного обществу, считая, что реальная стоимость похищенного имущества значительно ниже. Дополнительно заявитель жалобы указывает на наличие вины самого общества, выразившейся в его халатном отношении к своему имуществу, ввиду наличия на охраняемом предприятием объекте постоянно проживающих третьих лиц,
Постановление № А21-4581/17 от 08.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
скоротечным противоправным действием. Следует дополнительно отметить, что с целью определения наличия и размера убытков условиями договора № 01/16 от 31.05.2016 (абзац «б» подпункт 3.3.2. пункта 3.3.) предусмотрено, что при наступлении ущерба заказчик обязан для определения размера причиненного ущерба немедленно начать проведение инвентаризации, обязательно с участием представителей Охраны. Договором не предусмотрено условий, исключающих необходимость проведения инвентаризации при наступлении ущерба, с участием охраны. Действующими нормативными документами Российской Федерации по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, также предусмотрена обязательная инвентаризация . Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено: 1) Активы и обязательства подлежат инвентаризации; 2) при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. 2. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Пунктом 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N
Решение № 2-456/20 от 15.06.2020 Давлекановского районного суда (Республика Башкортостан)
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском Учете», отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. В пп.5 п.1 ст.23 НК РФ и ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что как в налоговую инспекцию, так и подразделение Росстата бухгалтерская отчетность требуется сдавать не позднее трех месяцев после того, как закончится год, то есть до 31 марта следующего года включительно. То есть, обязательная инвентаризация должна быть проведена не позднее окончания отчетного года и не позднее даты составления и сдачи бухгалтерской отчетности. То есть до 31 марта следующего за отчетным годом. При таких обстоятельствах руководитель и главный бухгалтер, подписывающие бухгалтерскую отчетность и утверждающие результаты обязательной инвентаризации перед ее составлением, не могли не знать о наличии невозвращенных подотчетными лицами подотчетных сумм. И если в течение годичного срока исковой давности исчислять с 01.04.2018 г., до которой должна в силу закона была
Решение № 2-1-268/2018 от 14.06.2018 Советского районного суда (Саратовская область)
- с 1 января по 31 декабря включительно, за исключение случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица». В пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ и в ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росстата бухгалтерскую отчетность требуется сдавать не позднее трех месяцев после того, как закончится год, то есть до 31 марта следующего года включительно. То есть, обязательная инвентаризация должна быть проведена не позднее окончания отчетного года и не позднее даты составления и сдачи бухгалтерской отчетности. То есть, до 31 марта следующего за отчетным годом. При таких обстоятельствах суд считает, что руководитель и главный бухгалтер, подписывающие бухгалтерскую отчетность и утверждающие результаты обязательной инвентаризации перед ее составлением, не могли не знать о наличии не возвращенных подотчетными лицами подотчетных сумм. Таким образом, применительно к 2016 году, когда Богомолову Д.С. выдавались подотчетные денежные средства, до ДД.ММ.ГГГГ