ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ограничение подачи тепловой энергии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-КГ18-17906 от 17.10.2018 Верховного Суда РФ
по передаче тепловой энергии; направления потребителям услуг по передаче тепловой энергии предложений (оферт) о внесении соответствующих изменений в договоры. Не соглашаясь с указанными актами антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Закона о теплоснабжении, Правилами № 808, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов действующему законодательству и исходили из того, что прекращению подачи тепловой энергии, теплоносителя на объекты общества должно предшествовать ограничение подачи тепловой энергии , а порядок введения ограничения именно в случае неуплаты образовавшейся за обществом задолженности, предусмотренный пунктами 92, 93 Правил № 808, предприятием соблюден не был, а значит, оснований для полного прекращения подачи тепловой энергии на объекты общества у МУП «Гортеплосети» не имелось. Кроме этого, судебные инстанции установили, что оспариваемое в рамках данного дела предписание является законным и исполнимым, а содержащееся в нем и подлежащее выполнению заявителем в целях устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства требование,
Постановление № 67-АД23-5 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ
обязательном порядке включаются в договоры теплоснабжения согласно приложению № 3, заключаемые газо- и теплоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями-потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства. В силу пункта 1 указанного постановления к организациям, обеспечивающим безопасность государства, отнесены учреждения и организации уголовно-исполнительной системы. В соответствии с Приложением № 3 к данному постановлению к особым условиям подачи тепловой энергии и ее оплаты отнесена обязанность теплоснабжающей организации не производить ограничение подачи тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета. Данное законоположение воспроизведено в пункте 8.4.3 государственного контракта от 15 февраля 2021 года № ГК-99, которым стороны установили, что в случае финансирования Абонента за счет средств федерального бюджета и относящегося к организациям, обеспечивающим безопасность государства, для которых установлен особый порядок ограничения подачи электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик обязуется не производить ограничение подачи
Определение № 302-ЭС14-6714 от 23.12.2014 Верховного Суда РФ
урегулированный в пункте 97 Правил № 808 и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений. Пунктом 1 Указа № 1173 предписано считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства. Исходя из положений вышеприведенных норм права в их взаимосвязи по отношению к оспариваемым положениям договора, суд округа пришел к выводу, что данные условия договора не противоречат порядку введения ограничений подачи тепловой энергии социально значимым потребителям (объектам). Доводы заявителя всецело основаны на Указе № 1173. В то же время следует отметить, что данный указ издан до принятия Закона о теплоснабжении. В силу своего конституционного статуса Президент Российской Федерации, как глава государства, обязан издавать
Определение № 062/01/10 от 03.06.2022 Верховного Суда РФ
оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением антимонопольного органа признана обоснованной жалоба МУП «РМПТС» на действия предприятия в части создания угрозы введения режима ограничения поставки тепловой энергии, теплоносителя на объекты МУП «РМПТС» путем направления предупреждения о возможном введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 21.07.2020 № 1478-01.05, извещения о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 11.08.2020 № 1646-01.05. Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Признавая незаконными оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа, суды исходили из установленных судами фактических обстоятельств, руководствуясь при этом нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и
Постановление № А57-13413/2021 от 08.02.2022 АС Поволжского округа
ими условий договоров регулируется в соответствии с положениями Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808) Случая на основании которых может вводиться прекращение подачи тепловой энергии потребителям, содержатся в пункте 76 Правил № 808. Довод общества о том, что заявление о приостановке подачи тепловой энергии подано не третьим лицом, а собственником нежилого помещения в лице его законного представителя – ИП ФИО1, следовательно, ограничение подачи тепловой энергии было законным, исследован судами и признан несостоятельным, поскольку из заявления от 30.01.2020 о приостановке подачи тепловой энергии следует, что с ним обратилась ФИО1 самостоятельно, от своего лица, а не от лица потребителя как его законный представитель (т.1 л.д.71). Кроме того, судами указано, что на копии договора от 31.01.2020 № 10/2021 на выполнение работ по отключению спорного нежилого помещения от центральной тепломагистрали путем установки заглушек имеется отметка об отказе потребителя в лице законного представителя
Постановление № А32-29874/19 от 01.06.2022 АС Северо-Кавказского округа
что снижение температуры теплоносителя произведено обществом при наличии законных оснований в порядке введения ограничения подачи тепловой энергии, так как у компании имелась непогашенная задолженность, условия договора на отпуск тепловой энергии компанией нарушались. Согласно статье 22 Закона о теплоснабжении в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии, теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии , теплоносителя. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный
Постановление № 17АП-8398/2015 от 23.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
с наличием задолженности за переданную тепловую энергию за период с октября по ноябрь 2014 года (т.1, л.д.76),в ответ на которого ОАО «Волжская ТГК» письмом от 18.12.2014 года № 10-22-337 просило ответчика отменить решение о введении ограничения подачи тепловой энергии ввиду нарушения прав и законных интересов добросовестных потребителей (т.1, л.д.75). Письмом от 24.12.2014 года № 792/1-153 ОАО «ИМЗ» уведомило ОАО «Волжская ТГК» о прекращении подачи тепловой энергии, указав на то, что 19.12.2014 года произведено ограничение подачи тепловой энергии (т.1, л.д.68). Письмом от 27.12.2014 года № 51400-06-08/63 ОАО «Волжская ТГК» указало ОАО «ИМЗ» на неправомерность действий по ограничению подачи тепловой энергии, поскольку они ведут к недопустимому понижению температуры воздуха в помещениях жилых домов и объектах социальной сферы, отапливаемых от котельной ОАО «ИМЗ», указав также, что ОАО «ИМЗ» обязано соблюдать сроки начала и окончания отопительного сезона (т.1, л.д.98). Согласно протоколу совещания по вопросу качества предоставляемых услуг в связи с введением ОАО «ИМЗ» ограничений
Постановление № А60-8795/2023 от 08.11.2023 АС Уральского округа
в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии , теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (часть 2 статьи 22 Закона о теплоснабжении). Порядок введения ограничения подачи тепловой энергии предусмотрен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила №
Решение № 2-641/17 от 22.03.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)
Куц Е.В. при секретаре Арчаковой А.М., с участием: представителя истца помощника прокурора Советского района г. Томска Подшивалова Р.М., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 26.12.2016 № 395, выданной сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ТомскРТС» о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии, обязании прекратить ограничение подачи тепловой энергии , УСТАНОВИЛ: прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к АО «ТомскРТС» о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии, обязании прекратить ограничение подачи тепловой энергии. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Томска по информации военной прокуратуры Томского гарнизона о нарушении закона со стороны АО «ТомскРТС», установлено, что в связи с наличием задолженности перед
Решение № 12-68/2022 от 02.09.2022 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)
Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. Согласно части 2 статьи 22 Закона о теплоснабжении до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии , теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. В силу положений части 3 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплосетевой организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплоснабжающая организация
Решение № 2-4021/2021 от 08.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии , теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. В соответствии с п. 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»