ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Охрана объектов культурного наследия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия
Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения
Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры
местного самоуправления сельского поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории городского поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском поселении. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами
Статья 3.
46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения: 1) статью 25 дополнить частью четвертой следующего содержания: "В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения."; 2) в статье 39: абзац второй изложить в следующей редакции: "сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;"; дополнить частью второй следующего содержания: "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности."; 3) статью 40 изложить в следующей редакции: "Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных
Апелляционное определение № АПЛ20-280 от 29.09.2020 Верховного Суда РФ
части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При разрешении и рассмотрении данного административного дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такое основание для признания абзаца второго пункта 7 Положения в оспариваемой части недействующим отсутствует. Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ, в соответствии с которым государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула). В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны
Определение № А33-21242/18 от 20.08.2020 Верховного Суда РФ
№ 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима. Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с
Апелляционное определение № 14-АПА19-7 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с преамбулой этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Статьей 34 названного Федерального закона предусматривалось, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется
Определение № 305-ЭС17-17543 от 18.01.2018 Верховного Суда РФ
технического состояния объекта, являющимся приложением к охранному обязательству. Соглашаясь с судами в том, что предприятие ненадлежащим образом исполняло обязанности по сохранению объекта культурного наследия, установленные Законом об объектах культурного наследия и охранным обязательством, в связи с чем неоднократно привлекалось к административной ответственности, судебная коллегия между тем полагает, что суды при рассмотрении настоящего спора не приняли во внимание отдельные положения названного Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является
Апелляционное определение № АЛЛ19-296 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ
для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания частично недействующим пункта 14.1 приложения № 1 к Приказу отсутствует. Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом об объектах культурного наследия (подпункт 1 статьи 1). Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Поручением Президента Российской Федерации от 14 августа 2014 г. № Пр-2337 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя было предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО. Распоряжением Правительства Российской Федерации
Решение № А82-4464/12 от 16.08.2012 АС Ярославской области
оспаривании постановления Департамента культуры Ярославской области от 17.01.2012г. при участии: от заявителя – Танцева Е.Б. по довер.от 30.12.2011; от административного органа – Борисоглебская И.С. по довер. от 26.06.2012; установил: Департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента культуры Ярославской области от 17.01.2012 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, считает, что охрана объектов культурного наследия федерального значения не является полномочием городского округа город Рыбинск. Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее. Департаментом культуры Ярославской области на основании приказа директора Департамента от 28.11.2011 № 906 проведена внеплановая выездная проверка состояния объекта культурного наследия «Усадьба Михалковых: главный дом», 1730-е г. – 1810-е г. и соблюдения собственником требований, установленных законодательством РФ в области сохранения, использования, популяризации
Решение № А11-7358/13 от 14.04.2014 АС Владимирской области
и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом. В силу статьи 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. При этом согласно пункту 2 этой статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за перечисленные нарушения, которая исходя из статьи 61 Закона может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается наряду с вышеизложенными мерами привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, целью которой является принудительное имущественное воздействие на нарушителей установленных законом или договором требований по охране таких объектов. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса
Решение № А82-19302/14 от 11.09.2015 АС Ярославской области
единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказами департамента культуры Ярославской области от 22.11.2012 № 50 и от 26.11.2012 № 51 утверждены границы его территории и предметы охраны. Граница территории памятника совпадает с границами земельного участка. В соответствии с абз. 3 ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов. Согласно пп. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения отнесена к вопросам местного значения. Согласно п. 3.19. Положения о департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 20.03.2006 № 222, охрана объектов культурного наследия местного
Решение № А82-17884/15 от 21.07.2016 АС Ярославской области
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В преамбуле к Федеральному закону N 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними
Определение № А82-4208/07 от 07.08.2007 АС Ярославской области
дела документам дом № 9 по ул.Кооперативной в г.Ярославле является памятником истории и культуры «Жилой дом» и отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно указанному закону, одной из приоритетных задач органов государственной власти является государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В соответствии с частью 2 статьи 33 названного закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, выдачу, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Согласно части 2 статьи 35 Закона проектирование и проведение землеустроительных работ, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных
Апелляционное определение № 33-1851/2012 от 10.04.2012 Воронежского областного суда (Воронежская область)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: председательствующего ФИО6, судей Данцер А.В., Сухова Ю.П., с участием прокурора Сбитневой Е.А., при секретаре ФИО4, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО6, гражданское дело по заявлению Б.Л.Х., Б.Н.В., М.О.В., М.Г.Ф., Н.А.А., Р.М.И., С.Е.М., Х.Т.М., Я.Л.А. о возложении на <адрес> обязанности утвердить долгосрочную областную целевую программу «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия <адрес> на 2012-2016 годы», разработать и утвердить зоны охраны объектов культурного наследия до ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на администрацию городского округа <адрес> принять целевую муниципальную программу «Сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности городского округа <адрес> на 2012-2014 годы» до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и утвердить зоны охраны объектов культурного наследия до ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на администрацию городского округа <адрес> включить разработанные и утвержденные проекты зон охраны объектов культурного наследия в Генплан
Апелляционное определение № 33А-2980 от 10.05.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)
и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия «Дом Блюм, конец 19 века», расположенный по адресу: <адрес> При этом проекты зон охраны для вышеуказанных 93 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения не разработаны, государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны не проведена. Административный истец также указывал, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 октября 2017 года № 2912 утверждена ведомственная целевая программа «Сохранение, содержание и благоустройство памятников и монументальных скульптур и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2020 годы», которой предусмотрено проведение мероприятий на общую сумму 28 525,4 рублей, из которых 25 335,3 рублей направлено на сохранение, содержание, благоустройство памятников и монументальных скульптур, 1 732,1 рублей на разработку проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, 1 458,0 рублей на проведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Полагал, что утверждение