ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Описание границ публичного сервитута - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16.12.2021 N 10-2438-МС/21 "О направлении информации" (вместе с "Ответами на вопросы филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" о применении отдельных положений Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 120-ФЗ)")
публичного сервитута федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или о прекращении публичного сервитута, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляют его копию в орган регистрации прав. Согласно пункту 31 Правил N 1532 обязательным приложением к документу, направляемому в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 4(1) Правил N 1532, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. Пунктом 33 Правил N 1532 определено, что при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута утверждены приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004 (Требования). В соответствии с пунктом 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня
Статья 1.
Федерального закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов); 2) в составе направленных документов отсутствует карта (план) объекта землеустройства, если ее представление необходимо в соответствии с частью 18 статьи 32 настоящего Федерального закона, или отсутствует предусмотренное частью 18.1 или 19 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ соответствующих территорий, зон, лесничеств, или отсутствует предусмотренное частью 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ публичного сервитута , или отсутствует предусмотренное частью 15.2 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон; 3) поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы
Определение № А40-141376/2021 от 27.09.2022 Верховного Суда РФ
при размещении объекта в границах земель различных категорий, при пересечении полос отвода автомобильных дорог), решение об установлении публичного сервитута в целях размещения такого федерального объекта с указанием кадастровых номеров всех земельных участков (при их наличии), адресов или описанием местоположения таких участков, должен принять один уполномоченный орган – Минэнерго; публичный сервитут для размещения одного объекта не может устанавливаться разными федеральными органами исполнительной власти; положения части 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ, согласно которым принятие решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, не подлежат применению при установлении публичного сервитута в целях размещения и эксплуатации специальных инженерных сооружений федерального значения, в том числе газопроводов, указанных в пункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Поскольку приведенные в кассационной жалобе
Решение № А53-6117/2021 от 03.08.2022 АС Ростовской области
в целях прохода и проезда неограниченного круга лиц, в том числе в целя обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования р. Темерник, и его береговой полосе. Таким образом, на основании распоряжения администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону от 03.02.2021 № 39 «Об инициировании установления публичного сервитута», заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 08.02.2021 № 59-34-2/3289, принято постановление администрации города Ростова-на-Дон 01.03.2021 № 142 «Об установлении бессрочного публичного сервитута». Постановление содержит описание границ публичного сервитута с планом границ. Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. При этом лицо, которому, как оно полагает, создаются препятствия в реализации установленного публичного сервитута, вправе защищать свои интересы способами, предусмотренными законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О). Тем самым материалами дела подтверждено соответствие процедуры и содержания
Постановление № 17АП-1936/2022-ГК от 21.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
не воспользовалось. Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель узнал о соответствующем нарушении после вынесенного в отношении него прокуратурой Индустриального района г.Перми Представления №2-20-21 от 12.05.2021, где содержались сведения о том, что сервитут устанавливался в целях организации разворотной площадки для пожарной техники у многоквартирных домов, расположенных по ул. Теплогорская, 20, 22», а не для прохода и проезда, признаются несостоятельными. Постановление Администрации № 549 от 29.06.2020, полученное как уже установлено судом заявителем 14.07.2020 содержит описание границ публичного сервитута , которое позволяет установить конфигурацию обремененного земельного участка. При указанных обстоятельствах, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на подачу заявления в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется. С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне
Постановление № А53-7065/2021 от 03.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
слова «для обеспечения прохода или проезда через земельные участки, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе». На основании данных постановлений администрацией Кулешовского сельского поселения подготовлен проект соглашения об установлении публичного сервитута от 04.02.2021, согласно которому предприниматель предоставляет администрации Кулешовского сельского поселения право ограниченного пользования земельными участками с кадастровыми номерами 61:01:0600003:286, 61:01:0600003:1649, 61:01:0600003:1787, 61:01:0600003:892, 61:01:0600003:893, 61:01:0600003:894 сроком на 49 лет. К соглашению приложено описание границ публичного сервитута с планом границ. Предприниматель, ссылаясь на незаконность постановлений администрации от 14.01.2021 № 10 и от 26.01.2021 № 26, нарушающих его права (интересы) как собственника земельных участков и объектов недвижимости, оспорил их в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 23, 27 Земельного кодекса, статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс). Суды установили, что в комитет
Решение № 2А-2063(2020 от 11.08.2020 Пермского районного суда (Пермский край)
земельных участков». Согласно прилагаемой к указанному распоряжению схеме утверждены границы публичного сервитута земельных участков, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с пунктом 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута. Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемое распоряжение не содержит описание границ публичного сервитута , поскольку на основании прилагаемой схемы публичного сервитута (план границ объекта землеустройства) Управлением Росреестра по Пермскому краю утверждены границы публичного сервитута в отношении земельного участка истца, то обстоятельство, что распоряжение не содержит конкретные координаты поворотных точек границ сервитута, прав истца не нарушает. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом распоряжение принято уполномоченным лицом в интересах неограниченного круга лиц, процедура принятия соблюдена, нормам действующего законодательства оспариваемое распоряжение не
Решение № 2А-184/2022УИД530022-01-2021-008780-60 от 17.06.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)
кадастровым номером № расположенного по адресу: г. , в территориальной зоне СИ (специальная историческая зона); с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. , в территориальной зоне СИ (специальная историческая зона); с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. в территориальной зоне СИ (специальная историческая зона). Указанное постановление Администрацией Великого Новгорода в порядке, установленном ст. 8 Устава муниципального образования - городского округа Великий Новгород, не опубликовано. ДД.ММ.ГГГГ постановление об установлении публичного сервитута и описание границ публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № направлено Администрацией Великого Новгорода в ФГБУ «ФКП Росреестра». В ЕГРН внесены сведения об ограничении прав на указанные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № земельные участки. Из объяснений административного истца ФИО2 следует, что публичный сервитут установлен административным ответчиком в целях организации проезда и прохода к многоквартирному дому и обременяет часть земельного участка МКД , предназначенного для благоустройства территории. Проезды к дому могут быть обеспечены
Решение № 2А-531/22 от 24.06.2022 Старорусского районного суда (Новгородская область)
не признавалась и суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело в их отсутствие. В материалах дела содержатся следующие документы: ходатайство об установлении публичного сервитута, содержащее необходимые сведения, соответствующее требованиям ст. 39.41 Земельного кодекса РФ, поступившее вАдминистрацию Старорусского муниципального района Новгородской области от ПАО «МРСК Северо-Запада» ДД.ММ.ГГГГ; план размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», графическое описание местоположения границ публичного сервитута (схема расположения и описание границ публичного сервитута , координаты характерных точек); передаточный акт ОАО «Новгородэнерго», реорганизуемого в форме присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ОАО «Новгородэнерго» передало ОАО «МРСК Северо-Запада» все свое имущество, в том числе «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад»; договор о присоединении ОАО «Архэнерго», ОАО «Вологдаэнерго», ОАО «АЭК «Комиэнерго», ОАО «Карелэнерго», ОАО «Колэнерго», ОАО «Новгородэнерго», ОАО «Псковэнерго» к ОАО «МРСК Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой объект электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад»
Решение № 2А-1914/20 от 27.01.2021 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)
участков и схемой перераспределения земельных участков. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № обременен публичным сервитутом на основании Постановления главы местной администрации муниципального образования Низинское сельское поселения муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области №320 от 03.10.2017 стороны обратились с заявлением, схемой перераспределения земельных участков и с описанием местоположения границ публичного сервитута от 29.09.2020 г.вх.№г482/20 в Администрацию Низинского Сельского поселения об уточнении (изменении) местоположения границ публичного сервитута согласно представленному описанию границ публичного сервитута . Письмом исх №1612-20 от 08.10.2020 года Администрация ответила отказом в принятии решения об уточнении (изменении) границ публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, согласно представленном описанию границ публичного сервитута по причине не соответствия проекту планировки и межевания части территории д.Узигошы МО Низинское сельское поселение, утвержденному постановлением главы местной администрации МО Низинского сельского поселения №177 от 11.07.2012 г. Указанное решение Местной администрации от 08.110.2020 оспаривается истцами. Обязанность доказывания законности оспариваемого решения
Решение № 2А-725/2022 от 30.08.2022 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)
эксплуатационные, наблюдательные и разведочные скважины, газосборные коллекторы, газовые сборные пункты с технологическим оборудованием промысловой подготовки газа и конденсата, компрессорные станции. Вспомогательные сооружения и коммуникации включают объекты энергохозяйства, водоснабжения, канализации и связи, механические мастерские, транспортную сеть, автохозяйство, склады и т.д. Шлейфы предназначены для сбора и транспортировки газа от скважины до газосборного пункта. Кабельное электроснабжение представляет собой вспомогательные сооружения системы газоснабжения. Согласно схемам границ публичных сервитутов, представленным ООО «Газпром добыча Краснодар», содержащим текстовое и графическое описание границ публичных сервитутов , все вышеперечисленные объекты размещены в границах Расшеватского месторождения газа на территории Новоалександровского городского округа Ставропольского края. Данные схемы также являются приложением к Постановлению администрации от 18.06.2021 № 850. Сведения о Расшеватском месторождении газа содержатся в Схеме территориального планирования Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, утвержденной Решением совета Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 11 декабря 2012 № 2/25, Генеральном плане Новоалександровского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением совета депутатом Новоалександровского городского округа Ставропольского