ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС19-22302 от 19.02.2020 Верховного Суда РФ
образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Частью 12 статьи 76 Закона об образовании определено, что дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки. Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 01.07.2013 № 499 утвержден Порядок осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее – Порядок № 499), который устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В пункте 13 Порядка № 499 дано описание такой формы реализации дополнительной профессиональной программы, как стажировка. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Вместе с тем согласно части 1 статьи 91 Закона об образовании деятельность по реализации образовательных программ является образовательной деятельностью, которая подлежит лицензированию. Таким образом, из системного толкования названных норм следует, что стажировка морских лоцманов,
Определение № 17АП-13368/18 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
Кроме того, в повторном предписании требования об обязательном дублировании в дополнительных соглашениях положений пункта 21 Правил не содержалось. Суды при рассмотрении данного эпизода не установили, каким нормам права не соответствуют формулировки о рассматриваемой ответственности, примененные академией в проекте договора и заключенных со студентами дополнительных соглашениях. В отношении эпизода, отраженного в пункте 1.5 акта, Рособрнадзором фактически вменено ответчику не неисполнение повторного предписания, в иное нарушение – несоответствие программ пунктам 5-10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499. Между тем ни в акте проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела Рособрнадзором не конкретизированы нарушения, допущенные ответчиком при разработке указанных программ, а также не установлено, что имеющиеся нарушения настолько существенны, что могут нивелировать факт представления спорных документов. Нарушение, установленное пунктом 1.6 акта проверки, устранено академией до вынесения решения по настоящему делу, с нарушением сроков, установленных в повторном требовании. Ни Рособрнадзором,
Определение № 18АП-2586/19 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
(или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, по факту грубого нарушения организацией лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования по программе подготовки судоводителя маломерного судна прокурор вынес постановление от 06.12.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ,
Постановление № 13АП-5711/2015 от 20.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене. Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации) (далее Закон № 273-ФЗ), а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности), что в свою очередь не противоречит статье 85.1. Закона № 273-ФЗ, на которую ссылается ОАО «РЖД». Как следует из материалов дела, железнодорожная станция Мурмаши включена
Постановление № 03АП-7054/14 от 22.01.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
«Менеджмент со знанием «1С: Торговля и склад» законодательством не установлено. На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявка Учебного центра соответствовала требованиям действующего законодательства. Наименование курса обучения дополнительного профессионального образования устанавливается самим учебным заведением. Указание заявителя на недостаток учебных часов, предложенных Учебным центром, что, по его мнению, является нарушением пункта 12 Приказа Министерства образования и науки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам », не принимается апелляционной коллегией, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа третьему лицу в допуске к участию в аукционе. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа о нарушении аукционной комиссией Госкомитета части 7 статьи 69. Закона о контрактной системе. Оспариваемое предписание антимонопольного органа вынесено правомерно, в пределах предоставленных ему полномочий, направлено на устранение нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 66, части
Постановление № А59-4164/14 от 27.05.2015 АС Дальневосточного округа
в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение второй инстанцией норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Анализируя положения пункта 17 статьи 2, статей 10, 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), Приказа Министерства образования и науки от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам », заявитель жалобы указывает на то, что оказываемые им услуги не подпадают под признаки дополнительного профессионального образования. В частности, учреждением приведены доводы об оказании им услуг для сотрудников компании «Сахалин Энерджи Компании ЛТД» независимо от наличия у них среднего или высшего профессионального образования, отсутствии профессиональной направленности обучения, план проведения тренингов не привязан к профессиональным стандартам, квалификационным требованиям для соответствующих должностей, профессий и специальностей, отсутствует итоговая аттестация. Полагает, что судом апелляционной
Постановление № 13АП-2585/2015 от 13.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене. Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации) (далее Закон № 273-ФЗ), а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности), что в свою очередь не противоречит статье 85.1. Закона № 273-ФЗ, на которую ссылается ОАО «РЖД». Факт неисполнения заявителем пункта 5.12 Требований № 43 правомерно
Постановление № 4А-678/19 от 14.06.2019 Самарского областного суда (Самарская область)
программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013г. №443, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программа бакалавриата, программа специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017г. №301, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом ФИО2 России от 19.11.2013г. №1259, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013г. №499, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008, Положений о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.11.2015г. №1383, Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015г. №636, Порядка проведения
Апелляционное определение № 33-17784/2015 от 27.11.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)
оплачиваемый отпуск, ... не указаны. Не могут повлечь отмены обжалуемого решения и доводы жалобы истца о том, что Учреждение не может быть отнесено к п. 6 Приложения к Постановлению, поскольку занимается дополнительным профессиональным образованием не только специалистов, но и рабочих, соответственно, является организацией, осуществляющей обучение и относящейся к п. 10 Приложения. В обоснование указанного довода апеллянт ссылается на п. 2 приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам », который, по ее мнению, подразделяет организации дополнительного профессионального образования на образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица). Между тем, указанные суждения истца основаны на ошибочном толковании закона. Названным Приказом утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Указанный Порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных
Апелляционное определение № 33-7750/20 от 18.06.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
выборам ректора решения. Истцу была направлена телеграмма об отклонении документов и невнесении в список кандидатов на должность ректора от 24 октября 2019 года №.... В соответствии с и. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным профессиональным программам относят - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. На основании ч. 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено названным Федеральным законом. Согласно и. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от
Апелляционное определение № 11А-5766/18 от 28.05.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)
пилота коммерческой авиации» по причине не утверждения данной программы Росавиацией и не внесением данной программы в сертификат № 216, выданной данному учреждению. Полагает, что судом необоснованно не применены положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в том числе в части тождественности образовательных программ, а также Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам ». Настаивает на том, что полученная заявителем квалификация в рамках освоения дополнительной профессиональной образовательной программы «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» законна и обоснованна, а образовательная организация отвечала всем существовавшим требованиям для ведения образовательной деятельности. Не соглашается с доводами административного ответчика об обучении заявителя в отсутствие утвержденной им программы, приводя положения методических 3 рекомендаций № 6.01-295 по подготовке Программ по дополнительному профессиональному образованию