ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основы ценообразования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ21-1089 от 02.03.2022 Верховного Суда РФ
дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» о признании недействующими абзаца четвертого пункта 15, пунктов 37', 53, 54, абзаца второго пункта 75 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, установил: согласно абзацу четвертому пункта 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее также - Основы ценообразования ), положения названного пункта не применяются при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод с применением метода сравнения аналогов. В соответствии с пунктом 37' Основ ценообразования при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в отношении регулируемой организации в случаях, указанных в пункте 37 данного документа, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной
Апелляционное определение № АПЛ19-243 от 16.07.2019 Верховного Суда РФ
административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Комплекстеплосервис» Меньшикова А.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Правительства Российской Федерации Савостиной Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Правительство Российской Федерации 22 октября 2012 г. издало постановление № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения. 5 мая 2017 г. Правительство Российской Федерации издало постановление № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами», которым утвердило изменения, вносимые в акты Правительства Российской Федерации (далее - Изменения). Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет- портале правовой информации» (Ьир://шш\у.ргауо.§оу.ш) 11 мая 2017 г.
Определение № А40-219488/18 от 01.10.2019 Верховного Суда РФ
тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2018 год» обществу установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 548,43 руб./куб.м. с НДС. ФАС России на основании обращений граждан и прокуратуры Курской области проведена проверка экономической обоснованности установленного для ООО «Экопол» тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, по результатам которой выдано предписание о признании комитета нарушившим Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования). Предписанием антимонопольного органа на комитет возложена обязанность по устранению нарушений норм действующего законодательства в области регулирования тарифов в сфере обращения с ТБО. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Основами ценообразования,
Определение № 09АП-54533/19 от 22.09.2020 Верховного Суда РФ
исходя из среднемесячного заработка, умноженного на 12 месяцев. Также антимонопольный орган пришел к выводу о незаконности учета «Внереализационных расходов на 2016 год», поскольку материалы тарифного дела не содержали доказательств их экономической обоснованности. Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа. Отменяя принятое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, указал, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится, в том числе, с учетом учетной политики общества, которой предусмотрено формирование резерва на выплату отпускных в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010),
Апелляционное определение № АПЛ22-246 от 26.07.2022 Верховного Суда РФ
которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей акционерного общества «Региональные электрические сети» Смирновой Е.О. и Булыги Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Савостиной ЕВ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2011 г. № 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 января 2012 г., № 4. Пункт 87 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей до 1 июля 2022 г.) наряду с прочим в абзацах шестом и седьмом устанавливал виды ставок платы за технологическое присоединение и право заявителя на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения
Постановление № А50-3879/13 от 02.02.2015 АС Уральского округа
4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию), ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), подп. 2 п. 68.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования № 109), п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). При этом кассатор утверждает, что заключение между истцом и ответчиком договоров, которые противоречат требованиям закона, привело к ущемлению интересов жителей дома, выразившемуся во включении товариществом «Подлесная,13а» в квитанции отдельной строки за обслуживание ЦТП. Нарушение прав жителей установлено
Постановление № А58-6148/2007-Ф02-336/2008 от 13.03.2008 АС Восточно-Сибирского округа
утвержденные приказом ФТС России от 06.08.2004 № 20-э/2, Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, ПБУ 9/99, БПУ12/2000, а также глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают включение в состав расходов сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг); - заявитель не подтвердил документально расходы, понесенные структурными подразделениями в 2006 году. Суд кассационной инстанции, проверив доводы заявителя, не усматривает оснований к отмене состоявшегося судебного акта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования), которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги. Согласно статье 10 названных Основ ценообразования если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного
Постановление № А03-8696/2011 от 14.03.2012 АС Западно-Сибирского округа
платежей за потребленную тепловую энергию в горячей воде и подогрев холодной воды для нужд централизованного горячего водоснабжения. В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном регулировании тарифов), «Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования ), Методическим указаниям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 04.08.2010 № ЕП-622/5, Федеральному закону от 26.07.2005 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Решением от 02.11.2011 Арбитражного суда Алтайского края решение управления в части включения при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Кузбассэнерго» потребителям города Барнаула на 2011 год, затрат на оплату информационных и консультационно -справочных услуг,
Постановление № 03АП-4186/12 от 08.11.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
ООО «ТГРК», ОГРН 1071701001570, ИНН 1701042530) о взыскании 927 690 рублей 81 копейки долга. Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2012 года в удовлетворении иска отказано. На указанный судебный акт истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям: - судом неправильно применен пункт 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 ( Основы ценообразования ), из буквального толкования указанного пункта следует, что законодатель предоставил право выбора варианта тарифа на услуги по передаче электроэнергии и уведомления об этом сетевой организации или гарантирующего поставщика всем потребителям, кроме населения и тех, кто присоединен к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»; любой потребитель кроме выше указанных может выбрать двухставочный тариф, если установил прибор учета, позволяющий получать данные о почасовом потреблении; - договором аренды объектов электросетевого хозяйства от 30.09.2011 № 2814.29, заключенным между ОАО «Тываэнерго»
Постановление № А33-8099/2008-Ф02-2064/2009 от 08.06.2009 АС Восточно-Сибирского округа
том, каким образом должен для юридического лица в данном случае регулироваться тариф, суду следовало обратиться к толкованию иных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. К числу таких актов относится постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Данным постановлением и на основании части 2 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ утверждены: - Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса; - Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Указанные нормативные акты регулируют вопрос о принципах и методах регулирования тарифов, в частности, метод установления фиксированных тарифов, дается перечень состава расходов организаций, учитываемых при регулировании тарифов. Решение от 25 сентября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2008 года было отменено, дел направлено на новое рассмотрение.
Решение № 3А-12/2016 от 09.03.2016 Кировского областного суда (Кировская область)
имеет иную конфигурацию и невозможен при определении платы по направленному в адрес истца договору. При применении данного тарифа управляющая компания вынуждена рассчитывать плату ГВС на основании положений постановления Правительства № 354 от 06 мая 2011 года (далее Правила), тогда как в Правилах прямо прописано, что применение данных формул невозможно при установлении двухкомпонентного тарифа. Истец полагает, что установленные РСТ по Кировской области тарифы в значительной степени завышены и применены без учета норм действующего федерального законодательства. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Методические рекомендации по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 года № 47, не подлежали применению при установлении тарифов на 2015 год, поскольку они не регулируют отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, так как
Решение № 33-39/2016 от 06.04.2016 Воронежского областного суда (Воронежская область)
тарифа на горячую воду исходя из стоимости за 1 куб. метр. В обоснование требований указано, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует частям 2 и 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), пунктам 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 406 от 13 мая 2013 года (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и пункту 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России № 1746-э от 27 декабря 2013 года (далее – Методические указания № 1746-э). ООО «<данные изъяты>» ссылается на нарушение оспариваемой нормой его прав и законных интересов в сфере горячего водоснабжения на экономически обоснованный тариф на горячее водоснабжение, как ресурсоснабжающей организации, осуществляющей горячее водоснабжение объектов, расположенных в г. Воронеже (т. 1,
Решение № 3А-697/2021 от 27.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
(далее по тексту - Общество) при осуществлении экономической деятельности на территории Ставропольского края. Расчет НВВ на 2021 год произведен Регулятором в нарушение требований статьи 23 Федерального закона № 35-Ф3, пунктам 15 - 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 40.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту - Основы ценообразования ), МУ 421-э, МУ 98-э. Нарушение прав и законных интересов административного истца выражается в установлении НВВ в экономически необоснованном размере. Филиалом была заявлена сумма в размере 23 968,53 рублей, Регулятор произвел расчет по формуле (5) МУ 98-э и рассчитал корректировку на сумму минус 39,34 тыс. рублей. В соответствии с п.11 МУ-98, 2021 год (i) - это год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг. Подконтрольные расходы, утвержденные на 2018-2019 гг., а также фактические условные единицы за
Решение № 3А-1271/2021 от 21.12.2021 Московского областного суда (Московская область)
сайте Комитета (http://ktc.mosreg.ru) <данные изъяты>, <данные изъяты>, 19.12.2017и <данные изъяты>, а также в печатном издании - «Ежедневные Новости.Подмосковье»от <данные изъяты> <данные изъяты>, от <данные изъяты> <данные изъяты>, от <данные изъяты> <данные изъяты> и от <данные изъяты> <данные изъяты>,от <данные изъяты> <данные изъяты>. Оспариваемые Распоряжения Комитета изданы в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования ), Положением о Комитете по ценам и тарифам <данные изъяты>, утвержденным постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, и на основании решений Правления Комитета (протоколы от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>). Таким образом, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, доведения их до всеобщего
Решение № 3А-519/2022 от 13.05.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)
Правительством Российской Федерации. Расчет тарифов осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. В число методов, с использованием которых осуществляется расчет таких тарифов, входит (помимо иных методов) метод индексации, при котором расчет производится с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены « Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования) и «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания). Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при условии непревышения тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во