ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Особенности аренды муниципального имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 03АП-7036/2014 от 19.11.2015 Верховного Суда РФ
пришли к выводу, что предпринимателем ФИО1 не были соблюдены требования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Кроме того, суды указали, что введенная Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ статья 17.1 Закона о защите конкуренции, по существу, не установила нового требования о необходимости проведения торгов, в том числе для заключения договора аренды в отношении муниципального имущества . Данная норма устанавливает лишь особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Не согласившись с выводами апелляционного и окружного судов, предприниматель ФИО1 обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на
Решение № А13-1706/09 от 15.06.2009 АС Вологодской области
одностороннем порядке оплата пользования имуществом должна производиться исходя из ставок, установленных решением представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 31 октября 2007 года № 128 «О внесении изменений в решение районного Собрания Шекснинского муниципального района № 216 от 21.12.2005 года» и в соответствии с «Порядком определения арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями, строениями и отдельными помещениями», утвержденным решением районного Собрания от 21 декабря 2005 года № 216. Указанные нормативные акты регламентируют особенности аренды муниципального имущества , к которому предмет аренды по рассматриваемому договору не относится. В отношении рассматриваемого в рамках настоящего дела имущества арендная плата установлена договором. В соответствии с абзацем 2 статьи 622 ГК РФ если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Размер ежемесячной платы сторонами был согласован в дополнении к договору (л. д. 9) в сумме 11 893 рубля 33 копейки. Следовательно, в
Постановление № А29-8694/11 от 06.09.2012 АС Республики Коми
(далее - Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества). В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в результате заключения договора субаренды от 20.07.2006 имело место сингулярное правопреемство в рамках договора аренды от 10.10.2005; индивидуальный предприниматель ФИО3 являлся арендатором недвижимого имущества непродолжительное время и не смог бы претендовать на реализацию преимущественного права на приобретение данного имущества. Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика. В заседании суда представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 10.10.2005 индивидуальный предприниматель ФИО3 (арендатор, ИП ФИО3) и Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Ухта»
Постановление № 03АП-639/2015 от 21.05.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Недвижимое имущество общей площадью 2763,7 кв. м: здание, общей площадью 2415,5 кв.м, по ул.Энергетиков, 46 «а»; здание, общей площадью 60,4 кв.м, по ул.Энергетиков, 46 «а», стр.1; здание, общей площадью 287,7 кв.м, по ул.Энергетиков, 46 «а», стр. 2, переданное в аренду заявителю, на основании распоряжения заместителя главы города - начальника Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 21.03.2013 №707-НЕДВ «О внесении изменения в
Постановление № 03АП-7036/14 от 29.01.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
кодекса Российской Федерации срок для предъявления требований о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, также подлежит отклонению. Доводы индивидуального предпринимателя о том, что положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, устанавливающие особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, вступили в законную силу после заключения договоров от 08.05.2007 № 3175-А и от 13.05.2008 № 4360-А, в связи с чем не подлежат применению, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанное на неверном толковании норм материального права. Введенная Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ статья 17.1, по существу, не установила нового требования о необходимости проведения торгов, в том числе для заключения договора аренды в отношении муниципального имущества . Данная норма, исходя из ее названия и непосредственного содержания, устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Факт того, что соответствующие положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ на дату заключения
Апелляционное определение № 2-48/2021 от 02.06.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
имущество приобретено в собственность ФИО8 При удовлетворении заявленных требований основным доводом является то, что нарушено преимущественное право ООО "Управляющая компания N 1" на приобретение арендуемого имущества как субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с ФЗ от <дата> N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". ООО "Управляющая компания N 1" являлось арендатором спорных муниципальных нежилых помещений на основании договора аренды от <дата> Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> N 13-2 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества г. Махачкалы на 2017-2019 гг." был определен перечень муниципального имущества, подлежащий приватизации. Прогнозный план приватизации был утвержден <дата> Согласно сведениям из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Управляющая компания N 1" включена в указанный реестр лишь <дата> На момент
Апелляционное определение № 33А-2802/2018 от 12.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
территории Республики Крым только с 1 января 2020 г. подлежат применению положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения дачного хозяйства. Таким образом, возможность применения положения пункта 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при предоставлении земельного участка гражданам для ведения дачного хозяйства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым, в силу части 1 статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015, предусмотрена с 1 января 2020 г. Как уже указывалось, испрашиваемый земельный участок был передан в аренду ФИО3 для ведения дачного хозяйства. В качестве причин приостановления осуществления государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 175 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части
Определение № 11-3477/12 от 29.06.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)
силу Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, ссылается на недействительность отчетов об оценке спорного имущества, продажу объектов недвижимости по заниженной цене, настаивает на том, что ФИО4 и ФИО8 не являются добросовестными приобретателями. Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. 17 июня 2011 года индивидуальный предприниматель ФИО2 обратилась к МУП «Копейский хлебокомбинат» с заявлением о предоставлении ей преимущественного права на приобретение нежилых помещений, занимаемых ею по договору аренды, как субъекту малого предпринимательства, соответствующего требованиям, предусмотренным ст. 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого
Апелляционное определение № 2-1762/20 от 26.08.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)
К1 (приложение 1). Таким образом, за период с 01 января 2019 по 31 декабря 2019, учитывая вид разрешенного использования земельного участка, указанного в Едином государственном реестре недвижимости – для эксплуатации и завершения реконструкции комплекса зданий - памятника архитектуры, подлежит применению коэффициент К1 равный 2,5 (прочие). Коэффициент К2, учитывающий особенности территориального расположения земельного участка – Центральный район составит 1,186. При этом, согласно ч. 10 Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,001 до 1 для категорий арендаторов указанных в подпунктах 1-35. Решением Челябинской городской думы от 24 июня 2008 года № 32/7, в редакциях, действовавших в спорный период учитывается категория арендатора К3, установленная в приложении 3. Согласно ч. 11 Закона Челябинской