ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отходы нецентрализованной канализации - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росприроднадзора от 20.11.2018 N 479 "О внесении изменений в приказы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов"
(72292111393) Осадок механической очистки смеси сточных вод мойки автомобильного транспорта и дождевых (ливневых) сточных вод (72312111394) Отходы очистки прочих сточных вод, не содержащих специфические загрязнители (72900000000) Осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный (72901011394) Осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный (72901012395) Осадок (ил) биологической очистки смеси ливневых и промышленных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители (72902111305) Фекальные отходы нецентрализованной канализации (73210000000) Отходы (осадки) из выгребных ям (73210001304) Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (73210101304) Отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные (73210311394) Отходы мойки кузова грузовых автотранспортных средств (92175200000) Осадок очистки (отстоя) сточных вод мойки кузова автотранспортных средств для транспортировки бетонных смесей (92175212395) Приложение 17 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2018 N 479 ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ N объекта Наименование
Письмо ФАС России от 02.09.2014 N АЦ/35194/14 "Об услугах по вывозу жидких бытовых отходов"
хозяйства. КонсультантПлюс: примечание. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 N 766 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, которыми его положения приведены в соответствие с положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления". 3. Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, регулируются отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая вывоз фекальных отходов нецентрализованной канализации . При этом в указанных правоотношениях под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать услуги по вывозу бытовых отходов исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае если стороной в правоотношениях по вывозу фекальных отходов нецентрализованной канализации является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать указанные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
Определение № А32-31871/20 от 28.10.2021 Верховного Суда РФ
ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 308-ЭС21-19895 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 28.10.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммуникации» (далее – общество) и администрации муниципального образования город Краснодар (далее – администрация) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2021 по делу № А32-31871/2020 по заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края о запрете обществу осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов ( отходы (осадки) из выгребных ям) нецентрализованной системы канализации в п. Индустриальном г. Краснодара; признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; возложении на общество и администрацию обязанности в п. Индустриальном г. Краснодара устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем подключения (технологического присоединения) к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения (с учетом уточнения
Постановление № А13-7747/14 от 17.03.2015 АС Северо-Западного округа
Общества, к централизованным сетям не присоединен. Названный дом оборудован внутридомовой канализацией, которая имеет выход к септику, расположенному на прилегающей территории. В пункте 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 дается понятие твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). То есть фекальные отходы нецентрализованной канализации относятся к жидким бытовым отходам. Из подпункта «д» пункта 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, следует, что обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в
Постановление № 03АП-1640/2015 от 24.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
с законодательством Российской Федерации. Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил «твердые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.); «потребитель» - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов; «исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Согласно пункту 44 «ГОСТа 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80). Канализация. Термины и определения» септик для очистки сточных вод – сооружение для механической
Постановление № А74-6438/17 от 11.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
именно смет с территории в количестве 1039 м3 в год, а предметом договора №8/15 от 30.04.2015 об оказании услуг по вывозу ТБО является вывоз твердых бытовых отходов, учитывая, что согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.), следует прийти к выводу об отсутствии факта двойной оплаты, так как выполненные услуги по вышеназванным договорам не идентичны. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной
Постановление № 17АП-5066/2018-ГК от 15.05.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
которой входит, в том числе предоставление за плату коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из: - платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; - взноса на капитальный ремонт; - платы за коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за
Постановление № 17АП-8671/2018-АК от 24.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
очистки. Очистка септиков (выгребов) при выгребной канализации не является услугой по водоотведению. В данном случае населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов. Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). При этом, ООО «Сантехэлектросервис» осуществляет транспортирование отходов IV класса опасности в отсутствие специального разрешения (лицензии), что подтверждается материалами дела и свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Доводы апелляционной жалобы о том, что жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, следует считать сточными водами, поскольку они удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, опровергаются экспертным заключением от 01.03.2018 № 4, составленным
Решение № 21-490/2018 от 27.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
1 названного Закона о водоснабжении и водоотведении сброс сточных вод в водный объект регулируется водным законодательством. Понятие «жидкие бытовые отходы» содержаться в п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 №155, где указано, что «твердые и жидкие бытовые отходы» отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Согласно Федеральным классификационным каталогам отходов, утвержденным последователь приказами Росприроднадзора от 18 июля 2014 года №445 и от 22 мая 2017 года №242, фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно: отходы (осадки) из выгребных ям (7 32100 01 30 4), отходы коммунальные жидкие не канализационных объектов водопотребления (7 32 101 01 30 4), - представляю собой отходы IV класса опасности (по последней цифре кода). Следовательно, обращение с данными отходами подлежат лицензированию. Несоблюдение вышеуказанных
Решение № 12-1227/22 от 04.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
и транспортирование жидких бытовых отходов с последующей передачей их МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», что также подтверждается журналом учета отходов ИП 7, согласно которым в 2021 году ИП 7 передавал отход «отходы (осадки) из выгребных ям» (код ФККО 73210001304) - IV класс опасности МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», и справками о перевозке нечистот, также предоставленными ИП 7 В соответствии с блоком 7 ФККО Приказа Росприроднадзора от «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» фекальные отходы нецентрализованной канализации включают в себя следующие виды отходов: отходы (осадки) из выгребных ям (код ФККО 73210001304) - IV класс опасности; отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304) - IV класс опасности; отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные (код ФККО 73210311394) - IV класс опасности. Приемная камера для осадков из выгребных ям, хозяйственно-бытовых стоков оснащена защитной решеткой для предотвращения попадания крупных фракций мусора в систему дальнейшего процесса очистки. Отходы, оставшиеся на
Решение № 12-34/2021 от 22.02.2022 Ульчского районного суда (Хабаровский край)
делу прекратить. В судебное заседание представитель административного органа, не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебное заседание представитель Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой, не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил возражения относительно вышеуказанной жалобы, согласно которым, с ее доводами не согласны, поскольку в ходе проверки установлено, что на пункте приема и отгрузки древесины расположено три деревянных туалета, представляющих собой выгребные ямы, из которых фекальные отходы нецентрализованной канализации попадают непосредственно на землю (почву). В ходе проверки документы и иные доказательства, подтверждающие систематическое обеззараживание земельного участка специальными препаратами не представлены. В момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении представителем должностного лица представлен сертификат соответствия №0640421 на продукцию «биосептик», однако документы и иные доказательства, подтверждающие постоянную закупку и использование указанной продукции для обеззараживания земельного участка ни в момент проверке, ни в момент вынесения постановления прокурором не представлены. Довод подателя жалобы о
Решение № 12-3/2022 от 22.02.2022 Ульчского районного суда (Хабаровский край)
использовался как площадка под складирование лесопродукции. Указанные деревянные объекты не использовались, поскольку были приобретены биотуалеты. В материалах дела не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона об отходах производства и потребления. В постановлении о назначении административного наказания указывается, что на пункте приема и отгрузки древесины в примерных географических координатах ДД.ММ.ГГГГ расположены два деревянных туалета («М» и «Ж»), представляющие собой выгребные ямы, из которых фекальные отходы нецентрализованной канализации попадают непосредственно на землю. (почву). Еще один деревянный туалет, представляющий выгребную яму, из которой фекальные отходы нецентрализованной канализации попадают непосредственно на землю (почву), расположен около КПП в примерных географических координатах <данные изъяты> Между тем в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ составленного Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором установлено только то, что на пункте приема и отгрузки древесины в примерных географических координатах <данные изъяты> расположены два деревянных туалета («М» и «Ж») представляющие выгребные ямы. Еще один деревянный