ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отсрочки уплаты неустоек штрафов пеней - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Указ Президента РФ от 25.05.1999 N 664 "О Министре Российской Федерации по налогам и сборам"
 ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 августа 2016 г. N 754п ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СПИСАНИЮ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ) В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 44н "О порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" Пенсионным фондом Российской Федерации, его территориальными органами и подведомственным учреждением Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по списанию Пенсионным фондом Российской Федерации, его территориальными органами и подведомственным учреждением начисленных сумм
"План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году" (утв. Правительством РФ 01.03.2016) (ред. от 31.08.2016)
федеральный закон апрель 2016 г. Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России - - расширение объема производства промышленной продукции 118. Обеспечение в 2016 году и последующий период исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством: постановления Правительства Российской Федерации февраль 2016 г. Минэкономразвития России Минфин России с участием Банка России - - поддержание стабильности функционирования системы государственных закупок установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней); установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами; определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов; определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении
Определение № 309-ЭС17-15211 от 29.09.2017 Верховного Суда РФ
публичных интересов. Между тем, таких оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 763, 764, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», установив, что обязательства по контракту исполнены в 2015 году, начисленная неустойка не превышает 5 % от цены контракта, суды пришли к выводу о наличии оснований для списания неустойки, и, как следствие,
Определение № 302-ЭС17-13455 от 17.11.2017 Верховного Суда РФ
контракта (привлечение к выполненным работам субподрядчика), которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», суд первой инстанции исходил из того, что поскольку сумма неустойки не превышает пяти процентов от цены контракта, неустойка подлежит списанию. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, частично
Определение № А05-13902/17 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
№ 44-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 390-ФЗ было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). В 2015 году списание начисленных сумм неустоек осуществлялось в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – постановление № 196), в 2016 году – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – постановление № 190). Пунктом 1 постановлений № 190 и № 196 на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку
Определение № А84-4817/17 от 23.05.2019 Верховного Суда РФ
выводу, что они не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 706, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)». При этом суды исходили из того, что обществом в нарушение условий государственного контракта, предусматривающих выполнение им подрядных работ своими силами, привлечен субподрядчик, в связи с чем обоснованно пришли к выводу о
Определение № 09АП-57198/19 от 27.01.2021 Верховного Суда РФ
обязательства по контракту были исполнены ответчиком с нарушением срока, истец направил ответчику претензию от 12.05.2016 № 212/6/1508 об уплате неустойки в размере 3 768 188 рублей 93 копеек. В ответ на указанную претензию ответчик направил истцу письмо от 01.07.2016 № 982 с просьбой списать 50 процентов суммы неустойки в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (далее – Постановление № 190); предоставить отсрочку уплаты неустойки до окончания текущего финансового года; сообщить о принятом решении и сумме начисленной неустойки к уплате с учетом списания согласно Постановлению № 190, указав при этом, что с учетом списания 50 процентов суммы неуплаченной неустойки оставшаяся сумма неустойки будет уплачена до окончания текущего финансового года. Поскольку претензия от 12.05.2016 № 212/6/1508 не исполнена ответчиком,
Постановление № 17АП-19258/17-ГК от 25.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
оплате юридических услуг, 13 807 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ответчик указывает на необходимость исчисления неустойки от полной цены контракта. Ссылается, на отсутствие в настоящем случае оснований для списания пени на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 №196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)». Обращает внимание на отсутствие норм действующего законодательства, предусматривающих специальный порядок начисления неустойки по договорам с поэтапным исполнением обязательств. Указывает на неправомерное применение к рассматриваемым правоотношениям положений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 №196 со ссылкой на то, что расходы осуществляются за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. По мнению ответчика, при отсутствии единообразия в применении Правил №1063 суду следует применять их с
Постановление № 17АП-7669/17-ГК от 27.07.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Отказывая в удовлетворении иска по делу № А60-29383/2016, арбитражный суд, установив факт выполнения полного объема работ 31.03.2016, учитывая общий период просрочки и размер неустойки – 3,2 % от цены контракта, применил положения пункта 6.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)». Судом установлено, что начисленная неустойка по контракту – 2 780 923 руб. 44 коп. (в совокупности с ранее удержанной неустойкой по акту – 1 200 620 руб. 08 коп.) составляет менее 5 процентов от цены контракта – 129 500 000 руб. В связи с этим заявленная истцом в рамках данного дела неустойка за нарушение сроков исполнения контракта подлежала списанию. Истец полагая, что
Постановление № А33-8882/17 от 20.11.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
01.01.2017, то есть распространялась на отношения сторон по муниципальным контрактам от 10.08.2015 № 0119300000115000279-0046485-02/01-23-426, от 10.08.2015 № 0119300000115000281-0046485-02/01-23-427 и от 25.07.2016 № 0119300000116000252-0046485-02/01-23-500 с учетом даты их заключения и сроков исполнения обязательств. Во исполнение положений части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.03.2015 № 196 (далее - Постановление от 05.03.2015 № 196, срок действия до 01.01.2016), устанавливающее случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). В связи с продлением срока действия указанной антикризисной меры на 2016 год Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление от 14.03.2016 № 190, сроком действия до 01.01.2017), устанавливающее случаи и порядок предоставления заказчиком в
Постановление № А33-16241/17 от 09.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, при принятии решения судом была дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, неверно применены нормы материального права, так как пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» предусмотрено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018 апелляционная жалоба принята к
Постановление № А33-5090/2017 от 06.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
подрядчиком объема работ (в том числе частично). Апеллянт пояснил, что в срок выполнения работ по муниципальному контракту от 30.11.2015 № 83 были выполнены и приняты работы на сумму 1 496 423 рубля 33 копейки, и сумма неустойки начислена истцом за минусом указанной суммы от общей стоимости работ. Также истец возразил против списания суммы неустойки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – Постановление №190). По мнению заявителя, учитывая, что дополнительным соглашением сторон зафиксировано невыполнение всего объема работ, а также в контракт вносились изменения в сроки выполнения контракта, условия контракта изменены, данное обстоятельство исключает возможность списания неустойки, начисленной в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по смыслу пункта 2 Постановлениям №190. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 апелляционная жалоба принята к
Решение № 12-150/2016 от 12.07.2016 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)
КЧР. Извещение о проведении указанного аукциона размещено МВД по КЧР 19 августа 2015 года за уникальным номером 0179100000315000086, начальная (максимальная) цена контракта 677320 руб. Заявитель являлся должностным лицом, утвердившим документацию об аукционе. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, при проведении аукциона допущены следующие нарушения: в аукционной документации отсутствует требование о том, что участник закупки не является офшорной организацией; в проекте контракта и в заключенном контракте по аукциону не предусмотрено предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней); отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в контракте отсутствует требование об обязательном уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Положения действующего законодательства не предусматривают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке
Решение № 2А-3742/2017 от 15.06.2017 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», предусмотрено, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока
Апелляционное определение № 33А-5577/17 от 18.09.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)
применении материального закона. При этом суд правильно руководствовался ст.ст. 43, 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней ) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 № 98н и от 12.04.2016 № 44н, постановлениями Министерства финансов Архангельской области от 03.09.2015 № 5-пф и от 23.03.2016 № 4-пф, ст.ст.