ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отсутствие юридического лица по месту нахождения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС19-14303 от 08.10.2019 Верховного Суда РФ
статьи 121 АПК РФ по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц,
Постановление № 13АП-11645/2006 от 14.02.2007 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
лица зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц МИМНС России № 11 по Санкт-Петербургу 25.03.2004г. В этот же день, 25.03.2004г., Общество было поставлено на налоговый учет в МИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу. Из учредительных документов Общества следует, что местом нахождения последнего является: <...>, лит. Б, пом. 1Н. 30.12.2005г. заявителем был произведен осмотр (обследование) места нахождения Общества. По результатам осмотра составлен протокол № 04-23/19 от 30.12.2005г., в котором было зафиксировано отсутствие юридического лица по месту нахождения . Полагая, что Общество указало недостоверные сведения о своем местонахождении, МИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица по основаниям статьи 61 Гражданского кодекса РФ, а именно: если при его создании были грубо нарушены требования закона. По мнению налогового органа, таким грубым нарушением явилось указание недостоверного адреса места нахождения юридического лица. Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив доводы лиц,
Постановление № 11АП-5428/08 от 02.10.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
государственной регистрации регистрирующим органом были нарушены требования закона, а также права и законные интересы налогового органа. В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Приморскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое решение Межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Республике Татарстан от 21 января 2008 г. № 501А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Ньюмен» признать недействительным, ссылаясь на то, что отсутствие юридического лица по месту нахождения по адресу, указанному в учредительных документах, расценивается как предоставление в регистрирующий орган недостоверных, заведомо ложных сведений. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, в соответствии с местом нахождения определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу –
Постановление № 18АП-8743/09 от 12.10.2009 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4, статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью). Постоянно действующий исполнительный орган юридического лица по указанному в учредительных документах адресу фактически отсутствует. Местонахождение общества фактически не определено.Представленные для государственной регистрации документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Решение регистрирующего органа, основанное на недостоверных сведениях, не соответствует требованиям действующего законодательства. Отсутствие юридического лица по месту нахождения препятствует налоговому органу в осуществлении прав и обязанностей по проведению налогового контроля над деятельностью общества. ИФНС России по Калининскому району города Челябинска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве пояснил, что ООО «Уралмашкомплект» были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации у ответчика отсутствовали. Доказательств того,
Постановление № 18АП-6314/09 от 11.08.2009 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права. Общество зарегистрировано по адресу: <...>, фактически по данному адресу не располагается. Представленные обществом для государственной регистрации документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Решение регистрирующего органа, основанное на недостоверных сведениях, не соответствует требованиям действующего законодательства. Отсутствие обязанности регистрирующего органа по проверке достоверности сведений не влечет право истца на предоставление недостоверных сведений. Отсутствие юридического лица по месту нахождения препятствует налоговому органу в осуществлении прав и обязанностей по проведению налогового контроля над деятельностью общества. Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц,
Постановление № 18АП-7530/09 от 10.09.2009 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права. Полагает, что документы, представленные в регистрирующий орган, должны соответствовать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Общество, зарегистрированное по адресу: <...>, фактически по данному адресу не находится. Представленные для государственной регистрации документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Решение регистрирующего органа, основанное на недостоверных сведениях, не соответствует требованиям действующего законодательства. Отсутствие юридического лица по месту нахождения препятствует налоговому органу в осуществлении прав и обязанностей по проведению налогового контроля над деятельностью общества. В судебном заседании 10.09.2009 представитель ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска доводы апелляционной жалобы отклонил как несостоятельные. Представил письменное мнение, в котором ссылается на отсутствие правовых оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ПК Регион», ввиду представления Обществом полного пакета документов, предусмотренных ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации
Решение № 12-273/17 от 07.06.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
принято решение № 2576А от отказе в государственной регистрации ООО «Ювелир-опт» в связи с наличием у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе юридического лица. Согласно акта обследования от 08.07.2016 года по адресу <...> расположен Жилой дом с административными помещениями. ООО «Ювелир-опт» не обнаружено, по сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии собственником объекта недвижимости по адресу <...> является Б. Данные факты указывают на фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения , указанному при государственной регистрации, данные обстоятельства свидетельствуют об умысле руководителя ООО «Ювелир-опт» ФИО2 на предоставление в регистрирующий орган сведений, содержащих заведомо ложные сведения об адресе юридического лица. Руководителем ООО «Ювелир-опт» ФИО2 ранее неоднократно предоставлялись сведения в регистрирующий орган о недостоверном месте нахождения юридического лица. В отношении ФИО2 МРИ ФНС № 7 по Краснодарскому краю вынесены постановления № 64 от 28.09.2016 года и № 65 от 28.09.2016 года по ч.4 ст. 14.25
Решение № 21-206/2011 от 11.07.2011 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. Состав правонарушения по ч. 3 данной статьи образуют следующие действия: непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган в случаях, предусмотренных законом. Под представлением недостоверных сведений регистрирующему органу понимается отсутствие юридического лица по месту нахождения , указанному в учредительных документах. Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Для представления некоторых из этих сведений установлены специальные сроки (абз. 2, 3, 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона). О достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых для регистрации, заявитель обязан прямо указывать в своем заявлении (п. "а" ст. 12,
Решение № 12-1031/15 от 22.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также в случаях изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений подразумевает указание адреса места нахождения юридического лица, но фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения , указанному в заявлении. По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей. Лица, уполномоченные быть заявителями при изменении сведений о юридическом лице, перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". К ним