ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача имущества в оперативное управление - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 19АП-6095/18 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. В числе прочих доводов Управление имущества указывает на следующее. Суды, обязывая Управление имуществом совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, направленные на передачу предпринимателю в собственность спорного помещения, пришли к неверному выводу о наличии у Управления имуществом полномочий по распоряжению объектом, переданным в оперативное управление Казенного предприятия. В соответствии с действующим законодательством с момента передачи имущества в оперативное управление (хозяйственное ведение) предприятия собственник имущества утрачивает право свободно распоряжаться этим имуществом. Размещение третьих лиц на части площадей, временно не используемых предприятием, является правом предприятия, которое реализуется им самостоятельно с учетом ограничений, установленных Законом № 135-ФЗ, и с согласия собственника. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 159-ФЗ муниципальное унитарное предприятие вправе осуществлять возмездное отчуждение принадлежащего ему недвижимого имущества, арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона № 159-ФЗ, в порядке,
Определение № 309-ЭС16-4305 от 24.05.2016 Верховного Суда РФ
Правительства РФ от 05.05.2012№751-р; -выраженное в Распоряжении ТУ Росимущества от 16.01.2014 №19-Р «О безвозмездной передаче Учреждения в собственность субъекта Российской Федерации -Пермский край» волеизъявление на передачу в собственность субъекта Российской Федерации Учреждения , что означает согласие с передачей в государственную собственность Пермского края имущества учреждения; -письмо Роспотребнадзора (являющегося на момент передачи учредителем учреждения ) от 18.12.2012 №01\14473-12-27 «О передаче имущества учреждения дезинфекционного профиля в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации», которым согласована передача федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением ; -акт приема передачи Учреждения, утвержденный ТУ Росимуществом от 16.01.2014 и подписанный Роспотребнадзором и Министерством здравоохранения Пермского края; -распоряжение Правительства Пермского края от 23.01.2013 №17-рп «О принятии федерального имущества из федеральной собственности в государственную собственность Пермского края», которым выражено волеизъявление на принятие оспариваемого объекта. Судами не применены нормы статьи 300 ГК РФ, Закона №122-ФЗ. Суд округа не конкретизировал, какая часть здания находится во владении федерального учреждения. При этом суд
Определение № 302-ЭС16-19038 от 16.01.2017 Верховного Суда РФ
закрепление этого имущества за Институтом на праве оперативного управления; реорганизация Института путем выделения из него Предприятия осуществлена с нарушением в части составления разделительного баланса и передачи имущества Предприятию, поскольку промежуточный баланс не содержит сведений о составе передаваемого Предприятию имущества и не позволяет установить, в каком объеме перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица ко вновь образованному, а доказательства согласования с собственником перечня имущества, распределяемого между юридическими лицами, отсутствуют; Предприятие фактически не владеет спорным имуществом; вступившим в законную силу решением от 15.08.2011 по делу № А19-3054/2011 Предприятию отказано в иске об истребовании спорного имущества из владения Института по мотиву отсутствия доказательств принадлежности этого имущества Предприятию и незаконности владения Института этим имуществом; приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований о признании права оперативного управления Института на спорную технику; оснований для признания права оперативного управления Института на три единицы техники не имеется, поскольку две единицы отсутствуют в дополнительном соглашении №
Определение № 2-856/08 от 16.06.2009 Верховного Суда РФ
силу статьи 214 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296). Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 296 ГК Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. На основании статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти,
Определение № 309-ЭС15-11165 от 22.09.2015 Верховного Суда РФ
и хранилища, на которые в последующем Общество зарегистрировало право собственности. Распоряжением Учреждения от 24.06.2010 № 19 «Об исключении из оперативного управления Министерства обороны Российской Федерации зданий казармы и хранилища для техники» спорные объекты недвижимости исключены из оперативного управления Министерства. Министерство, ссылаясь на то, что отчуждение названного федерального имущества в частную собственность осуществлено незаконно, неуполномоченным лицом по безвозмездной сделке, оформленной приказом начальника Уфимского гарнизона и актом передачи имущества от 23.06.2010, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Общество, считая неправомерной государственную регистрацию права оперативного управления Министерства, обратилось со встречным исковым заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Министерства в части признания права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, признания недействительной сделки по передаче федерального имущества Обществу и истребования из незаконного владения Общества названных объектов, исходил из того, что спорные объекты недвижимости относятся к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации и в силу закона являются федеральной собственностью, Министерство как лицо, осуществляющее от
Постановление № Ф03-970/2012 от 27.03.2012 АС Дальневосточного округа
Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.2010 № 67, не может являться предметом конкурса. В кассационной жалобе ООО «Стимул» просит решение и постановление апелляционного суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что неисправность выставленных на конкурс транспортных средств не подтверждена надлежащими доказательствами, а передача имущества в оперативное управление не препятствует проведению конкурса. В отзыве на кассационную жалобу управление указывает на отсутствие возможности для продолжения проведения конкурса ввиду выбытия из состава лота двух единиц неисправных транспортных средств. В судебное заседание кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. ООО «Стимул» заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Проверив законность решения от 12.10.2011, постановления от 13.12.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает,
Постановление № А75-10643/2010 от 28.06.2011 АС Западно-Сибирского округа
«Объ-Иртышводпуть» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, выводы судов о том, что рассмотрение заявления связано с разрешением спора о праве сделаны с нарушением норм процессуального права о непосредственном исследовании доказательств по делу, о преюдициальном значении, установленных обстоятельств. Наличие права оперативного управления заявителя подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, поэтому передача имущества в оперативное управление является юридическим фактом, который подлежит установлению судом. ТУ ФАУГИ в Омской области в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы заявителя, считает требования учреждения правомерными. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных
Постановление № Ф03-3555/17 от 12.09.2017 АС Дальневосточного округа
названного закона не распространяется на спорные правоотноения. При этом, проанализировав хронологию событий сложившихся правоотношений, суды учли, что распоряжение о закреплении спорных помещений на праве оперативного управления издано спустя месяц после вступления в законную силу изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, с которыми истец связывает возникновение у него преимущественного права на выкуп арендованного имущества, а регистрация права оперативного управления осуществлена за два месяца до подачи истцом соответствующего заявления в уполномоченный орган; передача имущества в оперативное управление третьего лица произведена с целью представления учреждению дополнительных помещений, необходимых ему для осуществления уставной деятельности; распоряжение о закреплении спорных помещений за третьим лицом на праве оперативного управления не оспорено и не признано недействительным. Аргументы истца о фиктивности представленных ответчиком документов ввиду их изготовления специально для представления в суд при повторном рассмотрении спора мотивированно отклонены судами как предположительные, притом, что ходатайство о фальсификации доказательств не заявлялось. На этом основании, не усмотрев в действиях
Решение № 2А-7237/18МОТИВИ от 19.11.2018 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
ст.123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Согласно п.2 ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Процедура передачи имущества собственником (учредителем) в оперативное управление организации подчиняется императивным нормам закона. В ходе проверки установлено, что передача имущества в оперативное управление организации документально не подтверждена. Согласно представленным организацией на проверку документам, установлено, что доходом учредителя организации является заработная плата, а также денежные средства, полученные от сдачи личного имущества в аренду организации. Однако, проверкой установлено, что доход учредителя организации, который складывается из заработной платы, арендных платежей, является распределением дохода организации на цели, не предусмотренные учредительными документами организации и противоречат ч.2 ст.67 ТК РФ, п.1 ст.2, п.3 ст.26 и п.3 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»,
Решение № 2-521/19 от 29.07.2019 Успенского районного суда (Краснодарский край)
организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий. Учредителям и собственником имущества образовательной организации является администрация МО Успенский район. Образовательной организации передано имущество на праве оперативного управления. Передача имущества в оперативное управление не влечет за собой передачу права собственности. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, то есть собственником в лице администрации МО Успенский район. В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник имущества несет бремя по его содержанию. Согласно техническому паспорту от 21.04.2010 года, МБОУ СОШ № 12 осуществляет свою деятельность в здании 1982 года постройки. В нарушение вышеуказанных норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и
Решение № 2-2537/20 от 19.10.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)
17 июня 2020 года установлены обстоятельства недостаточности имущества у МКУП «Дирекция Заказчика-застройщика строительства города Элисты» для погашения задолженности в рамках сводного исполнительного производства и взыскал в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования-города Элисты РК в лице администрации г. Элиста за счет средств казны муниципального образования-города Элисты РК задолженность в рамках исполнительного производства. Объекты недвижимого имущества (земельные участки; нежилое подвальное помещение; гаража) находятся у МКУП «Дирекция заказчика-застройщика строительства города Элисты» в оперативном управлении. Передача имущества в оперативное управление казенного предприятия не является обстоятельством наличия у него в собственности имущества, на которое может быть обращено бесспорное взыскание в пользу кредиторов. Сведений о наличии у МКУП «Дирекция заказчика-застройщика строительства города Элисты» какого-либо иного имущества отсутствуют. Обстоятельства свидетельствует о неисполнении МКУП «Дирекция заказчика- застройщика строительства города Элисты» требований по исполнению решения суда в установленный законом двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. По информации, размещенной на официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru),
Решение № 2-482/2021 от 17.02.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)
17 июня 2020 года установлены обстоятельства недостаточности имущества у МКУП «Дирекция Заказчика-застройщика строительства города Элисты» для погашения задолженности в рамках сводного исполнительного производства, постановлено взыскать в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования-города Элисты РК в лице администрации г. Элиста за счет средств казны муниципального образования-города Элисты РК задолженность в рамках исполнительного производства. Объекты недвижимого имущества (земельные участки; нежилое подвальное помещение; гаража) находятся у МКУП «Дирекция заказчика-застройщика строительства города Элисты» в оперативном управлении. Передача имущества в оперативное управление казенного предприятия не является обстоятельством наличия у него в собственности имущества, на которое может быть обращено бесспорное взыскание в пользу кредиторов. Сведений о наличии у МКУП «Дирекция заказчика-застройщика строительства города Элисты» какого-либо иного имущества отсутствуют. Указанные обстоятельства свидетельствует о неисполнении МКУП «Дирекция заказчика- застройщика строительства города Элисты» требований по исполнению решения суда в установленный законом двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. По информации, размещенной на официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы России
Решение № 2-487/19 от 30.07.2019 Успенского районного суда (Краснодарский край)
организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий. Учредителям и собственником имущества образовательной организации является администрация МО Успенский район. Образовательной организации передано имущество на праве оперативного управления. Передача имущества в оперативное управление не влечет за собой передачу права собственности. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, то есть собственником в лице администрации МО Успенский район. В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник имущества несет бремя по его содержанию. Согласно техническому паспорту от 11.03.2010 года, МБОУ СОШ № 10 осуществляет свою деятельность в здании 1970 года постройки. В нарушение вышеуказанных норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и