ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача персональных данных коммунальные услуги - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС19-3840 от 22.04.2019 Верховного Суда РФ
ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Проверив доводы кассационной жалобы, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями статей 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пришли к выводу о законности отказа в предоставлении заявителю истребуемых данных ввиду отсутствия предусмотренной действующим законодательством
Определение № А56-21782/2021 от 08.06.2022 Верховного Суда РФ
инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления от 26.10.2021 и от 15.02.2022 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Предприятия на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 155, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, учтя конкретные установленные по делу обстоятельства, то, что Товарищество, которое управляет спорным МКД, предприняло все зависящие
Постановление № Ф09-1504/22 от 26.04.2022 АС Уральского округа
осуществлять обработку персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу специализированной организации для ведения начислений), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных и их передачу третьим лицам (ресурсоснабжающим организациям, платежным агентам), если это требуют цели обработки. Учитывая вышеизложенные правовые нормы, суды правомерно указали, что осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, заявитель является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Закона № 209-ФЗ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве
Постановление № А56-21782/2021 от 14.02.2022 АС Северо-Западного округа
соответствии с названными Правилами. При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД. Согласно подпунктам «б» и «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги , в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление
Решение № А46-11342/13 от 29.10.2013 АС Омской области
обращение было передано заинтересованному лицу, каким приказом № 01-02/483 от 20.08.2013 назначено проведение в срок с 27.08.2013 по 09.09.2013 внеплановой выездной проверки общества на предмет соблюдения им законодательства Российской Федерации о персональных данных. По результатам проверки составлен акт № А-20/03-10 от 09.09.2013, в котором нашло отражение нарушение ООО «УК Жилищник 7» статьи 7 ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, что выразилось в передаче персональных данных ФИО4 без ее согласия ООО «УК Центржилсервис» для обработки их им для выставления счетов на оплату коммунальных услуг , что повлекло выдачу заявителю предписания № П-55-0055 от 09.09.2013, направленного на устранение выявленного нарушения. Общество, не согласившись с данным ненормативным правовым актом, обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным. По его мнению, предписание № П-55-0055 от 09.09.2013 выдано безосновательно, поскольку, как считает заявитель, собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе ФИО4, заключив договор управления многоквартирным домом, включающий пункты
Решение № А45-1374/16 от 22.08.2016 АС Новосибирской области
Федерации от 06.09.2011 № 1089/11, в котором Президиум поясняет правовое основание для передачи картотеки регистрационного учета от бывшей управляющей организации к вновь избранной и устанавливает обязанность по такой передаче); 8. Договор управления многоквартирным домом, заключенного собственникам с ООО «УК Монолит», в котором собственники поручают Истцу вести регистрационный учет и дают согласие на обработку персональных данных, а так же заказывают другие услуги по управлению многоквартирным домом. Следует указать, что методические рекомендации Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрий г. Новосибирска, утвержденных приказом № 23 от 08.04.2009г призваны содействовать заинтересованным лицам единообразно решать проблемы передачи управления многоквартирными домами и составлены на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иных нормативно-правовых актов, а также сложившейся практики передачи управления многоквартирными домами в городе Новосибирске. Обязанность ответчика передать документы предусмотренные Методическими рекомендациями подтверждена судебными актами первой, апелляционной и
Апелляционное определение № 33А-30750/19 от 18.09.2019 Московского областного суда (Московская область)
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации перечнем установлены, в том числе уполномоченные лица управляющей жилищным фондом организации. При этом ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Кроме того, на основании подпунктов "е", "ж" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 354) исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о
Решение № 2-15439/2016 от 15.11.2016 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)
добыты как в процессе передачи собственниками домов на управление, так и в процессе управления многоквартирными домами. При этом существует два варианта приобретения таких данных: 1. передача их самими собственниками при заключении договора управления многоквартирным домом 2. путем обращения Управляющей организацией в Росреестр за предоставлением выписки из Государственного реестра зарегистрированных прав на недвижимость. Законность обработки Управляющими организациями персональных данных собственников и пользователей подтверждается правовой позицией многих судов, в том числе Набережночелнинского городского суда по гражданским делам № 2-14663/16, № 2-7751/2016. В соответствии с ч. ст. 155 ЖК РФ «Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации». Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации
Апелляционное определение № 2-330/20 от 03.06.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
общего собрания по данному вопросу в связи с тем, что отсутствуют нормы, запрещающие собственникам жилых помещений выбрать способ доставки платежных документов путем их передачи председателю совета дома и членам совета дома, основан на неверном применении норм материального права. Поскольку лица, проголосовавшие за выбор такого способа передачи платежных документов через членов совета дома, не являются единственными собственниками жилых помещений в доме, иные собственники, принимавшие участие в собрании и голосовавшие против либо воздержавшиеся, либо вовсе не принимавшие участия в голосовании, свое согласие как субъекты персональных данных на распространение своих персональных данных не выразили, постольку принятое на собрании решение в части утверждения способа получения счет-квитанций за жилищно-коммунальные услуги путем передачи счет-квитанций председателю совета дома и членам совета дома нарушает права и законные интересы истцов как собственников помещений многоквартирного жилого дома. Однако судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о незаконности условий договора об утверждении способа получения счет-квитанций за жилищно-коммунальные услуги путем передачи
Решение № 2-4946/2021 от 28.06.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)
взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15). При привлечении лицами, указанными в части 15 данной статьи, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, также предусмотрена возможность внесения потребителем платы за коммунальные услуги исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Таким образом, возможность заключения агентских договоров в целях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, изготовления и доставки платежных документов прямо предусмотрена законодательством. Действующее законодательство не запрещает одновременное осуществление ресурсоснабжающей организацией