ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Пересечения и примыкания автомобильных дорог - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 20. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге
Статья 20. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге 1. Строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог . (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного
Определение № 305-КГ16-6901 от 18.08.2016 Верховного Суда РФ
спорных земельных участков непосредственно на скоростную автомобильную дорогу Москва - Санкт-Петербург невозможна и противоречит пункту 14 статьи 5 Закон № 257-ФЗ, а действующая проектная документация участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург в районе пересечения с Шереметьевским шоссе и транспортной развязки, обеспечивающей пересечение этой автомобильной дороги с Шереметьевским шоссе, не предусматривает возможности организации съездов-выездов на спорные земельные участки общества. В соответствии с пунктом 1.2 ВСН 103-74 «Ведомственные строительные нормы» «Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог », утвержденных Министерством транспортного строительства СССР 23.09.1974, согласно которому проектированию пересечений и примыканий должна предшествовать разработка проекта всей автомобильной дороги в целях комплексного размещения по дороге инженерных обустройств: пересечений и примыканий, площадок для стоянок автомобилей и т.д., и решение вопросов транспортных связей с прилегающими территориями. Согласно выводам заключения судебной землеустроительной экспертизы имеется возможность внести изменения в существующую проектную документацию транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург с Шереметьевским шоссе, и
Определение № А41-45893/20 от 04.04.2022 Верховного Суда РФ
от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), поскольку расстояние между пересечениями в одном уровне для магистральных улиц и дорог регулируемого движения следует принимать не менее 400 м, тогда как ближайший существующий съезд ( пересечение, примыкание) располагается на расстоянии 30 м от планируемого места организации примыкания; в месте организации примыкания невозможно устройство переходно-скоростных полос, соответствующих требованиям СП 34.13330.2012. Предприниматель, посчитав данное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
Определение № А50-6441/20 от 18.03.2022 Верховного Суда РФ
как самого дорожного узла в целом, так и существующего съезда. В материалах дела отсутствуют доказательств того, что Управлением чинятся препятствия в пользовании истцом имущества, что Предприниматель обращался в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением по обустройству именно кольцевого пересечения; истец не лишен права на обращение в соответствующие уполномоченные контролирующие и надзирающие органы в установленном порядке для принятия мер реагирования в пределах полномочий. Отклоняя ссылку на невозможность использования здания торгового центра с прилегающим к нему земельным участком по назначению без обеспечения подъездных путей для завоза товара, суды обоснованно указали, что при обращении Предпринимателя ранее с заявлением о согласовании съезда к торговому центру, Управлением дано согласие на строительство примыкания к автомобильной дороге «Нытва-Григорьевская-Ильинкий» на участке км 90-640-90+670 (справа) при выполнении и необходимых условий , что свидетельствует о б отсутствии нарушений прав и законных интересов истца. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы
Определение № А07-22066/20 от 14.12.2021 Верховного Суда РФ
22.11.2005 № 296-ст, пунктом 4.5.3 ГОСТ Р 58653-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования, утвержденного приказом Росстандарта от 13.11.2019 № 1120-ст, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Суды исходили из следующего: устройство испрашиваемого предпринимателем примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения от земельного участка на расстоянии менее 3 км от существующих пересечений и примыканий и ближе 1000 м от мостовых переходов не представляется возможным; согласно схеме проектируемого объекта дорожного сервиса присоединение (съезд, выезд) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения фактически планируется на полосу разгона, что создаст помехи для транспортных средств, выезжающих с автозаправочной станции, расположенной до объекта заявителя; при этом с учетом особенностей спорного участка автомобильной дороги с уже имеющимися по соседству с земельным участком предпринимателя автозаправочной станцией и примыканием к населенному пункту организовать переходно-скоростные полосы для заезда и выезда с придорожного комплекса заявителя невозможно. Суд округа
Постановление № А43-25219/16 от 13.11.2018 Первого арбитражного апелляционного суда
условий ссылаясь на то, что выполнение работ по строительству ПСП к указанной АЗС нарушит требования №257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа Минтранса №5 от 13.01.2010, ГОСТ Р 52398-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", положения Свода правил 34.133330.2012, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 № 266 " Пересечения и примыкания автомобильных дорог ". ООО "ЕвроОйл", полагая, что данный отказ приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с целевым назначением (под строительство автозаправочной станции), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве меры по устранению препятствий в использовании земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040309:6 Общество просило обязать ответчика выдать согласие, содержащее технические требования и условия на организацию присоединения автозаправочной станции по адресу: г.Н.Новгород, Автозаводский район, в границах транспортной развязки "Гнилицы-Нагулино" к съездам автомобильной
Постановление № 01АП-1583/20 от 28.05.2020 Первого арбитражного апелляционного суда
виды выполняемых работ - разработка проектно-сметной документации на реконструкцию (обустройство) существующего примыкания на км 21+590 (слева) автомобильной дороги М-7 «Волга» подъезд к г.Иваново, в том числе: проектно-изыскательские работы в объеме проектирования, проведение государственной экспертизы документации в г.Владимир, получение всех требуемых согласований; рабочая документация должна быть разработана в соответствии с предоставляемыми заказчиком исходными данными – технические требования и условия Упрдор от 22.08.2017 №13/15768, тип примыкания применительно к типовым материалам для проектирования 503-0-51.89 « Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне»; технические решения должны быть согласованы в процессе разработки документации с заказчиком (т.1, л.д. 17-18, 108-110). Во исполнение условий договора истцом разработаны два варианта проектной документации – чертеж примыкания без организации левого поворота (вариант №1) и чертеж примыкания с организацией левого поворота (вариант №2) (письмо от 07.12.2017 №362) (т.1, л.д. 28). Письмом от 21.12.2017 №376 истец направил в Упрдор основные проектные решения, принятые в процессе разработки проектной документации, для согласования
Постановление № 01АП-1019/2022 от 23.03.2022 Первого арбитражного апелляционного суда
на то, что выполнение работ по строительству ПСП к указанной АЗС нарушит требования № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа Минтранса № 5 от 13.01.2010, ГОСТ Р 52398-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», положения Свода правил 34.133330.2012, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 № 266 « Пересечения и примыкания автомобильных дорог ». Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2018 по делу № А43-25219/2016 на Управление возложена обязанность выдать Обществу технические условия на организацию присоединения автозаправочной станции по адресу: г. Н.Новгород, Автозаводский район, в границах транспортной развязки «Гнилицы-Нагулино» к съездам автомобильной дороги М-7. Указанный судебный акт был исполнен третьим лицом и истцу выданы технические условия, а также договор на оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге федерального
Решение № 2-1164 от 23.11.2011 Рамонского районного суда (Воронежская область)
06.11.1997 года администрацией Рамонского района Воронежской области было принято постановление № 747 «О разрешении индивидуальному предпринимателю ФИО проектирования АЗС и объектов дорожного сервиса» на размещение комплекса дорожного сервиса на участке . Федеральной дирекцией автомобильной дороги Москва-Воронеж были выданы ФИО технические условия № 15/12-1098 от 30.10.1997 года. В соответствии с пунктом 2 названных технических условий примыкания съезда и выезда на площадку комплекса дорожного сервиса необходимо было осуществить согласно типовых материалов для проектирования « Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне» 503-0-51.89. Пункт 3 технических условий предусматривал, что для размещения комплекса дорожного сервиса необходимо запроектировать и выполнить устройство переходно-скоростных полос в соответствии с типовыми материалами для проектирования «Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне» 503-0-51.89., п.п. 5.22-5.26 СНиП 2.05.02-85; п.п. 1.11-1.18; 2.1-2.3; 2.16.; 4.1-4.4.; 4.5 - 4.8. ВСН 103-74 «Технические условия по проектированию примыканий и пересечений автомобильных дорог в одном уровне». Таким образом, технические условия, выданные федеральной дирекцией автомобильной
Решение № 2-3974/18 от 25.10.2018 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
средством с учетом сложившейся дорожной обстановки и снизить скорость до безопасной при подъезде к перекрестку, что позволило бы водителю увидеть находящийся на перекрестке дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», очертания которого можно было определить с расстояния 15 метров, а распознать с расстояния 10 метров, как установлено в заключении судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 6.1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* (с Изменением N 1) (Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200095524), пересечения и примыкания автомобильных дорог проектируют, исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. П.6.16 указанного Свода правил, устанавливает, что на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в таблице 5.9, в зависимости от категорий пересекающихся дорог. Схемы обеспечения видимости представлены на рисунке 6.2. Таким образом, в связи с ограничением обзора видимости перекрестка из-за наличия вдоль <адрес>, по
Решение № 20Д от 06.11.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)
дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи ..... Как следует из представленной проектной документации, к проезжей части примыкает тротуар, предназначенный для движения пешеходов, отделенный от земельного участка, находящегося за пределами автомобильной дороги, бордюрным камнем, высота которого над уровнем асфальтового покрытия не должна превышать 15мм в местах, расположенных напротив жилых домов. Тем самым предусмотрено понижение бордюрного камня в местах, используемых для проезда к частным домовладениям. Кроме того, проектом предусмотрен разрыв бордюрного камня в местах пересечения и примыкания автомобильных дорог , а также технологических проездов. Как следует из пояснений представителя АО «Алтайкоммунпроект» в суде, при разработке проектной документации учитывался градостроительный план, на котором отражены все пересечения и примыкания автомобильных дорог, и технологические проезды. Поскольку съезд с проезжей части по .... к дому истца градостроительным планом не предусмотрен, разрыв бордюрного камня в данном месте не запланирован. Между тем, права собственников частных домовладений не нарушены, поскольку в местах расположения жилых домов проектом предусмотрено понижение