МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 6 сентября 2021 г. N 19-50/12330-ОГ О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу о финансовом обеспечении реализации мероприятий, предусмотренных планомпредупреждения и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов (далее - ППЛРН), и сообщает. Федеральный закон от 13.07.2020 N 207-ФЗ (далее - Закон), вносящий изменения в статью 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вступил в силу 01.01.2021. При этом согласно статье 5 Закона ППЛРН в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходимо утвердить до 01.01.2024. До этого момента допускается утверждение планов в ранее действовавшем порядке. Планы,
относящихся к категории нефтеналивных. По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат абзацу девятому статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), пунктам 2 и 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, пункту 12 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. N 621, Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 156 и нарушают права и охраняемые законом интересы общества в предпринимательской деятельности, гарантированные статьями 18, 34, частью 1 статьи 35, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. В обоснование заявленных
быть предусмотрена утилизация остатков горюче-смазочных материалов и нефти, образующихся в результате разлива, вследствие аварийных ситуаций, при разгрузке судов, зачистке резервуаров и емкостей, трубопроводов и другого технологического оборудования. 410. Эксплуатантом перегрузочного комплекса должна быть разработана документация по ликвидации возможных очагов поражения при аварийных ситуациях, возникающих при погрузке и выгрузке вредных для здоровья людей и окружающей среды веществ. 411. Эксплуатант объектов инфраструктуры порта должен обеспечить наличие необходимого количества технических средств и специализированных судов, предусмотренных планомпредупреждения и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов в порту, а также планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций. 412. Эксплуатант объектов инфраструктуры порта, оказывающего услуги по обслуживанию флота, должен иметь в наличии достаточное количество специализированных судов и (или) береговых технических средств, обеспечивающих прием с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора. 413. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, окружающей среды вокруг перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов должны быть созданы санитарно-защитные зоны в
положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденными приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты
объекта «Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса (РСПК) нефтеналивных грузов в бухте ФИО1 заводь (Баренцево море)» ООО «Прибрежный» в 2014 году обратилось в управление с целью согласования и последующего утверждения Плана. План рассмотрен управлением и согласован 31.03.2014; письмом от 08.05.2014 № 7-1-1399 МЧС России сообщило ООО «Прибрежный» об утверждении Плана. Не согласившись с согласованием Плана управлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оставляя в силе решение суда первой инстанции, котором установлена законность оспариваемого решения управления, и отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд округа руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливовнефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными
заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 и подпунктах 1, 3 и 4 пункта 3 статьи 13 Федерального закона о лицензировании, а также копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия). Общество 16.04.2015 повторно направило Госкомнадзору заявление о выдаче лицензии, с приложением документов согласно описи; в соответствии с пунктом 17 описи в перечень документов, предоставленных на рассмотрение заявителю, входил план по предупреждению и ликвидации аварийных разливовнефти и нефтепродуктов (план ЛАРН). Уведомлением от 16.04.2015 Госкомнадзор сообщил о необходимости устранить выявленное замечание, а именно: предоставить план ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе, поскольку представленный заинтересованным лицом план ЛАРН не может быть принят к рассмотрению в связи с отсутствием положительного заключения экспертизы. Полагая действия Госморнадзора незаконными, общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Управления. Приказом антимонопольного органа от 21.04.2015 № 116 по жалобе общества возбуждено дело
Москвы от 29.04.2021 по делу № А40-184344/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2021 по тому же делу по заявлению федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – учреждение) о признании незаконным бездействия Росморречфлота, выразившееся в непринятии решения о проведении тренировочных учений по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы войсковой части 77360-Ю (г. Архангельск), необходимых для утверждения Плана по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов на площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов войсковой части 77360-Ю на основании заявления командира войсковой части 77360-Ю от 13.07.2020 исх. № 650. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 77360, установила: решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от
государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.15 предписания); - АО «Тандер» не разработало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п.16 предписания). Заявитель просит приостановить действие предписания №04-338/2021 от 30.11.2021. В качестве обоснования заявитель указывает, что по мнению АО «Тандер», исполнение указанного предписания до вынесения судом решения по данному делу повлечет за собой причинение обществу значительные материальные затраты, так, согласно предоставленному коммерческому предложению АО «ЦАСЭО», стоимость и согласование плана по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов составляет 360 000 руб. Существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов АО «Тандер», а также защита прав, свобод и законных интересов АО «Тандер» будет невозможна или затруднительна без принятия мер предварительной защиты. Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №83 недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление их действия может нарушить баланс интересов
к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, ООО «Муллинская нефтебаза» направило в ГУ МЧС России по Пермскому краю для согласования План по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов (л.д. 23-24). ГУ МЧС России по Пермскому краю в письме от 06.02.2015 № 939-3-3-13 указало, что план отклоняется от рассмотрения, так как в составе сил и средств привлекается профессиональное аварийно-спасательное формирование - ООО «Аварийно-спасательный отряд «Союзспас», которое не прошло внеплановую проверку по требованию Прокуратуры Пермского края; заявителю предложено предусмотреть другое профессиональное аварийно-спасательное формирование и внести соответствующие изменения в План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (л.д. 25-26).
А24-06227), расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, д. Васильево. Комитет на основании распоряжения от 23.09.2020 № 18 в период с 30.09.2020 по 27.10.2020 провел плановую проверку соблюдения Учреждением обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации указанного опасного производственного объекта, в ходе которой выявил и отразил в акте от 27.10.2020 № 18 нарушения обязательных требований промышленной безопасности. Об устранении выявленных нарушений Учреждению выдано предписание от 27.10.2020 № 18, согласно которому план по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов организации (далее – ПЛРН) не введен в действие (отсутствует приказ организации о введении в действие) (пункт 1); ПЛРН не согласован с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Комитетом) (пункт 2); документ об аттестации собственного АСФ(Н) организации или договор на обслуживание с АСФ(Н) других организаций с учетом дислокации отсутствует, договор не пролонгирован (срок действия до 31.12.2018) (пункт 3); наиболее опасные и наиболее вероятные сценарии ЧС и показатели степени риска определены
а именно СПАВ анионоактивные в 6 раз. 8. Не содержатся в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, в результате чего допущены превышения загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах аммоний-иона в 11,2 раза, нитрит-аниона в 64 раза, сульфат-аниона в 1,65 раза над установленными нормативными значениями Декларации о воздействии на окружающую среду, Решение о предоставлении водного объекта в пользование №00-01.03.00.007-М-РСБХ-Т-2029-05238/00 от 15.08.2019. 9. Действующий План по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл» в морском торговом порту Усть-Луга не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы. Общество, в порядке досудебного обжалования ненормативных правовых актов, обратилось с жалобой на Предписание. Управление вынесло Решение от 26.11.2021 №03-26/29529, жалоба Общества оставлена без удовлетворения. Не согласившись с требованиями Предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признал недействительными пункты 1, 2, 3,
вывод, что отсутствие согласованного с Росморречфлотом плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, образует нарушение лицензионных условий, в связи с чем к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» привлечено обоснованно. Не влекут отмены принятых судебных постановлений и ссылки на отсутствие в действиях вышеуказанного лица субъективной стороны вмененного правонарушения, поскольку направленный Компанией в адрес Росморречфлота для согласования план по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов возвращен указанным органом как ненадлежащий, ввиду чего оснований для вывода о том, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры для исполнения возложенной законом обязанности, не имеется. Довод жалобы о том, что Компания не была уведомлена о рассмотрении дела 30 января 2014 года, также не влечет отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку именно в связи с ненадлежащим извещением Компании о времени и месте рассмотрения дела мировой судья отложил его
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ». Не согласившись с указанным постановлением, ООО «МАГАДАННЕФТО» обратилось в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ссылается на то, что согласно Постановлению Дальневосточного межрегиональным управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 15.12.2022 № 19-30/2022 Заявитель признан виновным в том, что не утвердил в установленном порядке План по предупреждению и ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах при их перевалке на причале № 7 в морском торговом порту. За совершение указанного деяния заявителю было назначено наказание в виде предупреждения. В целях устранения указанного нарушения Заявителем заключен договор с ООО <данные изъяты> на разработку и согласование плана ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов сроком исполнения до 31.08.2023, проведены переговоры с ФГБУ <данные изъяты> об обеспечении мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти силами и средствами