ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плановые рейдовые осмотры - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 9-АД20-12 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) следует, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее по тексту цитируемых норм - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в числе иных, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 данного закона, наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №
Апелляционное определение № АПЛ20-88 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. Согласно части 8 названной нормы закона мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий. К числу мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон № 294-ФЗ относит плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, административные обследования объектов земельных отношений, исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (часть 1 статьи 83). Пункт 9 Положения перечисляет законодательные акты, которые подлежат применению к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и
Определение № 304-ЭС21-8954 от 21.06.2021 Верховного Суда РФ
земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (действовал на момент выдачи предписания), пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции исходили из того, что плановый (рейдовый) осмотр и внеплановая документарная проверка проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, по результатам которых установлен факт нанесения вреда почвам земельного участка, принадлежащего обществу. При исследовании обстоятельств дела установлено, что при проведении планового (рейдового) осмотра , отбора образцов (проб) почв управлением осуществлены действия, которые не требовали взаимодействия с обществом; непосредственное взаимодействие с обществом допущено исключительно в рамках внеплановой документарной проверки; запрос у общества документов в рамках внеплановой документарной проверки являлся достаточным для проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что нарушения, обнаруженные в ходе планового (рейдового) мероприятия, могли явиться лишь поводом для назначения внеплановой проверки; внеплановая документарная проверка фактически
Постановление № А74-3949/17 от 26.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении государственного экологического надзора. Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ установлен порядок организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Частью 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ определено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в частности, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ). В силу части 5 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ
Постановление № А42-3231/17 от 11.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего. Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Частью 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ определено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в частности, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ). В силу части 5 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ
Постановление № А55-20286/2021 от 18.10.2022 АС Поволжского округа
органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. В силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 данного Закона. Согласно статье 13.2 Федерального закона №294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара от 14.11.2016 №218 утвержден Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) обследований (осмотров) и их содержания, оформления результатов плановых (рейдовых) обследований (осмотров) на территории Октябрьского
Постановление № 17АП-10453/18-АК от 23.08.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования). Региональный государственный экологический надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры , обследования территорий, акваторий (далее - мероприятия по контролю). Должностные лица при проведении проверки имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения обязательных требований, плановые (рейдовые) осмотры, обследования; выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким
Постановление № А26-4299/17 от 10.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями", которая определяет основные виды мероприятий по контролю, порядок их организации, меры, принимаемые по результатам их осуществления. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2017 года, т.е. действовали в период проведения контрольных мероприятий, и рассмотрения дела об административном правонарушении (март - апрель 2017 года). Согласно части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры территорий относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органа контроля с контролируемым лицом. Означенные мероприятия, в соответствии с частью 1 статьи 13.2 Закона № 294-ФЗ проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий. В силу части 5 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа
Решение № 2А-406/19 от 20.12.2019 Старицкого районного суда (Тверская область)
надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, административные обследования объектов земельных отношений относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Из положений статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на
Решение № 11-158/2022 от 24.05.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)
период с 18 мая по 15 июня 2021 г. По ее результатам и вынесено постановление о назначении административного наказания. Отменяя постановление, судья указал, что доказательства по делу получены с нарушением ст. 13.2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон), в связи с чем в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми. В силу ч. 3 ст. 13.2 Закона плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку. По мнению судьи, в нарушение этой нормы сотрудники Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям, достоверно зная какому именно юридическому лицу принадлежит названный земельный участок, провели плановый (рейдовый) осмотр, подменив, таким образом, проведение проверки. С таким выводом нельзя согласиться в связи со следующим. Частью 1 ст. 13.2 Закона определено, что плановые (рейдовые) осмотры, земельных участков, проводятся
Решение № 2А-409/19 от 20.12.2019 Старицкого районного суда (Тверская область)
электронной почты И.Е.А. Представитель административных истцов ФИО4 представил заявление о дополнении исковых требований ФИО3 и ФИО2, в котором считал, что проводимая на основании оспариваемого приказа № 479-ЗН от 03.04.2019 проверка носила предметных характер, проводилась конкретно в отношении административных истцов ФИО3 и ФИО2, поскольку в сообщении И.Е.А. имеется ссылка на конкретные участки с кадастровыми номерами №. Таким образом, оспариваемый приказ был вынесен с нарушением ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, согласно которой, плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой внеплановую проверку. В соответствии с оспариваемым приказом, проверка проводилась без извещения административных истцов и в их отсутствие, чем были созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод и реализации законных интересов. Также указал, что электронное письмо И.Е.А., послужившее поводом для проведения планового (рейдового) осмотра земельных участков, не содержало всех необходимых данных и атрибутов для ее идентификации. Сведений о ее