ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду сбросы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Заключение Минэкономразвития России от 23.04.2013 "По экспертизе Приказа Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства"
воздействие на окружающую среду (далее - плата) представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Плата носит компенсационный характер и устанавливается на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду уже является эквивалентом возмещения ущерба (вреда) окружающей среде. Пример 2: Природопользователь при осуществлении деятельности, приводящей к негативному воздействию на окружающую среду, обязан внести в соответствующие бюджеты платежи за негативное воздействие на окружающую среду, дифференцированные в зависимости от видов и степени воздействия, экологических факторов, объема загрязнения, которые являются компенсацией вреда, причиненного окружающей среде. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 установлен повышающий коэффициент за сбросы сверх установленных ограничений, в том числе за сброс сточных (дренажных) вод сверх установленных нормативов (при отсутствии лимитов) взимается плата с повышающим коэффициентом 25 в сравнении с платой за сброс сточных вод в пределах допустимых нормативов. Таким образом,
Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2010 N ГКПИ10-477 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2, 3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 и приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344>
окружающей среды, а непосредственно с изменением самого качества (состояния) окружающей среды, в том числе в пределах установленных нормативов качества. Плата за негативное воздействие на окружающею среду не является мерой юридической ответственности (санкцией) за виновные действия субъектов хозяйственной и иной деятельности. Платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от осуществления под контролем государства деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и предназначены для проведения государством мероприятий по охране окружающей среды и устранению последствий выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах установленных нормативов такого допустимого воздействия. За превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). С учетом изложенного оспариваемые нормативные правовые акты в части, предусматривающей внесение платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов, не противоречат федеральному закону
Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду 1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. 2. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. 3. Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, при исчислении
Определение № 301-ЭС22-2351 от 29.03.2022 Верховного Суда РФ
сточных вод по Выпуску № 1 «Основной выпуск» осуществляло сброс загрязняющего вещества - лигносульфоновых кислот, входящего в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». В соответствии с декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы общество вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие расчета по загрязняющему веществу -лигносульфоновые кислоты и платы за его сброс . Поскольку в добровольном порядке общество не исполнило требование о погашении задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, управление обратилось с настоящим иском в суд. Принимая обжалуемые заявителем судебные акты, суды руководствовались нормами главы 7 АПК РФ, положениями статей 1, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ
Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
255), отказали в удовлетворении требований, исходя из недоказанности наличия у Общества задолженности перед Управлением по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку объемы размещаемых отходов и выбросов не превышают значения, установленные в прежней разрешительной документации (номинальный срок действия, которой истек в 2018 году), а превышений лимитов не установлено. Выражая свое несогласие, заявитель указывает, что согласно положениям статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и
Определение № 13АП-35321/18 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
внесению дополнительной платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по спорным объектам. При этом суды исходили из того, что масса сброса и сумма платы определены департаментом на основании некорректных данных, содержащихся в заявке общества о постановке объектов на государственный учет, не имеющих отношения к данным производственного экологического контроля, тогда как действительные данные подтверждаются исключительно сведениями экологического производственного контроля. Суды также отметили, что исходные данные для проведения процедуры контроля исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты по спорным объектам департаментом не опровергнуты. Как и не опровергнут, в том числе арифметически, расчет неправомерно начисленных сумм платы в оспариваемой обществом части. Судами отклонен довод департамента о возможности подачи откорректированных данных до 10.03.2017, поскольку допущенная арифметическая ошибка общества не влияла на фактический объем сбросов, который должен подтверждаться исключительно сведениями экологического производственного контроля. Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не дана была оценка
Определение № 11АП-12119/19 от 13.02.2020 Верховного Суда РФ
природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее – Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» (далее – Учреждение) о взыскании 490 881 руб. 83 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года и 2016 год, в том числе: 153 372 руб. платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 338 509 руб. 83 коп. платы за размещение отходов производства и потребления; о взыскании 13 974 руб. 99 коп. пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016 год по состоянию на 10.01.2019 и 7195 руб. 73 коп. пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2017 год по состоянию на 23.12.2018.
Постановление № А26-487/16 от 06.12.2016 АС Республики Карелия
льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов. Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.1992 № 632 утвердило Порядок определения платы
Постановление № А29-2387/20 от 16.06.2021 АС Республики Коми
6.1, 12.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ, не принимаются, поскольку названные нормы действует с 01.01.2019, и к спорным правоотношениям применению не подлежат. В обоснование своих доводов заявитель жалобы приводит часть 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), согласно которой в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Между тем, названная норма права действовала до 01.01.2016. Согласно части 2 статьи 28 Закона № 416-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10 января
Постановление № А21-5578/17 от 09.10.2018 АС Северо-Западного округа
в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; установке автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
Постановление № А26-1185/17 от 30.11.2017 АС Северо-Западного округа
в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы
Постановление № А07-4276/20 от 16.02.2022 АС Уральского округа
системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан», названный Порядок распространяет свое действие на предприятия и организации, отводящие сточные воды и загрязняющие вещества через централизованные системы водоотведения, за исключением организаций, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, исчисляется и взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее – абоненты), а также на организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан (далее – предприятия ВКХ). Согласно пункту 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам
Постановление № 5-9/2014 от 07.03.2014 Солецкого районного суда (Новгородская область)
- ультразвуковой корреляционный расходометр на напорном трубопроводе RS-232. Представитель ООО «МП Шимский водоканал» Загаева А.А. в судебном заседании, действуя на основании доверенности со всеми правами, предоставленными юридическому лицу, в отношении и которого возбуждено дело об административном правонарушении, признала вину ООО «МП Шимский водоканал» в совершении правонарушения. Объяснила, что в настоящее время имеет место динамика улучшения качества воды, так в четвертом квартале 2013 года по сравнению с третьим кварталом 2013 года снизилась плата за негативное воздействие на окружающую среду - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты р. Шелонь и р. Мшага, а именно, в третьем квартале данная плата составляла 33532 рублей 80 коп., в то время как в четвертом квартале - 10821 руб. 71 коп. Кроме того, 05 марта 2014 года ими получен проект на выдачу разрешения на сброс сточных вод, осуществляется подготовка документов для получения данного разрешения. В настоящее время каждый месяц по сравнению с прежними показателями улучшается качество воды, что
Решение № 21-166/20 от 25.02.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)
также статьи 7.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Как следует из материалов дела, ООО «КРКА ФАРМА» арендует нежилое помещение площадью ... кв.м. для размещения офиса, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между генеральным директором АО «...» ФИО3 («Арендодатель») с одной стороны и ООО «КРКА ФАРМА» в лице директора ФИО2 («Арендатор») с другой стороны (адм.материал - л.д.36-40). Пунктом 2.1.9 указанного Договора установлено, что Арендодатель обязуется производить плату за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и размещение отходов); «Арендатор» передает образовавшиеся от его деятельности отходы «Арендодателю» для последующего вывоза и размещения на полигоне ТБО в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «...» на утилизацию твердых бытовых отходов. Следовательно, поскольку в помещении, арендуемом ООО «КРКА ФАРМА» за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает «Арендодатель» АО ««Приморский полиграфический комбинат», то при наличии обязательств собственника («Арендодателя») по выносу мусора, вины ООО «КРКА ФАРМА» в сбросе
Постановление № 4А-40/2015 от 27.02.2015 Кировского областного суда (Кировская область)
административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. Как следует из материалов дела, 25.08.2014 в отношении ИП Новоселова Д.С. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в связи с тем, что не вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду (сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) за III-IV кварталы 2013 года и I-II кварталы 2014 года. Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: материалами прокурорской проверки, справкой главного специалиста отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности по Орловскомй району ФИО7., постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 11.08.2014, письмом о направлении информации от 01.07.2014 №, письмом от 28.05.2014 №, письмом № от 03.07.2014 о принятии
Решение № 12-17/2014 от 24.06.2014
вышеуказанное постановление о назначении административного наказания должностным лицом Берсеневым А.И. подана жалоба, которая мотивирована тем, что в связи с развитием поселка и его инфраструктуры фактический объем сточных вод, проходящих через КОС-400, превышает его проектную мощность, в связи, с чем влияет на качество и эффективность процессов очистки. Очищенные сточные воды соответствуют требованиям Государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм – СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Кроме того, <данные изъяты> производит регулярную плату за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за ПДС и за сверхлимитный сброс). Также в жалобе отмечается, что <данные изъяты> уже было привлечено к административной ответственности по данному факту. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу Берсенев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. №), о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало, в суд направил
Решение № 2-254/2016 от 26.12.2016 Ольхонского районного суда (Иркутская область)
из озера Байкал, УСТАНОВИЛ: Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сергит» с обозначенным иском. Просит: Признать незаконным бездействие ООО «Сергит» выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспорта отходов; получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлению экологической информации в форме государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; сбросу дренажных вод в грунт в границах водоохранных зон; заборе воды в отсутствие права пользования водным объектом. Обязать ООО «Сергит» приостановить эксплуатацию туристической базы «Байкалов острог», расположенную адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Запретить ООО «Сергит» сброс дренажных вод в грунт в границах водоохраной зоны озера Байкал. Запретить ООО «Сергит» забор воды из озера Байкал в отсутствие права пользования водным объектом. Обязать ООО «Сергит» в